Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Содержание

Социальное развитие у детей дошкольного возраста

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность.

В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии.

Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны.

Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания.

Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей.

Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой.

Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации.

Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых.

Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.

Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову.

Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира.

Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.

По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит.

Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их.

Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  • семья;
  • дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • деятельность;
  • передачиифильмыдлядетей;
  • песни, книги;
  • природа.

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении.

Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека.

Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры. Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию.

Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино.

Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайте с детьми. Общение позволяет установить контакт с малышом, и его речь будет быстрее развиваться.
  2. Научите детей быть внимательными по отношению к окружающим. Если ребенок вырастет эгоистом, ему сложно будет понять, что у других так же имеются собственные потребности и желания.
  3. Воспитывая свое чадо, проявляйте любовь и ласку. Не следует грубо кричать на малыша. Настаивайте на своей позиции, но говорите спокойно, не повышая голоса.
  4. Учите бережному обращению с материальными ценностями. Если он взял игрушку у своего друга, то ломать ее нельзя.
  5. Приучайте делиться своими игрушками. Это позволит ему быстро находить новых друзей.
  6. Создайте для малыша круг общения. Когда к ребенку приходят друзья, он сможет быстрее закрепить принятые в обществе модели поведения. Играть со сверстниками он может дома, в детском саду или во дворе.
  7. Хвалите детей, если они хорошо себя ведут. Когда малыш улыбается и слушается, его нужно похвалить.
  8. Поощряйте внимательное отношение к людям. Учите воспитанника азам нравственности на примерах жизненных ситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/socialnoe-razvitie/socialnoe-razvitie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Личность дошкольника и психологические условия её формирования (стр. 1 из 5)

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра русского языка и культуры речи

Личность дошкольника и психологические условия её формирования

Таганрог

2009

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Личность дошкольника и условия её формирования……………5

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развитие личности

ребенка дошкольного возраста………………………………………………5

1.2. Формирование личности дошкольника……………………………………10

1.3. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет…………………………17

Глава 2. Эмпирическое изучение личности старших дошкольников….20

2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………22

2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………………………27

Приложение

Введение

Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. Следовательно, если соблюдать все условия, то во взрослом возрасте мы получим человека нравственного, умеющего общаться, добиваться результатов в любой деятельности, профессии. А это ведет к прогрессу общества в целом.

Если говорить о дошкольном возрасте, то без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. [13]

Различные психологи по-разному определяют понятие «личность». Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Согласно З.

Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Леонтьев писал, что личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека[2].

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное.

В своей работе мы хотели проанализировать работы разных авторов, занимающихся изучением личности дошкольников. Особое внимание уделить развитию самооценки дошкольников, провести исследование детей по этой теме.

Цель данной работы – изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их самооценки. Для раскрытия цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать теоретический материал.

2. Выявить уровень самооценки детей, выявить степень адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать результаты эксперимента.

Объектом исследования являюся дети дошкольного возраста. Предметомисследования является личность дошкольника. В процессе работы использовались следующие методы: анализ специальной литературы, психодиагностика, наблюдение за поведением детей в подготовительной группе детского сада, беседа с воспитателем.

Глава I. Личность дошкольника и условия её формирования

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развития

личности ребенка дошкольного возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».

Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л. И.

Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»[4].

Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.

Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. [15]

По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера. [10]

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в предела «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка.Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье.

Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей [5].

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.

Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности.

Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.

Можно выделить еще одно немаловажное условие развития личности дошкольника – это игра.

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошколь­ного возраста.
Д.Б Эльконин подчеркивал, что игра от­носится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона мини­мальна, сокращены операции, условны предметы.

Одна­ко игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят мо­делирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б.

Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б.

Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных обще­ственных функций, вступающий в определенные отноше­ния с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203010/lichnost-doshkolnika-i-psikhologicheskie-usloviya-eye-formirovaniya

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Социально-личностному развитию дошкольников уделяется большое внимание в детских садах, потому что того требует и ФГОС, и жизненные обстоятельства. Молодая мама, ничего не зная про ФГОС, начинает развивать и воспитывать своего малыша с самого рождения.

