Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Содержание

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Эмоции и чувства неотъемлемая часть каждого человека, даже самого маленького. Их развитие для ребенка играет важную роль, поскольку именно через них он показывает свои потребности, переживания. С самого раннего развития и до последних лет эмоциональная сфера ребенка постоянно развивается и изменяется.

Характеристика

Эмоционально-волевая сфера дошкольника выражается разнообразными эмоциями и чувствами. Именно они представляют собой ни что иное, как восприятие и отражение реальных событий в виде разнообразных переживаний. Таким образом, эмоциями и чувствами у ребенка проявляются его потребности, а также степень их удовлетворения.

В свою очередь, как во время раннего развития, так и во взрослом возрасте, чувства являются более постоянными и устойчивыми. Эмоции, соответственно, являются следствием какой-либо ситуации или происшествия.

Чувства состоят из различных форм и очертаний переживаний. У ребенка раннего возраста они могут выражаться в эмоциях, аффектах, смене настроения, стрессах и т.д. И именно это в совокупности образует эмоциональную сферу дошкольника.

Во время раннего развития, в частности в дошкольном возрасте, у ребенка возрастает устойчивость и постоянство чувств. Вместе с этим у малыша появляются способности контролировать свои эмоции и реакции.

Методы изучения чувств и эмоций

С самого раннего возраста малыш проявляет свои эмоции исключительно двигательно. Например, если он удовлетворен, на лице сияет улыбка. Если же наоборот, то он будет хмуриться.

Пока малыш не может членораздельно говорить, достаточно тяжело понять и изучить его эмоциональную сферу.

Диагностика в таком случае может проводиться только через познавательные процессы и поведение личности ребенка.

Есть также нормативные показатели, методики и их особенности, которые напрямую зависят от возраста. В зависимости от того, сколько малышу лет, норма уровня раннего развития ребенка заключается в следующем:

  • От полугода до 7 месяцев – малыш в основном интересуется игрушками, тянется к ним и улыбается, хорошо реагирует на лицо мамы.
  • 8-10 месяцев – ребенка начнут интересовать дети его же возраста, также он узнает близких людей, при этом основными эмоциями являются улыбка (радость) и гримасы (как вар-т: страх, недовольство).
  • От одного года малыши начинают различать, что им нравится из игрушек, а что нет. Более того, они начинают воспринимать понятия «можно» и «нельзя». Начинают произносить первые слова. В этом периоде есть свои особенности. Например, очень выражена манера сопереживания. Малыш, глядя на окружающих, заражается их эмоциями. Так происходит формирование сопереживания. Помимо этого, особенности этого возраста не заканчиваются. Появляется чувство стыда, которое возникает, если ребенка порицает взрослый.
  • В 1,5-2 годика у ребенка происходит ранее развитие и формирование симпатии, а также антипатии как к отдельным личностям, так и к отдельным предметам. Происходит развитие интеллектуальных чувств (например, любознательности).
  • В два – три годика у ребенка происходит развитие общественных чувств. В первую очередь к этому подталкивают коллективные игры для детей. Помимо этого, происходит дальнейшее развитие эстетических и интеллектуальных проявлений. Различные явления природы представляют для детей отдельный интерес.
  • В 3,5-4 годика для детей очень важны чувства взрослых, их одобрение и сочувствие. Игры и далее занимают достаточно много времени в жизни ребенка, однако также появляется осознание сказок. Особенности этого возраста заключаются в том, что для детей важно оказать помощь персонажу сказок, который оказался в беде (либо взрослому).
  • В 4-5 годиков для детей открывается понимание шуток и комических ситуаций. Особенности возраста заключаются в появлении привязанности к сверстникам, а также формировании возможности сдерживания эмоций.
  • От 5 до 6 лет у детей проявляются их личные особенности: они по-разному реагируют на те или другие ситуации. В частности каждый из малышей по-разному относится к приближающемуся времени, когда нужно идти в школу.

Это лишь основные моменты раннего развития детей дошкольного возраста. Неплохо раскрыта данная тема в литературе педагогов. Популярна Кряжева Н.Л., которая раскрывает вопросы эмоционального мира ребенка:

  • структура личности малыша;
  • особенности раннего развития;
  • адаптация малыша в детском саду;
  • детские кризисы и их преодоление;
  • значение детских фантазий и многое другое.

