Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Содержание

Психика детей до двух лет

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Самым интенсивным периодом развития эмоций и движений человека считаются первые годы его жизни. Познавать мир ребенку достаточно сложно, но интересно.

Окружающие его люди, прежде всего, родители, должны ему в этом помочь. Важно знать, что в первые 2 года жизни ребенка главное – сенсомоторное развитие. Оно предполагает развитие ощущений и двигательной активности.

Детские эмоции: развитие психики

Ребенок после появления на свет уже умеет улыбаться. Он ощущает этот мир, тепло мамы, солнечный свет. Конечно, нужно создать для малыша такую обстановку, чтобы его окружали только положительные эмоции. На улыбку необходимо отвечать улыбкой, на объятие объятием.

Младенец в первый год жизни часто спит. Это и понятно: он растет и набирается сил. Ведь познание окружающего мира – довольно сложная «работа». На втором году жизни ребенок чаще бодрствует и тут уж объем его познаний увеличивается в разы. Малышу интересен каждый предмет в доме, на улице, животные и растения, явления природы, люди и т. п.

Для всестороннего развития ощущений ребенка не нужно бояться давать ему попробовать все «на вкус и цвет», соблюдая, конечно, при этом правила безопасности. Так, если малыш захотел погрызть игрушку, пусть грызет и таким образом знакомится с ней. Такие знакомства, безусловно, должны проходить под наблюдением взрослого.

Речевое развитие малыша – основа основ. Формирование ощущений и мыслей ребенка невозможно без умения разговаривать. Активно учится говорить он в первые 2 года жизни. Развитие речи происходит у каждого ребенка по-разному. Часто это зависит от пола малыша (девочка или мальчик), от его активности в целом, от окружающих.

Помощниками здесь будут аудиосказки, музыка, книжки – стихи, потешки, сказки, поговорки. Наряду с речью развиваются мимика и жесты. Малыш как бы помогает с помощью выражений лица сказать то, что еще не получается в полной мере выразить словами. Ребенок может просто погрозить пальчиком, если хочет сделать вид, что ругается и недоволен ситуацией.

Психическое развитие предполагает и социализацию детей. Скажи «спасибо», — часто учат мамы. И это правильно: здороваться, прощаться, делиться, жалеть, помогать, благодарить — основные социальные навыки, которые должен иметь ребенок в возрасте 2-х лет.

Маленький секрет заключается в том, что малыш делает все так, как его родители.  Подражание в этом возрасте один из толчков развития для ребенка. Тут главное – следить за собой! Имея папу-«буку», нахмуренного и вечно ворчащего, ребенок может стать его копией.

Хорошо развивают социальные навыки малышей ролевые игры. Излюбленная роль в игре (например, девочки в играх превращаются в мам) доставляет ребенку массу удовольствий и, к тому же, закрепляет навыки социального развития.

Движение – жизнь: развитие моторики

Психика и моторика очень тесно связаны между собой. Доказано, к примеру, что речь ребенка развивается в прямой зависимости с развитием мелкой моторики. Ребенок учится сидеть, ползать, затем ходить. После года он делает более четкие движения руками. Например, машет ручкой «пока».Движения ребенка скоординированы.

Он не промахивается, когда собирает пирамидку, пинает мячик. Движения рук здесь имеют особое значение. Пальчики помогают осязать окружающее и придают ловкость рукам, а еще и положительно влияют на речь.

Развивать моторику можно различными способами. Прежде всего, нужно учить ребенка кушать ложкой самостоятельно. В отношении к одежде также надо позволять ему самому пробовать одеваться и раздеваться. Мыть руки ребенок тоже сможет сам. Одним словом, все, что ребенок может делать сам, будь то прием пищи, гигиена или что-то другое, пусть делает, излишняя помощь здесь ни к чему.

Рисование и лепка имеют весомое значение в развитии мелкой моторики. Этим занятиям родители должны уделить особое внимание. Тогда мир предстанет перед ребенком красочным и интересным.

Игра в песке тоже способствует развитию и координации движений. Даже если ребенок просто рвет бумагу, это действие благоприятно сказывается на его моторике. Очень нравится детям мозаики.

Детворе до 2-х лет лучше предлагать мозаику покрупнее в целях безопасности.

Нормы развития

Педиатрами и психологами определены нормы возрастного развития детей. Пугаться не стоит, если малыш в какой-то мере не соответствует им.