Ей важно, чтобы ребёнок вырос хорошим, добрым, порядочным человеком, правильно выходил из сложных ситуаций, умел общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Мама старается показать малышу, что такое хорошо, и что такое плохо, что делать можно, а чего нельзя. Она уберегает его от опасностей и показывает, как надо их обходить.

С раннего возраста мама играет со своим ребёнком и наблюдает, какие таланты у него проявляются.

Малыш должен воспитываться в любви, тогда он будет точно знать, что родители его любят. В дальнейшем он будет копировать действия своих близких и поступать таким же образом с посторонними людьми: сверстниками и взрослыми.

Малыш растёт и уже старается помогать маме. У него появляются первые поручения и даже домашние обязанности: нажать на кнопку стиральной машинки, убрать посуду со стола. Ребёнок с раннего возраста должен видеть и ценить труд взрослых.

Такое воспитание в семье это идеальные условия выполнения ФГОС.

Программные моменты

В чём состоит стратегия требований ФГОС по социально-личностному развитию дошкольника? Для детских садов разрабатываются программы, учебные пособия, методики по данному направлению. Всё это сводится к следующим аспектам:

  • ребёнок должен быть воспитан в соответствии с нормами, правилами, ценностями общественной жизни;
  • уметь общаться с близкими, чужими взрослыми, детьми, своими сверстниками; воспитывать у дошкольника доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, умение выходить из сложных ситуаций;
  • формировать у ребёнка правильную самооценку; учить контролировать свои действия, правильную мотивацию своих поступков;
  • воспитывать гордость принадлежности к своей семье, чувство коллективизма; ребёнок должен ощущать себя частью детского и взрослого коллектива; уважать труд и творчество других людей;
  • формировать у детей навык безопасного поведения в быту, на природе, в обществе; воспитывать готовность помочь другому человеку; это достигается через совместные игры или выполнения общих поручений в детском коллективе.

Детское учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность.

Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха, уважения со стороны других людей. Он будет соблюдать и ценить общественные правила, научится избегать опасности.

Развитие личности дошкольника в социуме один из важнейших аспектов ФГОС.

Развитие детей 1-2 лет

Социально-личностное развитие ребёнка начинается с самого рождения.

https://www.youtube.com/watch?v=r4orAXEx0Ys

К 2 годам он уже многое умеет и знает:

  • своё имя, как зовут родителей;
  • начинает говорить;
  • реагирует на поведение взрослых и детей;
  • проявляет эмоции в зависимости от удовлетворения его потребностей; ему дали, что он хотел – смеётся; он не получил желаемого – кричит, плачет; в речи появляется выражение «я хочу»;
  • играет с мамой, со своими сверстниками; решает, делиться игрушкой или нет;
  • оценивает себя и других детей; у него появляются понятия «хороший», «плохой»;
  • имеет первоначальное представление о себе; он может рассмотреть себя в зеркало; у него есть тело, 2 руки, 2 ноги, голова, глаза, уши, волосы;
  • проявляет желание сделать что-то самостоятельно; говорит – «я сам».

К 2 годам начинает формироваться личность ребёнка. Он понимает, что его окружают здания, люди, животные. Развитие личности малыша, его социально значимая адаптация идёт через игры. Мама может приобрести учебные пособия серии «Школа 7 гномов». В них используется игровые методы.

Серия учебных пособий «Школа 7 гномов» для детей до 2 лет

  1. Пособие «Мой Дом» (из серии «Школа 7 гномов») познакомит ребёнка с предметами комнат. Он узнает, что в его доме есть прихожая, кухня, спальня, гостиная, туалет, ванная. Ребёнок будет искать кошечку и собачку, которые всё время прячутся. Продолжить игру мама сможет уже без книги. Прятки малыши любят.

    С помощью этой игры ребёнок ощутит себя дома. У него начнёт формироваться чувство защищённости.

  2. Книга «Прогулки по городу» (из серии  помогут ребёнку увидеть, что его окружает на улице. В городе есть дорога с перекрёстком, парк, детская площадка, магазины и много других объектов.

    Малыш научиться понимать, что, выходя из дома, необходимо соблюдать определённые правила: как переходить дорогу, как вести себя в магазине. Начинает формироваться социализация ребёнка. Он вышел из дома в общественное место. Все занятия мама должна закреплять на практике.

