Что такое аутизм у ребенка и как его лечить?

Содержание

Аутизм у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей

Что такое аутизм у ребенка и как его лечить?

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году.

Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение.

Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка.

Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет.

  Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.



Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом.

Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма.

Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции.

Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта.

Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США.

Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей.

США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса.

Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности.

Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения.

Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет.

Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры.

Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы.

Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации.

Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы.

С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение.

На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Аутизм у детей – признаки симптомы, что это такое и как диагностируется?

Что такое аутизм у ребенка и как его лечить?

Аутизм, или синдром Каннера, — это психическое расстройство, протекающее на фоне низкой социальной адаптации.

Дети с таким заболеванием не стремятся к взаимодействию с окружающим миром, они глубоко погружены в себя.

В легкой форме это нарушение встречается примерно у 4 малышей из 1000, а пациентов с выраженными признаками болезни значительно меньше. Рассмотрим подробно, что такое аутизм, и каковы его основные признаки.

Что такое аутизм

Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.

По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.

Он может быть:

  1. Типичным. В этом случае симптомы болезни заметны уже в раннем возрасте. Такие дети равнодушны к окружающей действительности и нелюбознательны, плохо реагируют на внешние раздражители и не стремятся общаться с родственниками или другими детьми.
  2. Атипичным.

    Такое заболевание дает о себе знать не сразу, как правило, его признаки проявляются ближе к 3 годам. При этом диагностировать атипичный аутизм довольно трудно, поскольку симптомы выражены неявно.

  3. Скрытым.

    Сведений о больных с таким диагнозом очень мало, поскольку клинические симптомы этого типа аутизма проявляются слабо и нерегулярно. Чаще всего детей просто считают замкнутыми и нелюдимыми, списывая все странности в поведении на особенности характера.

Признаки аутизма у детей зависят от формы и тяжести заболевания, что значительно затрудняет постановку точного диагноза. Нередки случаи, когда болезнь выявляют только после того, как развиваются стойкие симптомы, плохо поддающиеся коррекции.

Причины возникновения аутизма у детей

У медиков нет точного ответа на вопрос, в чем причина аутизма и почему же он возникает. Считается, что патологические изменения мозга, вследствие которых развивается болезнь, обусловлены нарушениями на генетическом уровне.

Относительно точно выявлены лишь возможные факторы риска.

Вероятность рождения такого малыша возрастает в следующих случаях:

  • один из родителей старше 35 лет;
  • беременность протекает на фоне патологии;
  • в процессе вынашивания ребенка организм женщины подвергался негативным воздействиям (плохая экология, приём сильнодействующих лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, сигаретами или наркотическими веществами);
  • в семье одного из родителей уже рождались дети с синдромом Каннера;
  • среди родственников есть лица, страдающие от психических расстройств.

Существовала теория, что чаще всего аутизм встречается у малышей, которые являются первенцами. Однако есть и другое мнение, часть ученых утверждает, что с появлением каждого нового члена семьи риск, что следующий ребёнок будет страдать аутизмом, возрастает.

Знаете ли вы? У мальчиков диагностируют такое заболевание в 4 раза чаще, чем у девочек. Объяснений этому явлению не найдено до настоящего момента.

К характерным проявлениям синдрома каннера относят следующие симптомы:

  1. Отказ от общения с окружающими. Ребёнок избегает контактов не только со взрослыми, но и с ровесниками, игнорирует, когда к нему обращаются. Заговорить с кем-то первым для такого больного проблематично, а если возникает необходимость, он испытывает сильный дискомфорт.
  2. Нарушение взаимодействия в социуме.

    Малыши-аутисты предпочитают не смотреть в глаза окружающим, игнорируют коллективные игры и занятия. Ребёнок с таким расстройством часто неспособен даже указать пальцем на то, что ему нужно. Вместо этого он использует руку мамы или другого родственника, находящегося поблизости.

  3. Поведенческое однообразие и склонность к определенным ритуалам.

    Ребёнок с диагнозом аутизм способен остро отреагировать на любое, даже незначительное отклонение от «зоны комфорта». Например, он может разнервничаться при изменении привычного маршрута от магазина до дома и устроить настоящую истерику, если чай налит не в ту кружку, которой он привык пользоваться.

    Игры такие малыши предпочитают однообразные, нередко их увлекает упорядочивание предметов, а именно группирование их по размерам или цветам.

  4. Трудности при вербальном контакте. Довольно часто у таких детей встречаются задержки речевого развития, а иногда малыш не говорит совсем.