Оценивая развитие своего чада, нужно учитывать степень его здоровья, его настроение и другие условия, и не забывать ребенок тоже индивидуальность. Если в присутствии чужих людей ребенок не разговаривает, то это вовсе не означает, что он не адаптирован или плохо развита его речь, малыш может просто стесняться.

Если ребенок болеет или недавно перенес какое-либо заболевание, то он тоже может быть несколько пассивен в своих действиях. Нужно просто подождать, когда малыш окрепнет.
Не следует забывать и про генетику. Если один из родителей ребенка был гиперактивным, то не стоит удивляться и большой активности его ребенка.

Родителям в копилку

Как же все-таки вести себя родителям с чадом в первые 2 года его жизни, чтобы его развитие было полноценным? Несколько важных моментов:

  • создавать благоприятные условия в быту и положительную эмоциональную атмосферу в семье;
  • следить за здоровьем малыша, посещать специалистов;
  • обеспечивать безопасность ребенка;
  • следить за своими поступками и словами;
  • не мешать развитию ребенка, постоянно указывая на то, что он маленький и ему не все под силу, или излишне опекая его.

Познание мира ребенком в возрасте до 2-х лет можно смело назвать трудом. Все системы организма очень активно развиваются. Сознание малыша наполняется огромным количеством информации. Зная, как можно помочь ребенку в его развитии, следует помнить и самую важную истину – ребенка нужно любить!

Источник: https://familyexpert.ru/parents/razvitiye-rebenka

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Психологическое развитие младенца от рождения до года

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях.

Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы.

Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики.

В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира.

Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию.

В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект.

С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль.

С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития.

Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность.

Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку.

При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку.

Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь.

Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения.

Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы.

Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно.

Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Источник: https://viline.tv/moda/article/psihologiceskoe-razvitie-rebenka-na-vtorom-godu-zizni

Развитие ребенка в 2 года

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

По мнению психологов, именно с двухлетнего возраста ребенок начинает проявлять себя в качестве самостоятельной личности. В этом возрасте у малыша наблюдается кризисный период, когда он исследует границы дозволенного и заявляет о своей независимости. Нормальное развитие ребенка в 2 года во многом зависит от того, как родители помогут крохе пережить этот непростой период.

Социально-эмоциональное и психическое развитие ребенка в 2 года

Двухлетние дети часто могут проявлять упрямство и непослушание.

Ребенок может требовать что-либо запрещенное, а не получая этого, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание взрослых и пытаясь во что бы то ни стало добиться желаемого.

Родителям и родственникам в этот период важно показывать малышу свою любовь и поддержку, но в то же время спокойно и уверенно пресекать любые попытки ребенка добиться своего путем слез, истерик и прочих манипулятивных способов.

Психическое развитие ребенка в 2 года характеризуется сильной эмоциональностью: малыш проявляет яркие эмоции при общении с близкими, которые он выражает с помощью возгласов, мимики и жестов.

При испуге, обиде или нежелательных событиях (например, уходе мамы) ребенок может долго плакать, но в основном он находится в хорошем настроении, часто улыбается и очень положительно реагирует на общение и внимание взрослых.

В 2 года ребенок начинает подражать взрослым, копируя мимику, движения и речь. Малыш в этом возрасте очень восприимчив к оценкам взрослых: обучая его чему-либо, для положительного результата обязательно нужно оказывать поддержку и хвалить.

При общении с другими детьми двухлетний ребенок также ведет себя оживленно: улыбается, пробует разговаривать. Но некоторые детки в этом возрасте ведут себя со сверстниками настороженно и могут некоторое время находиться в стороне от общих игр и развлечений.

Уровень социального развития ребенка в этом возрасте зависит не от опыта общения с ровесниками или незнакомыми людьми, а от того, какое поведение он наблюдает в своей семье. Если родители и близкие общаются между собой спокойно, без раздражения и агрессии, то у ребенка не возникнет проблем с развитием социальных навыков.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Вес мальчиков в 2 года может составлять от 11 до 14,5 кг, а девочек – от 10,8 до 14 кг. Нормы роста для мальчиков в этом возрасте – от 83,5 до 93 см, для девочек – от 84 до 90,4 см.

Двухлетний ребенок очень подвижен, стремится побегать и попрыгать, с удовольствием преодолевает препятствия.