Однако Кряжева не единственная, кто достаточно понятно повествует и помогает с различными методиками в понимании эмоционального мира ребенка.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика – достаточно не новое явление, которое позволяет при использовании той или иной методики определить степень раннего развития у детей эмоциональной стороны личности. Большую популярность получили прожективные тесты, в частности тест тревожности Амена.

Суть данного способа (вар-т прожективного теста) состоит в следующем: для детей готовят десяток картинок, на которых будет представлен (нарисован) их сверстник. При этом стоит помнить о том, что если тест проводится с девочкой, то на картинке должны быть девочки, и наоборот.

На картинках представлены ситуации, которые представляют события, происходящие в школе, дома. При этом в каждой ситуации у малыша на картинке лицо представлено в контурных линиях. Испытуемому необходимо ответить, какое выражение лица на картинке веселое, злое, грустное. На основании этого теста можно определить, есть ли тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Не менее популярны и экспериментальные методы. Например, методика «Подмена героя» (или любой ее вар-т). Для теста подходят дети различного возраста: как раннего, так и более старшего (от дошкольников до средних классов). Ребятам предлагается выбрать наиболее комичные картинки и героев из нескольких вариантов.

Однако варианты между собой связаны тем, что используются одинаковые герои. Таким образом, если пересмотреть некоторые картинки, у малышей складывается уже какое-то впечатление о героях, изображенных на иллюстрациях.

Как показывает статистика, для детей дошкольного возраста наиболее симпатичны различные животные, а для среднего школьного возраста – герои сказок, ровесники, животные.

Помимо этого есть множество рисовальных методик, которые позволяют оценить последовательность рисования, характер отображения некоторых деталей – фигур, людей, животных, цветовые решения и многое другое.

Дошкольный возраст – это особое время, когда ребенок получает общие способности, необходимые для его нормального функционирования и проживания в обществе.

Многие проблемы современности связаны с тем, что дети стали не такими восприимчивыми и отзывчивыми к чувствам других членов общества.

Это связано с тем, что они стали менее способными к пониманию чувств других личностей. Еще одной проблемой является то, что современные дошкольники даже не умеют играть.

А ведь через игры раньше дети воспринимали необходимые знания и учились вести себя в той или другой ситуации.

Игры должны присутствовать в жизни малыша. Есть огромный список таких упражнений в игровой форме, которые помогут развить в ребенке эмоциональный мир.

Я радуюсь, когда/если

Суть игры в следующем: взрослый называет имя одного из детей, после чего кидает ему мячик и просит рассказать, при каких ситуациях он радуется.    Ребенок ловит мячик и рассказывает, при каких обстоятельствах он рад. Далее он называет имя другого сверстника и бросает ему мячик.

Игры для улыбки

Один из вариантов делается при помощи зеркала. Учитель отдает ребенку зеркало. Малыш должен принять его, посмотреть на отражение, сказать: «Привет, это я!» и улыбнуться. При этом необходимо наблюдать за улыбкой. Если она настоящая, то особенностей у малыша нет. Если же только подобие, на этого малыша следует обратить внимание.

В некоторых случаях, малыш не сразу может обратиться к самому себе. Однако настаивать не следует. Возможно, со следующего раза он сможет выполнить такие игры. Такое поведение может быть связано с недостатком внимания со стороны взрослых.

Помимо улыбки можно также попробовать изобразить другие моменты – грусть, страх, удивление и т.д. Если малыши затрудняются с выражением того или другого варианта, можно показать перед выбором картинки ее изображение. Ребята должны отметить, как расположены брови, выражение глаз, уголков рта.

Игры На полянке

Данное упражнение характеризуется как фантазией, так и возможностью выразить свои чувства. Для игры необходимо, чтобы педагог попросил ребят закрыть глаза, представить, что они находятся на лесной полянке, где тихо, солнечно.

Они должны быть расслаблены и представить, что вокруг них огромное количество разнообразных цветов. Этот вариант игры предполагает изучение радости в зависимости от цвета.

Малыши должны закрыть глаза, представить картину, а потом ответить, цветок какого цвета вызывает у них чувство радости.