    Но бывает и обратная ситуация, когда ребёнок в течение определенного времени разговаривает лучше своих ровесников, а затем прекращает общаться. Иногда аутисты говорят неестественными, вычурными фразами, причём речь их отличается монотонностью интонаций.

  5. Эхолалия. Этим термином обозначается бессмысленное повторение слов и фраз за собеседником.

    Для детей с синдромом Каннера характерно отвечать вопросом на вопрос, причём спрашивать об одном и том же можно много раз подряд, ребёнок будет монотонно воспроизводить услышанное.

  6. Интеллектуальные расстройства. Умственная отсталость у аутистов — довольно редкое явление, а примерно 10% таких больных отличаются ускоренным развитием.

    Но при этом дети с этим диагнозом нередко испытывают проблемы с концентрацией внимания и сосредоточенностью, кроме того, они могут интересоваться только какой-либо одной дисциплиной, например, рисованием или пением, а остальные игнорировать.

  7. Притупление инстинкта самосохранения.

    Это явление получило название аутоагрессия, многие аутисты специально причиняют травмы сами себе, например, до крови кусают руку или наносят удары. Кроме того, они почти лишены чувства опасности, и способны выбежать на проезжую часть или влезть на подоконник. А получив травму, ребенок тут же забывает негативный опыт и сможет повторить эти действия еще не раз.

  8. Странности походки.

    Отличительной чертой большинства детей-аутистов является необычный способ передвижения. Одни предпочитают носиться вприпрыжку, другие же ходят на носочках, размахивая при этом руками, движутся приставным шагом или раскачиваются во время ходьбы. В любом случае, для такого малыша характерна некоторая угловатость и неловкость.

На заметку. Все перечисленные признаки у одного больного встречаются довольно редко, как правило, наличия 2 – 3 описанных симптомов достаточно, чтобы заподозрить аутизм.

В каком возрасте чаще всего диагностируют болезнь

Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку уже в 2 года при ярко выраженных признаках этого заболевания. Чаще всего симптомы проявляются при попытках социализировать малыша, например, отдать его в детский сад, когда и становится явной его «непохожесть» на других детей того же возраста.

Но аутизм может дать о себе знать и в более позднем возрасте, при этом уровень интеллектуального развития у такого ребенка будет значительно выше. Иными словами, заболевание диагностируется, когда появляются явные симптомы.

В зависимости от времени появления первых признаков болезни ее подразделяют на такие виды:

  1. Ранний детский аутизм. Это заболевание проявляется в возрасте до 2 лет и характеризуется низкой привязанностью малыша к матери, отсутствием реакции на звуковые раздражители при нормальном состоянии слуха и неадекватным поведением в ответ на внешние обстоятельства.

    Нередко такие дети предпочитают играть с каким-либо одним предметом, другие же игнорируют.

  2. Детский аутизм. Такое нарушение диагностируется у детей от 3 до 11 лет.

    Пациенты с подобным расстройством к 3 – 4 годам еще не говорят или же произносят всего несколько фраз, не проявляют инициативу в общении, с трудом осваивают элементарные навыки. Любая перемена привычной обстановки вызывает страх и раздражение.

  3. Подростковый аутизм.

    Эта форма болезни диагностируется с 11 до 18 лет. Подростки с такой проблемой не испытывают потребности в общении и по большей части стремятся к одиночеству.

    По причине непонимания чувств и настроения других людей, они не могут построить дружеских или романтических отношений, а период полового созревания проходит значительно сложнее, нежели у обычных подростков.

Внимание! Указанные симптомы не всегда являются свидетельством аутизма, для постановки точного диагноза необходима консультация специалиста и проведение ряда исследований.

Диагностика болезни

В процессе диагностики в первую очередь важно дифференцировать аутизм от других заболеваний, которые могут вызывать сходные изменения в состоянии ребенка.

Для этих целей проводятся такие исследования:

  • консультация отоларинголога;
  • МРТ;
  • КТ;
  • электроэнцефалография;
  • анализ на уровень гормонов.

А также проводится тестирование с использованием различных методик, которые помогают сделать заключение об интеллектуальном уровне ребенка, его реакциях и степени выраженности симптомов болезни.

Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка дома

Диагностика аутизма порой вызывает затруднение даже у опытных врачей, а выявить эту болезнь в домашних условиях невозможно. Но существует тесты, с помощью которых родители малышей в возрасте от 1,5 лет могут определить, насколько велика вероятность такого нарушения у их ребенка.