У него уже не наблюдается нарушений координации: малыш умеет достаточно уверенно ходить и бегать. Развивается и его мелкая моторика – ребенок в 2 года более ловко и умело обращается с предметами.

Малыш умеет подниматься по лестнице, бросать и ловить мяч, крутить педали на детском велосипеде.

При нормальном физическом развитии ребенок в 2 года уже полностью контролирует свои физиологические потребности: самостоятельно просится на горшок, заявляет о чувстве голода или жажды.

Речевое развитие ребенка в 2 года

Развитие речи ребенка в 2 года происходит очень интенсивно. В 2 года ребенок хорошо понимает простые и короткие рассказы взрослого и может отвечать на вопросы о знакомых событиях.

Развитие речи ребенка в 2 года находится на таком уровне, при котором он способен вести практически полноценные диалоги с взрослыми: малыш понимает, что ему говорят, и может отвечать на вопросы простыми предложениями из двух–трех слов. Также двухлетний ребенок умеет задавать вопросы и может выполнять небольшие поручения – отнести что-то или положить на место.

Многие детки в 2 года знают простые стишки и песенки и умеют заканчивать четверостишия в знакомых стихах, а также подпевать ранее услышанные песни.

Речевое развитие ребенка в 2 года происходит сразу в нескольких направлениях: малыш осваивает грамматические правила построения предложений, совершенствует произношение звуков и понимание речи, а также развивает умение связно выражать свои мысли и учит новые слова. В этот период родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ребенком, четко и ясно проговаривая слова, и всячески поощрять его попытки самостоятельной речи.

Словарный запас ребенка в 2 года обычно превышает 100 слов. Правда, сюда входят различные упрощения или звукоподражания – слова, которые ребенок еще произносит не полностью или неправильно, но все же пользуется ими для обозначения предметов или явлений. В этом возрасте ребенок еще не умеет выговаривать некоторые звуки и часто путает слоги в словах.

Навыки ребенка в 2 года

В 2 года ребенок владеет многими бытовыми навыками:

  • просится и ходит на горшок;
  • самостоятельно ест с помощью ложки, умеет пользоваться чашкой;
  • моет руки и умывается;
  • с помощью взрослого чистит зубы;
  • умеет хорошо держать ручку или карандаш;
  • складывает предметы в коробку и достает их оттуда.

Кроме того, двухлетний малыш делает попытки самостоятельно одеваться. Ребенка в этом возрасте нужно учить завязывать узелки и застегивать пуговицы. Его желание самостоятельно одеться рекомендуется поощрять.

Уже с 2 лет ребенку можно давать простые задания: убрать или унести игрушку, «помочь» маме с уборкой или с готовкой. Конечно, практической пользы от этой деятельности почти не будет. Однако малыш с ранних лет будет привыкать к тому, что работа по дому – это важное и нужное дело, и в дальнейшем его будет проще приучить к порядку и чистоте.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/razvitie-rebenka-v-2-goda.html

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Развитие ребенка ранних лет напрямую зависит от окружающих его взрослых. Каждый период жизни малыша очень важен, так как связан с определёнными знаниями, навыками и умениями, которые должен приобрести кроха в том или ином возрасте.

Когда родители активно помогают в развитии своему двухлетнему непоседе, формирование гармоничной личности гарантировано. Не стоит забывать, что в 2 года он должен уже обладать достаточным количеством знаний. Освоение многого, как правило, происходит интуитивно.

Однако родители должны точно знать нормы развития ребенка в 2 года.

Приведенные в статье особенности развития ребенка 2-х лет аналогичны для большинства детей, но не для всех. Ведь взросление каждого малыша индивидуально и определяется многими факторами. Поэтому не стоит переживать, если пока что ваш ребёнок что-то не умеет делать. Со временем и с вашей помощью он научится этому обязательно.

Итак, какие составляющие включает в себя раннее развитие детей 2-х лет?

Физическое развитие ребенка 2-х лет

В этом возрасте на первом месте стоят согласованность и координация движений. Чем лучше кроха знает свое тело (может контролировать его, управлять им), тем проще он будет познавать окружающий мир, осваивая новые для себя виды деятельности.Координация движений включает в себя развитие мелкой и большой моторики.

Мелкая моторика – подразумевает плавные, точные движения рук, их координацию со зрением. К возрасту 2-х лет ребенок должен уметь:

  • строить башню из кубиков в количестве от 4 до 6;
  • рисовать вертикальную линию;
  • резать бумагу (ножницы находятся в одной руке).