Помимо перечисленных, если еще огромное количество игровых методик, которые помогут определить, необходима ли дополнительная работа с малышом или нет.

Эмоциональная сфера – серьезный момент в развитии ребенка. В дошкольный период нужно обращать внимание на то, как ребенок общается со сверстниками, а также выражает свои чувства. Для диагностики существует множество игр, упражнений и методик диагностики, которые помогут ответить на интересующие вопросы.

Источник: http://StranaDetstva.ru/emocionalnaya-sfera-doshkolnika

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характера.

Когда зарождается личность

Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.

Показателем корректного развития является способность управлять поведением, контролировать выполнение поставленных задач и возможность минимально предвидеть результат деятельности или ее отсутствия.

К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.

Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.

Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода. Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками.

В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.

Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями.

Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени.

Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.

Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.

Условия успешного развития дошкольника

К чему может привести неправильное общение:

  1. Односторонняя привязанность к матери очень часто оборачивается ограничением потребности в общении с одногодками.
  2. Выражение родителями отчаяния по поводу и без него формирует в ребенке волнение и страх.

Необратимые процессы в психике запускает навязывание родительских эмоций. В данном случае ребенок и вовсе не замечает своих чувств. Когда постоянно спрашивают, нравится ли ему, что, например, похвалили на занятиях и обиделся ли он, что забрали машинку, то эти события и вовсе могут не вызывать ярких эмоций, но ему приходится их замечать.

Активное развитие эмоциональной сферы дошкольника проходит и при проведении специально организованной деятельности. Речь идет о музыкальных занятиях, уроках рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия.

Интенсивное развитие эмоций происходит во время игры, которая для дошкольников является основным видом деятельности.

Стадии развития

Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:

  1. От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
  2. От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
  3. От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
  4. От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.

Способы развития эмоционально-волевых качеств

Для развития эмоциональной сферы активно используется 2 приема: песочная и сказкотерапия.

Второй метод своими корнями уходит в XVII век, однако до появления исследований В. Проппа и Р. Гарднера сказки были лишь забавой. С помощью сказок проводится интеграция личности, расширение сознания, развитие творческих способностей, формируются линии взаимодействия с окружающим миром.

Правильно подобранная сказка способна вызвать интенсивный эмоциональный резонанс и обратиться не только к сознанию ребенка, но и к его подсознанию. Особую актуальность метод обретает при работе с детьми с отклонениями в эмоциональной сфере, когда требуется создание эффективной ситуации общения.

Сказка выполняет несколько функций:

  • психологически готовит ребенка к сложным ситуациям;
  • позволяет примерить различные роли, оценить поступки и результат деятельности;
  • сделать выводы и перенести их в реальную жизнь.

Методы работы:

  1. Сказка-метафора. Образы и сюжет сказок побуждают в сознании свободные ассоциации, которые в дальнейшем должны активно обсуждаться и корректироваться педагогом.
  2. Не менее активный метод — рисование по мотивам сказок. В данном случае ассоциации выливаются в графическую форму, а не словесную.
  3. Сказка формирует понятие, что такое хорошо и плохо. На основе поступков и действий персонажей ребенок может вынести свой мотивированный вердикт поведенческой линии.
  4. Эмоции, вызванные сказкой, можно не только проговорить или нарисовать, но и проиграть, подключив мимику и интонации.
  5. Максимум творчества позволяет раскрыть переписывание, дополнение сказки, изменение ее концовки, добавление новых героев и персонажей.

Сказки примечательны тем, что в них отсутствуют прямые назидания и нравоучения, события всегда логичны и диктуются причинно-следственными связями, которые существуют в мире.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.

Основное преимущество песка в том, что он дает возможность ребенку строить свой индивидуальный мир, представляя себя творцом, задающим правила игры. Простое пересыпание песка позволяет снять напряжение и успокоиться, лепка фигур развивает мелкую моторику, побуждает фантазию, поиск зарытых сокровищ стимулирует заинтересованность.

Развивающие игры с песком способствуют выявлению психологических травм и позволяют от них избавиться. Данный метод особенно эффективен при работе с детьми, у которых наблюдается недостаточность в вербальном аппарате и задержка развития.