  3. «В деревне и на даче» – это пособие покажет малышу, что кроме дома, города, есть ещё и другие места. Там живут люди, животные, есть грядки с овощами и фруктовые деревья. Ребёнок накормит в игре кошечку и собачку, а значит, поделится с другими. Узнает, как выращивают овощи и фрукты.

    У малыша начнёт формироваться уважение к труду другого человека. Родители могут приобрести ребёнку пластиковые инструменты, набор фруктов и овощей. Он будет «сажать огород» у себя дома или на улице.

Воспитание детей 3-4 года

Серия пособий «Школа 7 гномов» для деток 3-4 лет                                                

С учебным комплексом «Школа 7 гномов» малыш научится сопереживать. Он узнает, что существуют разные эмоции: радость, горе, удивление. Мама должна стараться формировать у малыша правильное отношение к эмоциям: пожалеть другого ребёнка, если он плачет. Кроме развивающих занятий используют методы: беседы, чтения книг. Ребёнок уже способен определить отрицательных и положительных героев.

В книге «Кто это? Что это?» ребёнок узнает о животных, растениях, птицах. Он будет разгадывать загадки. Научится определять различия между неживыми предметами и живыми существами.

У ребёнка начнёт формироваться ощущение своей значимости. Он может сорвать цветок, и тот погибнет. Пусть лучше растёт. Мама с малышом будет приходить в парк и наблюдать, как он цветёт.

Они могут покормить голубей и воробьёв.

Всю серию книг Школы 7 гномов можно бесплатно скачать здесь.

Что знает ребенок в 4 года?

К 4 годам малыш уже знает некоторые профессии. С ним можно играть в доктора, продавца, воспитателя, водителя автобуса, трамвая. Ролевые игры всегда социально значимые.

  • Малыш помогает больному: воспитывается сопереживание к другому человеку, чувствует в себе силы оказать помощь, выполняя несложные действия.
  • Ребёнок укладывает куклу или мишку спать: он знает режимные моменты, умеет ухаживать за другими, показывая свои навыки. Малыш может взять книжку и почитать её кукле: показывает ей рисунки и объясняет действия героев. Он уже даёт оценку поступкам, а значит, у него уже сформировалось понятие «хорошо» и «плохо».
  • Если он сидит в воображаемой машине в роле водителя, то он уже знает, что ехать надо по дороге, соблюдая правила. Можно приобрести или сделать для малыша светофор.
  • В игре «магазин» малыш чередует роли продавца и покупателя: ранее он усвоил правила поведения в магазине, культуру общения.

В интернете широко представлена картотека сюжетно-ролевых игр по социально личностному воспитанию дошкольника. Игры можно придумывать самим, подготавливая ребёнка к какому – либо событию.

Если семья собралась в лес за грибами, то можно «пойти по грибы». Малыш не только научится различать грибы, но и усвоит правила поведения в лесу. Если необходимо постричь малыша, отвести его к парикмахеру, то можно придумать игру «в салоне красоты». Социально адаптированному ребёнку будет легче выполнять новые правила общения.

Дети 5-6 лет

Это возраст подготовительной группы к школе, последний год дошкольного периода. Скоро наступит момент истины, и выявятся все ошибки и достоинства социально значимого воспитания ребёнка. К личностному подходу в этот период уделяют особое внимание.

Необходимо сформировать поведение с посторонними людьми. Ребёнок здоровается с соседями, с продавцом магазина и может не стесняться задавать ему вопросы. Малыш благодарит за оказанную ему услугу.

  • Он должен уже проявлять навыки общения с детьми. Необходимо создать условия, чтобы ребёнок без стеснения и страха умел входить в новый коллектив, научиться знакомиться с новыми детьми и начинать игру.
  • Дошкольник понимает слова-просьбы, указания взрослых. Это особенно важно в первые дни обучения в школе. Многие дети не могут воспринимать слова учителя и не выполняют задания.
  • Ребёнку надо рассказать о стране, в которой он живёт: название, флаг, герб, главный город, значительные достопримечательности. Он должен ощущать принадлежность к своей Родине.
  • Дошкольнику надо рассказать основную информацию о своём городе, деревне: название, примечательные места.
  • В классе его будут окружать дети разных национальностей. Ему необходимо увидеть, что рядом с ним проживают взрослые и дети с иными традициями. У них другой разрез глаз и цвет кожи. Ребёнок может собирать фото национальных костюмов. У него получится большая картотека традиций других народов. Воспитатель и родители обязаны создать ребёнку условия для формирования терпимости и уважения к человеку другой национальности.