Крупная моторика – это все движения, связанные с перемещением тела в пространстве. К 2 годам малыш:

  • бегает;
  • поднимается и спускается по лестнице (каждой ступеньки касается одной ногой);
  • прыгает (вверх, на одной ноге, через обруч или препятствие, лежащее на земле);
  • умеет маршировать;
  • способен ударить по мячу ногой;
  • умеет ходить задом наперед;
  • может сохранять равновесие на перекладине.

В этом возрасте начинает развиваться право- или леворукость. Но окончательный результат узнать можно будет к 5 годам.Основная задача родителей сейчас – продолжать предоставлять малышу свободу для тренировок координации движений, развития ловкости. Большое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, так как в 2 года существует прямая связь её и развития речи.

Психическое развитие ребенка 2-х лет

Оценить степень развития у ребенка к двум годам психических процессов можно по следующим показателям:

  • малыш качается и приседает в такт музыке или ритму;
  • исполняет простые указания, просьбы, включающие 2-3 действия;
  • стремится разделить на части предмет в целях его изучения;
  • повторяет части стишков для детей;
  • знает около 200 слов;
  • составляет из слов простые предложения, короткие фразы.

Развитие речи ребенка 2-х лет

Речь в значительной мере определяет интеллектуальное развитие двухлетнего ребенка. Сейчас она развивается одновременно в нескольких направлениях:

  • освоение грамматических правил построения фраз;
  • овладение окончательно произношением звуков;
  • развитие способности связно выражать мысли;
  • совершенствование понимания речи.

Навыки самообслуживания ребенка в 2 года

Необходимо отметить, что в 2 года навыки самообслуживания приобретают большое значение. К двум годам ребенок должен уметь:

  • ходить на горшок, попросившись;
  • проявлять интерес к процессу одевания (вытягивать ножку для одевания обуви, поднимать ручки при надевании кофты и т. д.);
  • мыть руки и вытирать их;
  • кушать самостоятельно;
  • уметь пить из чашки;
  • самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой;
  • разрешать взрослым чистить ему зубы;
  • повторять поведение взрослого.

Даже если ваш кроха пока что-то из этого списка не умеет – не расстраивайтесь, постарайтесь помочь ему овладеть этим навыком. А возможно, он умеет гораздо больше!

Как научить ребенка красиво писать? Красивый почерк – это не только хорошие навыки каллиграфии, но и дисциплина и аккуратность ребенка во всем. Но когда же начинать обучать ребенка красиво писать и что делать, если почерк, кажется, безвозвратно испорчен? В нашей статье мы расскажем, как поставить письмо ребенку и дадим советы как скорректировать сложившийся почерк.Итак, вы счастливые родители 7-летнего малыша. Но вдруг, замечаете, что еще совсем недавно послушный и ласковый ребенок выказывает неведомое доселе упрямство и упертость, проявляет раздражительность и несговорчивость. Перед вами – кризис 7 лет – один из очередных сложных этапов взросления ребенка.
Как сделать портфолио для школьника? С 2011 года практически во всех дошкольных и школьных учреждениях ученикам требуется предоставить свое портфолио. Это своего рода визитная карточка, рассказывающая о самом ученике, его биографии, учебном стаже, а также знаниях, навыках, умениях и достижениях. В нашей статье мы расскажем о том, как сделать такое портфолио. Права и обязанности школьника Как и любые другие члены общества, школьники, пусть даже самые маленькие, обучающиеся в начальных классах, имеют свои права и обязанности. Причем определяются они законодательством их страны, а также Конвенцией о правах школьников, принятой ООН. В нашей статье мы расскажем о пунктах этих документов.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda

Возрастные нормы и отклонения психического развития ребенка

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Тема полноценного и всестороннего развития является очень актуальной и часто обсуждаемой.

Понятие норм психического и физического развития детей неразрывно связано с обществом, окружающим миром и культурой, которые подвержены постоянным изменениям.

Как известно, социальная среда является главным источником психического развития, и от того насколько она будет позитивна и разнообразна зависит скорость и многогранность развития индивидуума.

Причины отклонения и нарушения в психическом развитии детей

Такое явление как задержка в физическом и психическом развитии может отличаться своей интенсивностью и остротой проявлений. Все зависит от того какие факторы оказали решающее влияние на темпы развития ребенка. Эти факторы бывают биологическими и социальными.