Работа над EQ

EQ — международное сокращение, обозначающее эмоциональный интеллект. Под данным термином понимают способность ребенка осознавать свои эмоции, связывать их с желаниями и поступками. При низких показателях EQ наблюдается противоречивое поведение, недостаточный контакт со сверстниками, неспособность выразить свои потребности, агрессивность и страх.

Эффективные игры на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта:

  1. «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
  2. «Пиктограммы». Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.

Второй вариант предполагает парную игру. Один из детей выбирает половину изображения и описывает ее своему собеседнику, цель — найти вторую половину картинки. При несовпадении необходимо дать объяснение, почему именно эта картинка была выбрана.

  1. «Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
  2. «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.

Игры на развитие эмоциональной сферы

Будучи включенными в игру дети обретают бесценный опыт моделирования жизненных ситуаций. Предлагается перечень наиболее интересных и универсальных игр, способствующих формированию и развитию эмоциональной и волевой сферы дошкольников.

«Угадай эмоцию»

Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.

Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.

На одного из детей надевают маску (неизвестную ему), его задача — определить эмоцию на основе подсказок коллектива. В качестве подсказок можно использовать визуальное описание (положение губ, бровей) и ситуативное (эмоция возникает, когда…).

«Мимическая зарядка»

Улучшает способность корректно выражать эмоции и делать это в связке с вербальными и невербальными проявлениями, а также активизирует развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

На карточках следует написать или изобразить эмоции (в зависимости от возраста детей) и попросить ребенка показать их в связке со сказочным героем: улыбнись, как Золушка; удивись, как Буратино…

«Актер»

Игра, направленная на формирование умения различать психологическое состояние людей, руководствуясь невербальными проявлениями.

Задание ребенку — изобразить с помощью жестов и мимики необходимую эмоцию. При этом часть его лица закрывается маской или листом бумаги. Задача команды отгадать изображенную эмоцию.

«Есть команда!»

Игра направлена на развитие способности быстро сосредотачиваться. Детям, марширующим под музыку, шепотом даются команды (присесть, поднять руки, взяться за плечи). Примечание: для игры выбираются только спокойные движения.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/emotsionalno-volevaya-sfera-doshkolnika.html

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника 2, Психологическое консультирование – Дипломная работа

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

Введение

Глава

1. Эмоционально-волевое развитие дошкольников

1.1. Основные подходы к исследованию эмоциональной сферы дошкольника

1.2. Понятие воли и волевых действий, психологические особенности воли и волевых действий

1.3. Особенности развития волевых действий у детей дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава

2. Экспериментальное изучение развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

2.1. Цель, гипотеза, задачи обследования

2.2. Методика диагностического обследования

2.3. Результаты диагностического обследования

2.4. Обсуждение результатов диагностического обследования

2.5. Упражнения, направленные на развитие эмоциональной и волевой сфер детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника (школьника)

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременная и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной адаптации будущих учеников вспомогательной школы.

Базой исследования явились дошкольники, имеющие F 70, в количе-стве 10 человек (среди них 6 девочек и 4 мальчика) возраст которых от 7,5-до 7,9 лет.

Эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль в жизни ребенка, в дошкольном возрасте игра является одним из главных компонентов в проявлении эмоций.

Именно по этой причине сохраняет свою актуальность вопрос о влиянии игры на становление эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Гипотезой исследования является положение о том, что своевремен-ная диагностика и целенаправленная коррекционная работа будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В то же время, некоторые аспекты эмоционального развития детей с ограниченными возможностями до сих пор плохо изучены: есть лишь несколько работ, посвященных выявлению своих законов у старших дошкольников с различными видами дизонтогенеза, хотя эта возрастная стадия является период активного формирования эмоциональной сферы. произвести литературный обзор и теоретический анализ исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы старших дошкольников с развитием соответствующим возрастным нормам и с ЗПР; выявить с помощью диагностики общие и специфические особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР;

А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, …

  • материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций в курсах «Методы психологической диагностики», «Методы психологического исследования», «Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология».

Проблема становления и развития эмоционально — волевой сферы у ребенка — дошкольника исследуется уже не один год рядом наук, включая также психологию и педагогику, которые в настоящий момент ориентируется на способность человека к самоопределению и самореализации в жизни. Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности становления и развития эмоционально — волевой сферы старших дошкольников. Предметом исследования выступал процесс становления эмоционально — волевой сферы старших дошкольников.