Потребуется дать ответ на следующие вопросы:

  1. Стремится ли ребёнок к тому, чтобы его подержали на руках, посадили на колени или укачивали?
  2. Проявляет ли малыш интерес к другим детям?
  3. Любит ли он куда-нибудь забираться, например, подниматься по ступенькам?
  4. Играет ли ребенок с родителями?
  5. Способен ли малыш указать пальцем на привлекший внимание предмет?
  6. Часто ли ребёнок занят имитацией какого-то занятия, например, управлением машинкой или приготовлением «пищи» в игрушечной посудке? Он сделает это, если попросить?
  7. Приносит ли ребёнок предметы, чтобы продемонстрировать их родителям?
  8. Часто ли малыш смотрит в глаза посторонним людям?
  9. Может ли выстроить из кубиков пирамидку или башню?

Внимание! Когда на большинство вопросов дается отрицательный ответ, вероятность наличия аутизма у малыша очень высока. В этом случае нужна срочная консультация специалиста.

Лечение аутизма у детей

Вылечить аутизм невозможно, остается лишь корректировать поведение пациента и прививать ему определенные навыки.

В рамках терапии применяются следующее методики:

  • занятия у логопеда;
  • поведенческая терапия;
  • сенсорная интеграция (лечение движением);
  • арттерапия (лечение рисованием);
  • анималотерапия (лечение путем контактов с животными);
  • томатис (использование звуков для воздействия на кору головного мозга).

Помимо этого, детям назначают препараты следующих групп:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • транквилизаторы;
  • витаминные комплексы.

А также ребенку могут назначить диету, основанную на исключении глютеновой и казеиновой пищи. Запрет налагается на молочные продукты, изделия из пшеницы, ячменя или ржи. Чтобы понять, насколько эффективна диетотерапия, ограничений потребуется придерживаться не менее 6 месяцев.

Методы обучения ребенка общению

В социальной адаптации ребенка-аутиста должны участвовать не только специалисты, но и родители.

Чтобы привить малышу навыки общения, нужно придерживаться следующих правил:

  1. В играх предоставлять ему право на лидерство и проявление инициативы.
  2. Давать ребенку возможность самому решать, когда же закончится игра.
  3. Вовлекать ребенка в игры с другими детьми, не обращая внимания на его отрицательные эмоции.
  4. Регулярно создавать ситуации, когда малышу необходимо контактировать с людьми.

  5. Всегда хвалить и поощрять ребенка за попытки самостоятельного общения.
  6. Если ребёнок не говорит, отыскать другие способы «обмена информацией», например, посредством жестикуляции, мимики, звуков или изображений.

Внимание! Не надо делать что-то вместо ребенка, если он не просил.  А также не стоит давить на малыша при принятии решений.

Ему требуется время, чтобы все взвесить и обдумать.

Как научить повседневным навыкам

Привитие аутисту элементарных навыков может занять довольно длительное время, поэтому родителям требуется запастись терпением. Единого метода, как именно приучить малыша мыть руки, чистить зубы или ставить вещи на свои места, нет. Это может быть обучение в форме игры или на личном примере.

Главное, соблюдать следующие правила:

  1. Прежде, чем приступить к освоению какого-либо навыка, показать ребёнку соответствующие картинки или продемонстрировать несколько раз, как это делать.
  2. Выполнять действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например, при мытье рук, сначала подтягивать рукава, затем открывать кран, и только потом брать мыло.

  3. Повторять занятия регулярно, чтобы ребёнок привыкал делать что-либо.
  4. Комментировать действия словами, поочередно показывая их последовательность.
  5. Когда требуется приучить ребенка пользоваться туалетом, желательно сажать его на унитаз в одно и то же время.

    Не страшно, если сначала ничего не будет получаться, необходимо регулярно повторять эти действия, сопровождая их подробными разъяснениями.

  6. Всегда хвалить малыша за успехи, или же придумать «систему бонусов».
  7. Не ругать, если что-то не получается.

У многих детей с синдромом Каннера необходимость выполнять какие-то действия вызывает раздражение, но потакать этому и забрасывать занятия нельзя. Со временем ребёнок привыкнет и перестанет негативно реагировать на просьбы вымыть руки или почистить зубы.

Прогноз для ребенка-аутиста

В случае с аутизмом трудно делать какие-либо прогнозы относительно того, насколько ребёнок сможет адаптироваться в окружающем мире. Но нужно быть готовым к тому, что «таким, как все» он никогда не станет.

Всего лишь 10% аутистов становятся относительно самостоятельными, заводят одного или двух друзей и не требуют постоянной поддержки родителей.