В свою очередь биологические причины задержки психического развития бывают:

  • генетически обусловленные – когда у человека происходит более медленное созревание различных систем организма, в т. ч. и нервной системы. Дети с таким развитием не имеют никаких болезненных признаков. Физическое и психическое отставание обнаруживается только при их обследовании на школьную зрелость. Такие отклонения психического развития ребенка больше всего заметны в эмоционально-волевой сфере, они проявляются сложностями в восприятии учебных задач, плохом усваивании правил поведения и обязанностей школьника. Такие детки плохо адаптируются к школе, поэтому лучше пойти в первый класс на год позже;
  • задержка, обусловленная телесными заболеваниями, возникающими в раннем возрасте и переходящими в хроническую стадию. Они надолго лишают ребенка активности и жизнерадостности. Примечательно, что в этом случае центральная нервная система не поражается болезнью, однако страдает от общего истощения организма. Телесные болезни заметно снижают психический тонус организма, что приводит к образованию неблагоприятных условий для нормального развития психических функций.

Чтобы вовремя обнаружить наличие нормы и отклонения психического развития ребенка, а также других нарушений в развитии, он должен в обязательном порядке проходить плановые осмотры врача в определенные периоды своей жизни, а именно: в 2 и 4 месяца, затем в 6 и 9 месяцев, в годик и ежегодно до пяти лет.

Первая проверка правильности и гармоничности развития проводится в 2 месяца.

Нормы нервно-психического и физического развития ребенка в этом возрасте подразумевают наличие или отсутствие у него следующих навыков и умений:

  • в этом возрасте у него уже должны исчезнуть такие рефлексы новорожденного, как степпинг-рефлекс – пляска или совершение шагов по твердой поверхности, и рефлекс захвата пальца;
  • голова малыша держится более крепко, в положении лежа на животе он способен нее поднять на угол в 45 градусов, кроме этого в таком положении он реже и менее интенсивно сжимает ноги и руки;
  • начинает рассматривать близкие предметы, кусать их, издавать различные по интенсивности и значению крики. Также ребенок уже умеет поворачивать голову в сторону звука, улыбаться и реагировать на знакомые голоса.

Рекомендуется чаще выносить его на улицу в незнакомую обстановку. Помещение, в котором он живет, как и его игрушки, должны быть красочными и яркими.

Возрастные нормы психического развития ребенка в четырехмесячном возрасте подразумевают наличие таких умений как держание головы в сидячем положении, удерживание и отпускание объектов.

Также он должен уметь играть с погремушкой, поднимать и опускать ее, класть в рот объекты, хорошо видеть вблизи, поддерживать зрительный контакт с родителями, уметь смеяться и проявлять память, распознавать голоса родителей и различать их сенсорно.

К полугодовалому возрасту согласно понятию нормы психического развития ребенка он должен:

  1. перекладывать предметы из руки в руку;
  2. переворачиваться с живота на спину;
  3. поднимать упавший предмет
  4. спать 6-8 часов подряд.

Также в этом возрасте у большинства начинают прорезываться зубы.

В полгода ребенок боится чужих людей и подражает действиям родителей. Он любит слышать свой собственный голос и подражать звукам, может произносить слова мама и папа.

К годовалому возрасту, согласно понятию норм и отклонений психического развития ребенка он должен:

  1. весить втрое больше своего веса при рождении и быть выше 50 %;
  2. окружности головы и груди должны быть одинаковыми;
  3. должна присутствовать большая часть зубов;
  4. самостоятельно сидеть и ходить за одну руку;
  5. листать много страниц книги сразу.

Кроме этого годовалые дети умеют «разыгрывать спектакли», например, притворяться спящими или делать вид, что пьют воду из пустой чашки, реагировать на свое имя, имитировать звуки животных, связывать объекты с их именами. В этом возрасте дети волнуются при прощании и встрече с родителями, часто привязываются к какой-либо игрушке или предмету гардероба.

Нормы нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 3 лет

В возрасте полутора лет дети уже умеют контролировать мышцы сфинктера, но еще не готовы отказаться от использования горшка.

Они много двигаются и часто падают, умеют забираться на невысокие диваны и стулья, подниматься и спускаться по лестнице, строить башню из блоков, пользоваться ложкой и чашкой.

Дети в 18 месяцев показывают свою привязанность к родителям и другим взрослым, чувствуют разлуку, любят смотреть фотографии и слушать сказки и рассказы.

Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка в 2 года подразумевают наличие таких навыков:

  • умения надеть без помощи простую одежду;
  • способность различить и озвучить родителям такие свои потребности как жажда, общение, голод и нужда сходить в туалет;
  • способность самостоятельно строить фразы, состоящие из 2-3 слов, при этом словарный запас уже должен состоять из 50-300 слов.

В этом возрасте ребенок должен уметь выполнять двухступенчатые команды, например, сложи игрушки и потом иди кушать.

Нормы психического развития ребенка 3-х лет подразумевают его постоянный рост, наличие 20 зубов, повышение потребности в длительном ночном отдыхе (11-13 часов). Он должен уметь осуществлять контроль над функциями своего мочевого пузыря и кишечника днем. Некоторым удается это делать и ночью.

Ребенок уже умеет балансировать и прыгать на одной ноге, строить дом из девяти и больше кубиков, крутить педали велосипеда. Словарный запас увеличивается многократно, он свободно составляет предложения из 5 и более слов, говорит четко, понятно, использует местоимения, часто задает вопросы.

Возрастные нормы психического развития ребенка от 5 до 12 лет

К своему пятилетию дети становятся очень подвижными и активными, они быстро растут и меняются. Координация движений становится очень хорошей, прыжки отличаются четким балансом, навыки общения с простыми инструментами и письменными принадлежностями улучшаются.

Словарный запас увеличивается и составляет более 2000 слов, включая все части речи. В этом возрасте дети уже умеют различать деньги, считают до 10-15, размышляют глубоко, с целью и смыслом.

Нормы психического развития детей дошкольного возраста подразумевают наличие у них чувства ответственности за свои действия и умения извиняться за совершенные ошибки. Ребенок способен принять другую точку зрения, любит демонстрировать свои математические умения, уверенно отождествляет себя с родителем своего пола.

Если дальнейшая эволюция младшего школьника будет проходить нормально, то согласно возрастным нормам психического развития ребенка в 12 лет у него начнется переходный возраст со своими трудностями и особенностями.

Подводя итог можно сформулировать, что нужно понимать под нормальным психическим развитием.

Итак, нормальное психическое развитие ребенка подразумевает наличие физического здоровья и адекватного возрасту воспитания и обучения, при этом должны быть сохранены речевые и анализаторные системы и структуры ЦНС.

При выявлении отклонений и нарушений в психическом развитии детей родители должны срочно обратиться за помощью к врачу и постараться восстановить их здоровье.

Статья прочитана 7 067 раз(a).

Когда маму с новорожденным выписывают домой, в этот непростой период адаптации важно помочь ребенку как можно быстрее привыкнуть к его новой среде обитания. Вне материнской …

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, …

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных …

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это …

Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются …

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, …

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, …

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, …

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и …

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин …

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько …

Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша. …

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при …

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они …

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть …

Ещё со времен Гиппократа и Галена доказано, что темперамент является основополагающим фактором формирования характера. Дети разных темпераментов обладают различным …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6714

Психическое развитие ребенка в 2 года

Развитие психики и интеллектуальных способностей двухлетнего малыша также не стоит на месте. К этому возрасту ребенок умеет хорошо ориентироваться в пространстве, пытается говорить не отдельными словами, а целыми фразами.

Некоторые дети с уверенностью отличают цвета, могут кататься на машине или велосипеде, отталкиваясь ногами от земли.

Во время прогулки малыш уже вполне осознанно выбирает себе занятие: играть в песочнице, кататься с горки или на качелях.

Любимые занятия детей в этом возрасте – это игры в куклы или машины, складывание кубиков, пирамидок, чтение книжек вместе с родителями. Особенно интересуют малышей игры с водой, когда они часами могут переливать ее из ведра в банку, а потом обратно.

Для полноценного психического развития ребенка в 2 года, если есть такая возможность, полезно посещать детские центры, где с малышом занимаются по специально разработанным программам.

Это полезно не только в плане наработки новых навыков и умений, но и для общения детей между собой, ведь ребенку необходимо постепенно привыкать к обществу.

Некоторые дети начинают говорить раньше, быстрее учатся находить общий язык со сверстниками и принимают активное участие в играх, другие – развиваются несколько медленнее, но это также является нормой, так как все малыши индивидуальны.

В речевом развитии ребенка 2 лет также отмечаются большие достижения.