Список литературы

1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., стереотип. — М., 1999. — 320 с.

2.Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. — М., 1985 г. — 213 с.

3.Аллан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под общей редакцией В.В.Зеленского. — СПб. — Мн., 1997. — 256 с.

4.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания./ Под редакцией А.А.Бодалева. — М. — Воронеж, 1996. — 384 с.

5.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1997. — 210 с.

6.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. — М., 2000. — 350 с.

7.Батурина Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. — 180 с.

8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 189 с.

9.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки/ пер. с англ., М., 2000. — 146 с.

10.Бреслав Г. М. Психология эмоций 2004 г. — 310 с.

11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.

12.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год.

13.Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 № 3. -639 с.

14.Гербова В.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 — 6 лет по программе «Радуга», Просвещение, 2004 г. — 89 с.

15.Грузик Т.И., Тимощук Л.Е. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (по программе «Из детства — в отрочество), Просвещение — 2003 г. — 96 с.

16.Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6−7 лет// Дошкольное воспитание, 1994 г.,№ 6, стр.27−31.

17.Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М., 1996 г. — 320 с.

18.Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, М., 1986 г. — 230 с.

19.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 1999 г. — 367 с.

20.Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994 г.,№ 10,стр. 38−46

21.Емельянова М.Н. Театральные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

22.Запорожец А. В. Психология. М., 1953. — 245 с.

23.Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий 2003, 2006, 88 c.

24.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004 г. — 210 с.

25.Ильин Е.П. Эмоции и чувства — изд. «Питер» 2002 г. — 320 с.

26.Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005 г. — 134 с.

27.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О. А Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003 г. — 189 с.

28.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4— 15.

29.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., 1999. — 240 с.

30.Мищук И. А. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста Ставрополь, 2001 г. — 178 с.

31.Немов Р.С. Психология, книга 1, М., 1994 г. — 250 с.

32.Немов Р.С. Психология, книга 3, М., 1995 г. — 256 с.

33.Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М., 1999 г. — 390 с.

34.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 1996. — 374 с.

35.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.

36.Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. —  СПб., 1997. — 288 с.

37.Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Автореф. Дис., 2006. — 156 с.

38.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. — СПб, 2001. — 688 с.

39.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб., 2000. — 560 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

40.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1998. — 512 с.

41.Психология: Биографический библиографический словарь/ Пер. с англ. — СПб., 1999. — 832 с.

42.Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А.Урунтаева. — М., 1998. — 384 с.

43.Психология и педагогика игры / Под ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М., «Просвещение», 1966. — 232 с.

44.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. — 210 с.

45.Ратанова Т.А., Золотарева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. — М., 1997. — 219 с.

46.Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003 г.- 256 с.

47.Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — 256 с.

48.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 234 с.

49.Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. — М., 1996. — 41 с.

50.Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Наука, 1976. — 213 с.

51.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб. — 2000. — 540 с.

52.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1999 г. — 310 с.

53.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997 г. — 296 с.

54.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 1995 г. — 270 с.

55.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В.Бурменская. — М., 1996. — 264 с.

56.Циркин С.Ю. (общая редакция).

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб, 1999. — 752 с.

57.Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. М., 1991. — 243 с.

58.Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие — изд. «Академия» 2003 г. — 195 с.

59.Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М., 1999. — 360 с.

60.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, — М. — Воронеж, 1995. — 416 с.

61.Эриксон Э.Г. Детство и общество. — Изд. 2-е, перераб. и дополн./ Пер. с англ. — СПб., 2000. — 416 с.

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/diagnostika-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika/

Эмоционально-волевая сфера младшего школьника: диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников

В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении.

Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности.

Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.

Определение

Под эмоциями понимаются процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.). С чувствами тесно связана воля.

Это свойство человека проявляется в умении осознанно управлять своим поведением и психическими проявлениями.

Практически оно выражается в способности совершать определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.

Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.