Около 20% больных довольно независимы, но при этом уровень их социальной адаптации нельзя назвать высоким. Большую часть времени такие пациенты предпочитают проводить дома, общения с посторонними стараются избегать.

Примерно половина людей, которым поставлен диагноз «аутизм», нуждаются в поддержке профессионалов, а 10 – 15% требуется специализированный уход.

Важно осознавать, что быть родителями малыша-аутиста, означает полностью изменить свою жизнь. Не нужно сравнивать сына или дочь с другими, здоровыми детьми и переживать по этому поводу. Лучше радоваться любым успехам своего «особенного» ребенка и быть ему поддержкой и опорой.

Источник: https://attuale.ru/autizm-u-detej-priznaki-simptomy-chto-eto-takoe-i-kak-diagnostiruetsya/

Заболевание невыясненной природы с характерными симптомами — аутизм у детей: признаки, фото, психологическая помощь и способы реабилитации

Что такое аутизм у ребенка и как его лечить?

Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.

Детки-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5–8 особенных малышей. Информация поможет понять, что скрывается за словом «аутист». Важно знать правила общения с детьми разного возраста.

статьи:

Исследования пока не дали ответ о причинах заболевания. Клинически доказанных теорий о причинах аутизма пока нет.

Мнение большинства учёных совпадает: детский аутизм – наследственное заболевание. На развитие болезни не влияет пол, социальное положение, раса, уровень благосостояния. Чаще болезнь проявляется у первенца.

Учёные отметили, что в семьях, где есть первенец-аутист, риск заболевания увеличивается с рождением каждого следующего малыша. Заводить второго ребёнка решаются не все: постоянные занятия с ребенком с диагнозом аутизм требуют огромного терпения, душевных сил. Ежедневное эмоциональное напряжение – одна из причин, почему аутист часто является единственным ребёнком.

Общая информация

Что же это за непонятное заболевание? Чем больные детки отличаются от здоровых? Что такое аутизм простыми словами?

Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами.

Проблема для родителей, но не для ребёнка – нежелание общаться. Малыш плохо идёт на контакт не из-за особенностей характера, упрямства или «вредности»: при аутизме человек спокойно обходится без общения с окружающими. «Человек дождя» испытывает дискомфорт от вторжения в его «правильный» мир.

Ребёнок долго размышляет о чём-то далёком, равнодушно скользит взглядом по родным, близким, не глядит в глаза. Родителей ранит, что малыш почти не выражает эмоции, смотрит на них, как на пустое место. Ребёнок погружён в себя, приход мамы/папы его мало радует. Дождаться улыбки от ребёнка-аутиста до начала лечения (иногда и при психотерапии) очень сложно.

Видеть такую реакцию больно, тяжело. В ситуации, повторяющейся изо дня в день, сложно сохранить душевное равновесие. Многие родители впадают в депрессию, плохо понимают, как заставить малыша общаться. Настойчивые попытки исправить положение без специальных знаний могут спровоцировать нервный срыв у взрослых и малыша.

Узнайте подробности о симптомах и лечении аденовирусной инфекции у детей.

Способы лечения педикулеза у детей в домашних условиях описаны в этой статье.

Симптоматика

Задача родителей и врачей – вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Опытный педиатр обратит внимание на поведение малыша, но родители также должны понимать, какие признаки говорят об аутизме. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

Полезные советы:

  • нельзя списывать нежелание общаться на «исключительность» ребёнка, особенности характера;
  • многие взрослые радуются, что малыш почти всё время спокойно занимается сам, не беспокоит бесконечными «почему»;
  • при частом повторении симптоматики обязательно обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется консультация психолога или психиатра;
  • бояться визита к врачам не стоит: ранняя диагностика даёт определённый шанс на потепление в отношениях.

Ранний аутизм

Основные признаки аутизма у детей до года:

  • младенец слабо выражает эмоции, почти не реагирует на родителей;
  • кроха предпочитает только одну игрушку, другие раздражают его;
  • малыш погружён в себя, не откликается на имя;
  • маленький аутист отказывается от общения, занимается своими делами, независимо от реакции окружающих;
  • детки старше года смотрят в сторону, на одежду, избегая зрительного контакта, когда с ними разговаривают родители, родственники;
  • аутист предпочитает одиночество, во дворе избегает общества ровесников, подолгу занимается одним делом;
  • развитие речи запаздывает, иногда младенец долго молчит, «не гулит», потом внезапно начинает выговаривать целые слова.

Важно! На раннем этапе жизни внимательные родители и хороший детский врач обязательно обратят внимание на проблему. Понадобятся специальные упражнения с малышом, помощь опытного психиатра. Важно выбрать врача, который будет заниматься с ребёнком постоянно: смена лиц ухудшает состояние маленького пациента.