Стратегия ФГОС заключается в том, что дошкольник должен быть хорошо социально адаптирован к правилам общества, уметь анализировать свои поступки, не бояться показывать свои личные качества и достижения взрослому и детскому коллективу.

Ребёнок должен быть готов принимать новые требования учителя в школе, уметь взаимодействовать со своими будущими одноклассниками. Быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественном месте, дома, на природе.

Необходимо, чтобы в социально личностном развитии ребёнка принимали участие не только воспитатели в детском учреждении, но и родители.

Источник: http://StranaDetstva.ru/kakoe-lichnostnoe-razvitie-neobxodimo-rebyonku-v-doshkolnom-vozraste

Развитие личности в дошкольном возрасте: психология условий формирования психики дошкольников

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Стадия дошкольного возраста, знаменательна становлением первичного склада личности. В психологии считается, что этому периоду свойственно формирование важных механизмов, оказывающих влияние на развитие личности в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка, разделяют на следующие этапы:

  • Возраст 3-4 года. Происходит становление эмоциональной саморегуляции.
  • Возраст 4-5 лет. Происходит нравственная саморегуляция.
  • Возраст от 6 лет. Начинается становление таких качеств дошкольника, как личностные и деловые.

Эмоциональная сфера

На развитие личности дошкольника, большое влияние оказывает эмоциональная сфера. Детство, перед школой, чаще всего, проходит с умеренной эмоциональностью, без ярких аффективных всплесков, и без больших конфликтных ситуаций по пустякам.

Эмоциональная жизнь малыша, если брать раннее детство, имеет зависимость от ситуации, в которой он находится и принимает участие. К примеру: является ли он обладателем красивой игрушки или нет, есть ли возможность ее получить, удается ли ему взаимодействовать с ней, приходят ли ему на помощь взрослые и прочее.

Далее, уже в дошкольном возрасте, желания, которые раньше направлялись на предметы в каких-либо ситуациях, меняются на желания, связанные с воображаемыми предметами. То есть, действия чада уже не связываются с желанной вещью напрямую, а выстраиваются исходя из представлений о ней, о желании добиться определенного результата, о возможности получить ее в дальнейшем.

Возможность представлений, позволяет маленькому человеку отвлекаться от конкретной ситуации, а также, способствует появлению переживаний, не связанных с ней. Поэтому, реакция на текущие препятствия проявляется не так остро.

Всю жизнь дошкольника, можно назвать насыщенной, в эмоциональном плане. Все, чем он занимается – помощь по дому, рисование, игра, конструирование, лепка и т.д. – должно подкрепляться эмоциями. Если этого не будет, то к любому действию потеряется интерес, и оно не состоится. Дитя, в этот период своего развития, не способно выполнять какую-либо работу или действия, не интересные ему.

Важно, расширять круг эмоций чада. Дитё должно понять, что такое сопереживание, а также, зачем проявлять сочувствие к другим людям. Без правильного понимания этих эмоций, в дальнейшем, личность будет испытывать трудности при общении в коллективе или при ведении совместной деятельности.

Возникновение эмоциональных состояний

Эмоциональное предвосхищение, неразрывно связано с возникающими эмоциями. Еще до начала любых действий, дитя представляет эмоциональный образ, который может возникнуть после его деятельности, а также, какая реакция взрослых будет в конечно счете.

Если предвидится получение результата, не отвечающего общепринятым нормам воспитания, за который последует наказание или, в лучшем случае, неодобрение, то у маленького человека возникает тревожность. Именно она и способная предотвратить нежелательные действия.