Ребенок и его переживания

С I по IV класс дети меняются очень сильно, однако можно выделить некоторые общие тенденции. Характеристику эмоционально-волевой сферы младшего школьника мы начнем с описания чувств ребенка. В этом возрасте дети:

  • Бурно реагируют на явления окружающей жизни, что выражается через движения и резкую смену настроений.
  • Учатся сдержанности. Там, где дошкольник полезет в драку, школьник прибегнет к словесным формам (ругань, насмешка, грубость).
  • Становятся более выразительными в демонстрации своих чувств (интонации, мимика).
  • Начинают осознавать эмоции другого человека, сопереживать ему.
  • Легко откликаются на все интересное, красочное, яркое.
  • Под влиянием взрослых и школьного коллектива начинают испытывать моральные чувства (ответственность за дело, жалость к обиженному, преданность товарищам, негодование по отношению к драчуну) и учатся действовать в соответствии с ними.

Развитие волевых качеств

В классе учитель требует от детей произвольности действий. Ребенку приходится выполнять домашние задания, слушать объяснения педагога, даже если это не соответствует его желаниям. Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:

  1. Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
  3. Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
  4. Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.).

Не всем детям удается успешно адаптироваться к ужесточившимся условиям. Формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника порой протекает с нарушениями, что приводит к ситуации неуспеха. Психологи выделяют три основные проблемы “трудных” детей:

  1. Агрессивность. Все ребятишки дерутся и ссорятся, но у некоторых склонность к насилию и жестокости проявлена очень ярко. Они постоянно провоцируют конфликты в коллективе, злятся на окружающих.
  2. Эмоциональная расторможенность. У таких детей ослаблен самоконтроль, поэтому они слишком бурно реагируют на любую ситуацию, возбуждаются по малейшему поводу.
  3. Застенчивость, обидчивость, тревожность. Такие ребятишки, наоборот, держат эмоции внутри себя, боятся привлечь внимание взрослых и сверстников, подавлены.

Оценка эмоционального состояния

Вовремя выявить возникшие проблемы поможет психологическое тестирование. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника проводится с использование различных методик. Оценить общее состояние ребенка призваны следующие способы:

  • Восьмицветовой тест, разработанный Люшером. Дети выбирают сначала наиболее приятные цвета из предложенных, а затем – самые отталкивающее. На основе полученного ряда делаются выводы об эмоциональном состоянии.
  • Методика “Кактус”. Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать это растение. Его размер, расположение на листе бумаги, прорисовка линий и иголок, цветовая гамма рассказывают о психологических гранях личности. Тест выявляет повышенную агрессивность и напряженность.

Диагностика детской тревожности

Выявить страхи ребенка, а также характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми помогут специальные методики. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников проводится с учетом возрастных особенностей. Широко применяются:

  • Тест М. Дорки, В. Амена и Р. Тэммпла “Выбери лицо”. Ребенку показываются картинки, на которых изображены типичные жизненные ситуации. В зависимости от пола обследуемого, главным действующим героем может быть девочка или мальчик, лица которых не прорисованы. Школьник высказывает свое предположение о том, грустит ли или радуется персонаж.
  • Тест тревожности, разработанный Филлипсом для учащихся младших и средних классов. Он состоит из 58 вопросов, на которые нужно дать однозначные ответ: “да” или “нет”. В итоге можно сделать вывод об общем эмоциональном состоянии ребенка и заметить тревожные симптомы.

Диагностика уровня саморегуляции

Успешное обучение невозможно, если ребенок не воспринимает задание учителя, часто отвлекается во время работы. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника включает в себя следующие тесты:

  • Методику Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у ребятишек. При ее проведении используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой – цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено. По количеству допущенных ошибок делается вывод о развитии волевой сферы.
  • “Палочки-черточки” (Е. Ульенкова). На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков. Тест показывает степень развития саморегуляции у школьников.

На развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников большое влияние оказывают детские представления о своей важности. Наиболее адекватными методиками для исследования самооценки в этой возрастной группе являются:

  • “Лесенка” (автор В. Щур). На листочке рисуют 10 ступенек. Ребенку объясняют, что на вершине лестницы находятся самые лучшие дети, а внизу – самые плохие. Он должен найти свое место, а также предположить, куда его поставят окружающие люди. Тестирование проводится по нескольким параметрам (ум, доброта, здоровье, трудолюбие и т. д.)
  • Шкалы самооценки Дембо – Рубинштейна, отредактированные А. Прихожан. На бланке чертятся 7 линий. Нужно пометить кружком уровень собственного развития (высокий, низкий, средний). Детям предлагаются оценить такие проявления своей личности, как характер, внешность, здоровье, умелые руки, авторитет в коллективе, ум, уверенность в себе. Затем крестиком помечается желаемый уровень, при достижении которого ребенок смог бы гордиться собой.