Детский недуг от 2 до 12 лет

К симптомам аутизма у детей, сопровождающим заболевание до двух лет, добавляются новые:

  • отсутствие интереса к гостям, новым лицам, нежелание участвовать в общей беседе. Детки редко начинают разговор, плохо слушают окружающих;
  • при смене привычной обстановки маленький аутист паникует, нервничает;
  • деток сложно обучить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой, писать, читать;
  • игры часто символические, без ярко-выраженных ролей и эмоций. Малыш удовлетворён тем, что просто расставил игрушки, его мало привлекают «дочки-матери» или соревнования заводных машинок;
  • иногда молчание сменяется бесконечным повторением одного звука или слова. Маленький «оратор» не испытывает ни малейшего дискомфорта, считает своё поведение абсолютно нормальным;
  • обучение детей с аутизмом в обычном классе – проблема. Школьник плохо запоминает материал, не желает отвечать по просьбе учителя. Дети часто смеются над замкнутым одноклассником. Даже опытный педагог редко может помочь: нужны специальные знания по психологии, педиатрии, индивидуальные занятия по особой методике.

Важный аспект! Дошкольники, школьники интересуется одним видом деятельности. Упор на рисование, математику, игру на музыкальных инструментах позволяет добиться успеха в этой области. Ребёнок не желает демонстрировать окружающим своё умение, ему достаточно, что чудесные рисунки лежат на столе или поддалась мудрёная задачка, над которой он «бился» неделю.

Подростковый аутизм

Как проявляется аутизм у ребенка? Основные признаки:

  • благодаря регулярным занятиям с опытным психиатром и родителями, мальчики/девочки постепенно приспосабливаются к жизни в обществе;
  • простые навыки ребёнок уже освоил, но одиночество – его стихия. «Не мешайте, отстаньте», – такова жизненная установка подростка, больного аутизмом;
  • свои мысли и чувства ребёнок часто излагает посредством рисунков. К возрасту 13–14 лет подросток окончательно выбирает сферу деятельности, уделяет ей всё свободное время. Нередко из аутистов получаются отличные программисты, математики, художники, поэты, музыканты. Повзрослевших детей привлекает занятие, для которого не нужна команда и постоянное общение;
  • половое созревание проходит трудно, подросток часто впадает в депрессию, иногда становится агрессивным.

Как вылечить ячмень на глазу у ребенка? Узнайте эффективные методы.

О правильном развитии и питании ребенка в 7 месяцев написано на этой странице.

По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/dyufalak.html прочтите о правилах применения слабительного Дюфалак для детей.

Терапия призвана растопить лёд в отношениях детей и родителей, адаптировать маленького человечка к окружающему миру и социуму. Многие родители паникуют после установления диагноза. Они понимают, что полностью излечить болезнь невозможно, нервы на пределе, но что-то делать всё равно нужно.

К сожалению, гарантировать успех терапии можно не всегда: слишком много факторов нужно учесть, в том числе, возраст юного пациента. Реабилитация чаще приносит видимые плоды у маленьких деток, но не всегда. Если дотянуть с началом терапии до 7–8 лет или подросткового возраста, скорректировать поведение будет намного сложнее.

Основные методы лечения аутизма:

  • помощь психиатра и психолога;
  • социальная адаптация в обществе;
  • медикаментозная терапия для снятия агрессии, бессонницы.

Не стоит тратить баснословные суммы на чудодейственное лекарство от аутизма. Пока нет специальных препаратов для «полного излечения». Медикаменты лишь устраняют симптомы, ухудшающие здоровье нервной системы, но не корректирую модель поведения.

Родители во время терапии должны соблюдать правила:

  • перед началом лечения важно понять, что срок реабилитации растягивается на годы. Иногда улучшения заметны через 2–3 месяца. Некоторым родителям везёт меньше: первых результатов придётся ждать год и более;
  • лечение проводится везде, постоянно: в больнице, детском саду, на улице. Нельзя изолировать деток от общества, но большое скопление народа, резкие крики, активное передвижение вокруг также вредят аутисту;
  • важно настроиться на регулярные визиты к психологу/психиатру с юным пациентом и без него (терапия изматывает морально, физически);
  • родители должны обязательно заниматься с аутистом дома по методике, рекомендованной врачом;
  • повторение – залог успешного обучения. Чем чаще родители выполняют одни и те же действия, тем выше вероятность, что малыш их запомнит, правильно повторит;
  • обязательно закрепляйте навыки, регулярно вспоминайте, что вы делали на прошлом уроке;
  • научитесь терпеливо, по несколько раз обращаться к дочке или сыну по имени, чтобы привлечь внимание к вам и вашим просьбам. Это сложно, но другого выхода нет. Старайтесь не срываться, повышать голос запрещено. Для эмоциональной разгрузки посещайте психолога, общайтесь родителями, столкнувшимися с такой же проблемой.