И наоборот, предвосхищая замечательный результат, который будет по достоинству оценен взрослыми, дитя испытает сильные и положительные эмоции, являющиеся стимулом для дальнейшей деятельности.

Таким образом, получается, что аффект смещается к самому началу действия, относительно конца. На первый план структуры поведения, выходит эмоциональный образ, а действия дошкольника, регулируются предвосхищением последствий его поступков.

Контроль состояний эмоционального характера

Замечено, что присутствие взрослых, особенно посторонних, или других детей, способно сдерживать побуждения чада, и влияет на развитие личности дошкольника.

Со стороны взрослых, вначале, должен быть контроль над поведением детей, поскольку они, оставшись одни, ведут себя раскованно, импульсивно, а порой – неадекватно.

Но, по мере того, как развивается способность к представлению, дети начинают вести себя намного сдержанней, воображая, что контроль со стороны продолжается.

Структура процессов

Структура процессов в эмоциональной сфере, также подвергается изменениям. В младенчестве она состояла из реакций, которые выражались тем, что малыш громко плакал, хаотично передвигался, прикрывал руками лицо, бессвязно кричал слова, краснел от гнева, сжимая кулачки и т.д.

Дошкольники же, сохранив некоторые вышеописанные реакции, ведут себя более сдержано. Кроме этого, к эмоциональным процессам добавляются формы восприятия, воображения и образного мышления. Дитя может теперь испытывать радость или печать не только от сиюминутных действий или поступков, но и от предстоящих дел.

Также, усиливается интенсивность переживаний.

Сфера мотиваций

Формирование личности дошкольника, невозможно без соподчинения мотивов. Когда ребенок пребывал во младенческом возрасте, все его желания имели одинаковую силу. При появлении нескольких желаний одновременно, при этом, разных, дитя оказывалось в затруднительной ситуации, в которой не могло сделать выбор.

Но дошкольник, уже способен различать мотивы по силе значимости. Он умеет принимать решение в ситуации, когда необходимо выбрать один предмет, находящийся среди нескольких, не менее привлекательных. Также, он способен подавлять сильные желания, и не проявлять реакции на привлекательную вещь. Обычно, в роли «ограничителей» могут выступать более сильные мотивы.

Особенности развития личности дошкольника таковы, что наиболее сильно его мотивируют: похвала, награда или поощрение.

Слабым мотивом, считается наказание, например, запрет играть со сверстниками.

Но самый слабый мотив – это обещание. Как показывает практическая психология, добиваться от дошкольника обещаний бесполезно, и даже вредно. Ведь обещания все равно не будут выполнены. Поэтому, у маленького человека могут появиться такие черты, как беспечность и необязательность.

Также, слабым мотивом, в психологии, считается прямое наложения запрета на какие-либо действия, к примеру, если дитя слышит краткое «Нет», без подкрепления его дополнительными мотивами.

Структура сферы мотиваций

Если понаблюдать за поведением дошкольников, то становятся очевидными их наиболее характерные мотивы:

  • Одни дети находятся в состоянии соперничества, и у них появляется тяга к лидерству. Дети стремятся занять во всем первенство. У них преобладает престижная мотивация, которую также можно назвать – эгоистичной.
  • Другие, в отличие от первых, с радостью всем помогают. Для них главное – это общие игры, события в детсадовской группе, общие заботы и радости. Таких детей можно назвать коллективистами.
  • Третьи, придают большую важность «серьезным» делам, проводимым в детском саду. Они внимательно прислушиваются ко всем требованиям и замечаниям, исходящим от воспитателя. У детей появляется мотивация к достижению успеха. Для них не особо важно, что делать, лишь бы делать это старательно, под присмотром воспитателя, получая, в процессе, оценку их работы и указания по ее выполнению.

Поскольку у детей иерархическая система находится на стадии становления, доминирование является неустойчивым и проявляется разными способами, зависящими от условий. Становление устойчивой системы мотиваций, завершится только в подростковом возрасте.

Личностные мотивы

Жизнь маленького человека, перед школой, намного разнообразнее и кардинально отличается от той, что была в младенческом возрасте. Ему становятся понятны другие, непривычные системы отношений, ребенку приходится заниматься видами деятельности, ранее недоступными, что ведет к появлению новых мотиваций.