Профилактика нарушений

Без помощи взрослых ребятишки не способны решить свои психологические проблемы. Для работы со всем классом используется комплексная программа развития эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Обычно она содержит следующие блоки:

  • Подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей и психолога, снимается эмоциональное напряжение. Для этого используются игры на взаимодействие (комплименты друг другу, поиск товарища с закрытыми глазами, объединение в группы по разным признакам). Дети рисуют свое настроение. Проводятся образные релаксации (например, воображаемое путешествие на облаке или купание в светящемся водопаде), психогимнастика.
  • Основной. Школьников учат распознавать чувства на картинках, по интонации и голосу собеседника, по характеру музыки. Дети показывают пантомимы, рисуют и надевают на себя маски, передающие различные эмоции. Проводятся беседы о причинах возникновения чувств, их значении. Устраиваются ролевые игры, в ходе которых отрабатываются благоприятные способы поведения.
  • Заключительный. Дети делятся на группы и каждая представляет свою эмоцию через рисунки, стихи, музыку, сценки и танцы.

Коррекционная работа

С детьми, имеющими психологические проблемы, специалист работает отдельно. Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников может проводиться в небольших группах по 5-8 человек. Оптимальное количество занятий – 2 раза в неделю.

Выделяют следующие этапы работы:

  • Установочный, во время которого проводится диагностика, формируется группа из детей со схожими проблемами и создается положительный настрой на совместную деятельность.
  • Подготовительный. На этой стадии снимается эмоциональное напряжение, формируется теплый климат в группе. Используются элементы музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастика, драматизация, рисование, упражнения на расслабление.
  • Коррекционный. Детей учат адекватно реагировать на ситуацию через ее проигрывание, взятие на себя разных ролей. В то же время ведется работа со страхами.
  • Закрепляющий. Психолог работает над переносом позитивного поведения в реальную жизнь детей через выполнение ими “домашних заданий”, формирует адекватную самооценку. Проводится повторная диагностика.

Индивидуальная работа с детьми

Иногда при обследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников психолог выявляет глубокие нарушения. Они могут быть обусловлены высокой раздражительностью и тревожностью личности, психологической травмой или особенностями семейного воспитания. В таком случае применяется индивидуальная терапия, зачастую с привлечением родителей.

На занятиях педагог старается создать расслабляющую обстановку, выявить внутренние конфликты ребенка через рисование, свободный танец, спонтанную игру с куклами, разыгрывание ролей. Постепенно убираются психологические барьеры, психолог помогает школьнику выработать новый образ своего “Я”. Произвольное поведение закрепляется через ролевые игры, кукольный театр.

Основные методы коррекции

В работе психологов хорошо зарекомендовали себя следующие способы воздействия на эмоционально-волевую сферу младшего школьника:

  • Игротерапия. Участвуя в ролевых играх, ребятишки проживают травмирующие их ситуации, учатся справляться со сложными чувствами.
  • Арт-терапия. Через рисование или лепку дети дают выход своим переживаниям, корректируют отношение к травмирующим образам.
  • Систематическая десенсибилизация. Психолог составляет иерархию детских страхов. Через игру ребенка учат расслаблению. В состоянии релаксации ему предлагается перевоплотиться в любимого героя и столкнуться со своими страхами, начиная со слабых. Постепенно обыгрываются более пугающие ситуации.
  • Поведенческий тренинг. Детей обучают новому эффективному поведению, которое сначала отрабатывается в игре. Впоследствии воображаемые ситуации максимально приближаются к реальным.

Эмоционально-волевая сфера младших школьников активно развивается и требует особого внимания со стороны взрослых. Дети должны понимать переживания других людей и выражать свои эмоции приемлемым образом.

Источник: http://fb.ru/article/381936/emotsionalno-volevaya-sfera-mladshego-shkolnika-diagnostika-psihologicheskie-osobennosti-i-etapyi-rabotyi-s-detmi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.