Эти рекомендации также обязательны для выполнения:

  • распорядок дня – обязательный элемент терапии. Хаос, отсутствие чётких правил мешает осваивать определённые навыки. Ребёнок должен уловить простые ассоциации: папа пришёл с работы – будет семейный ужин, наступило утро – пора вставать, чистить зубы, одеваться, собираться на занятия к психологу;
  • раз в год на неделю оставляйте подросшиего сына или дочку на попечение близкого человека, которому вы доверяете. Отдых от постоянного общения важен для сохранения психологического и физического здоровья: нервная система часто не выдерживает сильного напряжения;
  • многие психологи рекомендуют завести дома спокойное животное, проводить сеансы дельфинотерапии, иппотерапии (общение с лошадьми);
  • обстановка в комнате аутиста должна оставаться одинаковой. Передвигать вещи, менять шторы, убирать любимый стул запрещено: детки часто паникуют, неадекватно реагируют на перемены;
  • близкие родственники должны знать, как общаться с аутистом: что разрешено, какие действия могут вызвать панику или агрессию;
  • через социальные сети найдите в вашем населённом пункте родителей, у которых та же проблема. Моральная поддержка, обмен опытом, рассказ об успехах детей сближает, даёт родителям силы, надежду;
  • принимайте любую помощь по дому, чтобы больше внимания уделить специальным упражнениям, сеансам психотерапии. Выделите себе час-полтора на ежедневный отдых от занятий, чтобы не сорваться, сохранить здоровье;
  • оставляйте деткам свободное время для его любимого занятия: если вы всё время будете мешать, маленький аутист ещё больше замкнётся, перестанет обращать на вас внимание. Возможен другой вариант: агрессия, нервное напряжение, упрямство и злость (чаще у подростков).

Теперь вы знаете, что такое аутизм. У детей некоторые признаки появляются уже на первом году жизни. Вовремя обратите внимание на необычное поведение крохи, посетите врачей для уточнения диагноза.

Даже незначительные моторно-речевые нарушения – повод для визита к специалистам. Лучше перестраховаться, чем корить себя за позднее начало терапии.

Любовь к маленькому «человеку дождя» поможет преодолеть все трудности.

о признаках аутизма у детей:

Источник: http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/drugie/autizm.html

По какой причине аутизм у детей и как его лечить

Что такое аутизм у ребенка и как его лечить?

Аутизм у детей является своеобразной патологией развития ребенка. В редких случаях аутизм диагностируется и у взрослых, но в легкой форме. Симптомы и лечение данного заболевания зависят от вида и степени тяжести.

Виды аутизма

Аутизм у ребенка классифицируется по тяжести течения и по природе развития заболевания:

  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта.

Так, легкая форма расстройства аутистического характера имеет название «синдром Аспергера». Данный вид заболевания свойственен проявлению в более позднем возрасте (старше 10 лет).

Синдром характеризуется хорошо развитым интеллектом (интеллект выше среднего уровня). Речь развита, но возможны нарушения в интонации и громкости при общении. Наблюдается нарушение в координации движений: неуверенная походка, широко расставленные руки.

Аутисты с синдромом Аспергера любят поговорить, но только на интересующие их темы, причем не обращают внимания на то, что собеседникам абсолютно не интересна тема разговора.

Не способны договариваться и не принимают никаких условий компромисса.

При должной терапии и психокоррекции страдающие Аспергером способны полностью социализироваться и стать полноценными членами общества, найти применение своим умственным способностям.

Вторая разновидность аутизма более тяжелая. Это синдром Ретта. Причина этого синдрома исключительно генетическая: патология заключается в Х-хромосоме. Болеют исключительно девочки (1 случай на 10 тысяч девочек). К сожалению, такое генетическое заболевание у мальчиков приводит к нежизнеспособности плода.

  • Данный синдром проявляется такими признаками и проявлениями:
  • первые нарушения проявляются в возрасте от полугода до полутора;
  • в этом же возрасте наблюдается замедление роста объема головы;
  • нарушение движения рук (целенаправленность движений);
  • координация движений нарушена, снижен уровень двигательной активности;
  • утрата речевых навыков.