Мотивы достижения успеха

Начиная с младенчества, дети реагируют на неудачи и успехи с помощью эмоциональных реакций. Младшие дошкольники, не способны трезво оценивать результаты своей работы. Им все равно, успешно они ее выполнили или нет.

Средние дошкольники, уже обретя понимание, что такое успех и поражение, способны к переживанию. Следует заметить, что успех положительно сказывается на дальнейшем выполнении работы.

Что касается неудачи, то это всегда отрицательный опыт, который не способен стимулировать дальнейшее проявление настойчивости, а тем более, продолжение деятельности. В таких случаях, дитя часто бросает работу, и не собирается ее переделывать или продолжать.

Особенно, следует обращать на это внимание, когда проводится деятельность на развитие и формирование творческой личности дошкольника.

Старшие дошкольники, относятся к успеху, как сильному стимулу. Поэтому, несмотря на неудачу, они продолжают попытки довести дело до успешного конца.

Мотивы общения

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте не должно проходить в изоляции от общения с окружающими. К тому же, необходимо позаботиться о расширении контактов. Но, несмотря на это, для дошкольника, как и для младенца, главенствующую роль, в становлении личности, играет его мать.

От нее, зависит становление различных качеств будущей личности. Следует знать, что самое значимое желание, для маленького человека, является желание заслужить от матери, или от других взрослых, похвалу или одобрение, после некоторых поступков или произведенных им действий.

Также, для него имеют важность добрые и теплые отношения со всеми, людьми в его окружении.

В старшем дошкольном возрасте, особое значение придается таким мотивам, как одобрение и признание. Для ребёнка важно, чтобы это сделали не только близкие ему люди, но и окружающие.

В психологии считается, что данные предпосылки способны трансформироваться в потребность достижения успеха, уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, целеустремленность, и в прочие признаки сильной личности.

Мотив самоутверждения

Для дошкольника важно отношение к нему окружающих. Он старается быть приятным и понятным для них. На примере игр, дитя стремится самоутвердиться, беря на себя главенствующую роль, пытается руководить и командовать, без страха участвует в различных соревнованиях, и всегда, не жалея сил, старается одержать победу.

Индивидуальность

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста могут существенно влиять на его индивидуальность, поскольку в качестве основы поведения, берется подражание окружающим. В качестве примера могут выступать взрослые или другие дети.

Копирование поведения, вначале, проявляется поступками, которые постепенно могут перерасти в качества личности.

Поскольку у детей нет способности оценивать нравственно-этические аспекты, они одинаково легко усваивают и положительные, и негативные образцы поведения.

Самосознание

Самосознание полностью формируется к окончанию дошкольного возраста. Его принято считать главным фактором, при становлении личности.

Дети, с точным представлением о себе, развиваются семьях, где им уделяется максимум внимания и времени, где родители дают адекватную оценку их уму и физическим возможностям, и прогнозируют, что дитё будет успешно учиться в школе. В таких семьях, в качестве наказания, дети получают отказ от общения, а поощрения получают, не в виде дорогих подарков.

В семьях, где детьми заниматься не принято, но требуется от них послушания, вырастают личности с заниженной самооценкой. Такие дети, часто подвергаются оскорблениям и унижениям, их упрекают, наказывают (нередко при посторонних), к их способностям относятся пренебрежительно, и не ждут от них хороших оценок в школе.

Дети с завышенной самооценкой вырастают в семьях, где считается, что они более развиты, если сравнивать их со сверстниками; они часто получают поощрения в виде похвалы и дорогих подарков; редко бывают наказаны; родители считают, что их дети будут только отличниками.

В целом, условия, в которых воспитывается дитя, напрямую влияют на развитие личности дошкольника. Самооценка всегда имеет совпадение с внешней оценкой, в основном, с той, что исходит от близких взрослых.

В психологии считается нормой, если: дитя 5-ти лет способно немного преувеличивать свои способности; к 6-ти годам, дитя сохраняет завышенную самооценку, но в меньшей мере, чем раньше; самооценка у дошкольника к 7-ми годам, относительно своих способностей, приобретает адекватную форму.

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/razvitie-lichnosti-doshkolnika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.