Также виды аутизма детей делятся в зависимости от возраста: аутизм раннего детского возраста, от года до 3 лет, дошкольников и  школьный аутизм.

В зависимости от того, в каком возрасте проявиться может патология, симптомы и проявления заболевания отличаются друг от друга. Также различают еще формы заболевания, при которых определяется уровень социальной адаптации:

  • отсутствие потребности в контактах с внешней средой (недостаточные навыки самообслуживания, замкнутость, молчаливость);
  • невосприимчивость окружающего мира (повышенная возбудимость, снижен инстинкт самосохранения; ребенок произносит звуки, повторяет действия);
  • погружение в собственный мир (внешний мир воспринимается, как фон, к родителям привязанность очень слабая);
  • практически полное отсутствие связи с обществом; любое вмешательство во внутренний мир провоцирует у аутиста пугливость, истощение, смену настроения.

Причины аутизма

Однозначного мнения по поводу причин развития аутизма нет, поэтому считается заболеванием невыясненной природы. Физическое здоровье маленьких аутистов отменное, отклонений в строении головного мозга также не наблюдается. При этом, в некоторых случаях все же прослеживается определенная зависимость других заболеваний с развитием аутизма:

  • туберкулезный склероз;
  • ДЦП;
  • краснуха у женщины во время беременности;
  • нарушение обмена веществ у беременной женщины (ожирение).

Также есть обоснованные данные по поводу того, что аутизм имеет наследственную природу. Риск развития у ребенка детского аутизма возрастает в разы, если в генеалогическом древе уже были такие случаи.

Если патология приобретенная, то причиной ее возникновения по неподтвержденной теории считается введение малышу некачественных прививок. Это может быть некачественная вакцина, плохое самочувствие малыша во время прививки (высокая температура), аллергическая реакция.

Но еще раз следует отметить, что связь между развитием аутизма и вакцинацией не подтверждена.

Симптомы и признаки аутизма

Как правило, первыми замечают необычное поведение ребенка родители, особенно хорошо видно отличие на фоне других деток. Малыши-аутисты могут подолгу играть с одной и той же игрушкой, не смотрят вам в глаза, проявляется отстраненность.

Существует установленная и утвержденная триада, которая позволяет заподозрить синдром аутизма:

  • нарушение коммуникации;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • ограниченное взаимодействие с окружающим миром.

Проявления аутизма различаются в зависимости от возраста больного. Так, у детей возрастом до года в качестве ранних признаков отмечается скудность эмоций, отсутствие жестов, не реагирует на свое имя.

Маленькие аутисты могут долго играть, не привлекая внимание родителей. Многих взрослых такое поведение радует («Какой спокойный ребенок!»), но, на самом деле, это повод для беспокойства.

При этом, редко проявляется сочетание аутизма некоторым расстройством развития и сопровождается эпилептическими припадками.

В возрасте от года до 3 лет болезнь может характеризоваться такими признаками:

  • малыш все старается делать сам с целью достижения независимости;
  • избегает встречи взглядом с собеседниками;
  • в полтора года может перестать разговаривать или использует слова-неологизмы, говорит о себе в 3-ем лице;
  • в поведении наблюдаются крайности: слишком спокойны или чересчур активны;
  • ритмичные покачивания;
  • повторяет одни и те же действия – например, включает/выключает воду или свет (действия, которые не имеют социального смысла);
  • не заинтересован в контакте с другими детьми, может проявить агрессию;
  • не переносит (пугается) смены обстановки;
  • глаза широко расставлены, уменьшенный размер нижней части лица.

Аутизм дошкольного возраста имеет свои особенности:

  • невозможность адаптации в коллективе, сторонится других детей, добровольная изоляция, проблемы в социализации;
  • проявляет признаки перфекционизма (все вещи разложены по цветам, в определенном порядке);
    сторонится всех детей;
  • без должного лечения развивается речевая дисфункция (мутизм);
  • гиперактивность, неспособность усидеть на одном месте и другие подобные действия;
    нарушается мелкая моторика.

Симптомы и признаки аутизма у школьников:

  • проявляет способности к точным наукам, рисованию, музыке (савантизм);
  • на одном занятии внимателен (любимые уроки), а на других предметах не сосредоточен;
  • чтение вслух вызывает затруднения;
  • молчалив при общении со взрослыми и другими окружающими людьми, фразы скудные и односложные;
  • пищу выбирает не по принципу «вкусно/невкусно», а по цвету.

Диагностика аутизма

В первую очередь, внимание родителей должно привлечь поведение малыша (например, не реагирует на свое имя, мало улыбается). В такой ситуации лучше сразу обратиться к педиатру за консультацией и как можно раньше провести полное обследование.

От того, насколько быстро будет диагностирован синдром аутизма, зависит дальнейшее развитие ребенка-аутиста и его социализация в обществе. Диагностика проводится с участием таких специалистов как педиатры, психологи, психиатры, неврологи, логопеды.

Определить у ребенка аутизм можно с помощью целенаправленных методов диагностики − тестирования по специальным опросникам:

  1. ADOS;
  2. ADI-R;
  3. CARS;
  4. ABC;
  5. ATEC;
  6. ASSQ;
  7. CHAT;
  8. M-CHAT.

Если у родителей и лечащего педиатра возникли подозрения по поводу наличия аутизма у ребенка (например, задержка речи), то назначаются дополнительные методы обследования:

  • томография головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • осмотр гастроэнтеролога;
  • УЗИ головного мозга;
  • допплер сосудов шеи и головного мозга;
  • консультация генетика.

На основании полученных данных комиссия врачей ставит врач-диагност и принимает решение о назначении необходимой терапии.

Лечение детей с аутизмом

К сожалению, наука еще не изобрела волшебную таблетку от аутизма, и конкретной схемы лечения ребенка-аутиста нет. Можно только постараться научить малыша жить в современном обществе.

Но это титанический ежедневный труд для родителей, на которых ложится львиная доля труда по адаптации аутиста к внешней среде.

Помогают родителям справиться с этой непростой ситуацией педиатры, психологи, логопеды, воспитатели в дошкольных и школьных заведениях.

В первую очередь, родителей нужно убедить, что их ребенок нуждается в помощи, и помочь ему адаптироваться могут только близкие люди. Вот в чем может заключаться их помощь:

  • принять ребенка таким, какой он есть (он все видит, слышит, понимает, но немного искаженно, не так, как все);
  • обеспечить малышу условия жизни, которые будут способствовать его развитию (так, следует ввести обязательный распорядок дня; обстановка в комнате не должна кардинально меняться);

Ежедневно должны проводиться занятия с малышом:

  1. Обучение навыкам общения – установление контакта.
  2. Сглаживание острых углов (исключить из повседневной жизни ребенка любых раздражителей, приводящих к
  3. проявлениям агрессии, − смена обстановки, нарушение режима дня, присутствие чужих людей).
  4. Развивать речь − навык общения – есть обязательное условие.
  5. Привлечение к социальным играм (катать машинки, играть в больничку).
  6. Развитие навыка подражания и повторения.

Основная терапия, которая используется при аутизме, – это поведенческая коррекция при помощи методов психологии (АВА-терапии).

В основе данного метода лежит принцип «действие-поощрение», то есть при условии, что ребенок выполняет какое-либо задание, он получает поощрение (музыку, игру, конфету).

Помимо закрепления навыка, на развитие которого направлено задание, также налаживается определенный контакт с малышом.

Развитие речи − один из крайне необходимых навыков. Помочь в его развитии поможет логопед. На занятиях с логопедом налаживается произношение и интонация речи.

Придерживаться распорядка дня тоже нужно еще научить. Одной из важнейших задач родителей, врачей, преподавателей является приспособить аутиста к самообслуживанию и самостоятельности. А распорядок дня прививает необходимые атрибуты повседневной жизни – почистить зубы, позавтракать, одеться и так далее. Расписание можно оформить в виде красочных карточек с изображением действий.

Медикаменты при аутизме применяются крайне редко и строго по предписанию врача. Даже если ребенок проявляет агрессию, не следует сразу его пичкать успокоительными препаратами, нужно постараться вывести малыша из такого состояния каким-либо другим способом.

Прогноз

Аутизм неизлечим, но при этом вполне реально добиться благоприятной и успешной адаптации людей дождя к обществу и окружающей среде. Такие малыши нуждаются в постоянных занятиях, тренировках, но это идет им только на пользу.

Чем раньше родители заметят проблему и своевременно начнут курс лечения, тем лучше они будут приспособлены к современной жизни. К сожалению, процент полностью адаптированных аутистов к обществу составляет всего 1-2%.

60-70% людей с диагнозом РДА постоянно нуждаются в помощи и уходе.

Многие люди с выдающимися интеллектуальными данными имеют определенную степень аутизма, который проявляется в неспособности наладить контакт с людьми, которые их окружают. При этом, они нуждаются в помощи по хозяйству, по приготовлению пищи.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/autizm-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.