Если раньше малыш произносил только отдельные звуки, восклицания и звукоподражательные комплексы, то сейчас он переходит к формированию простых предложений.

К двум годам ребенок должен уметь говорить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов. Ближе к трехлетию у малыша появляются такие слова как “я” и “ты”. К концу двух лет в словарном запасе ребенка насчитывается около 300 слов.

Насторожить родителей двухгодовалого малыша должны такие ситуации:

  • Ребенок не отличает ласковое слово от жесткого “нет”, то есть его контакт с окружающим миром очень слабый;
  • Не пробует схватить предметы, когда передвигается рядом с ними;
  • Не следит взглядом за человеком, который стоит рядом;
  • Не испытывает такого чувства как ожидание (игра в “козу рогатую” или “кукушку”);
  • Не может самостоятельно садиться и вставать на ноги;
  • Во время кормления не следит за лицом мамы.

Сенсорное развитие детей 2 лет

Так как познание окружающего мира маленькими детьми происходит через ощущения, сенсорное развитие детей 2 лет играет немалую роль. Благодаря совершенствованию восприятия и улучшению деятельности органов чувств накапливается сенсорный опыт малыша, который помогает усваивать и использовать сенсорные эталоны в будущем. Все это способствует умственному развитию детей.

Как уже было сказано, двухлетние малыши могут различать цвета, знать некоторые величины и формы. Однако в этом возрасте ребенок способен воспринимать лишь главный признак какого-либо предмета. Например, он замечает, что мяч круглый, но вот его цвета не “видит”. При этом малыш еще не может уяснить, что круглая форма присуща всем мячам.

Показатели сенсорного развития ребенка в 2 года следующие:

  • Правильно называет 1-2 цвета;
  • Подбирает к предложенному образцу предметы разной формы одного цвета;
  • Знает некоторые геометрические формы: куб, шар, параллелепипед (кирпичик), призма (крыша);
  • Собирает игрушки-вкладыши из 3-4 элементов: колпачки, стаканчики, матрешки;
  • Соотносит плоские и объемные геометрические фигуры с соответствующими по форме контурами или отверстиями;
  • Собирает пирамидку из 3-8 колец;
  • Ставит кубики один на другой (по образцу) в числе 10 и более штук;
  • Способен ориентироваться при выполнении задания на два признака, например, цвет и форму (желтый шар), величину и цвет (большая красная машинка), величину и форму (маленький треугольник). Этот навык появляется несколько позже, чем остальные.

Развитие ребенка в 2 года напрямую зависит от родителей. Если взрослые поддерживают малыша и помогают ему развиваться, используя для этого все известные средства, формируется гармоничная и полноценная личность.

Нельзя забывать о том, что двухлетний ребенок уже должен многое уметь и знать. Задача родителей понимать это не только на интуитивном уровне, но и обладать информацией о навыках детей данной возрастной категории.

Получить необходимые знания можно из книг либо на консультации у квалифицированного врача-педиатра или психолога.

Слайд-шоу

Простаивать утром огромную очередь в поликлинике, чтобы сдать кровь из пальца – это прошлый век. Благодаря новейшим разработк…

Читать далееВсегда ли молчание золото?

Древняя мудрость гласит, что «слова – серебро, а молчание – золото». Но в каких ситуациях молчание становится опасным и почему?…

Читать далее 10 народных методов борьбы с фурункулезом

Фурункулез – очень неприятное заболевание, которое способно доставить немало неприятностей. Помимо болевых ощущений, фурунку…

Читать далее11 лечебных упражнений для суставов

Одной из распространенных причин нарушений работы суставов является гиподинамия. Современные люди ведут недостаточно активн…

Читать далее

Статьи о здоровье

Морская соль от целлюлита

Целлюлитные отложения представляют собой изменение жировой ткани на ягодицах, бедрах и животе, которое деформирует кожу и дела…

Читать далееИзлишняя потливость — как справиться с проблемой?

Начало летнего сезона многим людям сулит не только радость, но и дискомфорт, вызванный склонностью к излишней потливости….

Читать далее

Такая нелюбимая многими мамочками процедура как закаливание детей летом и зимой – это прекрасный способ укрепить иммунитет реб…

Читать далее

Закаливание – это важная составляющая здорового образа жизни. Систематические процедуры повышают устойчивость организма к во…

Читать далее

Искусственные роды представляют собой медицинский метод прерывания беременности на поздних сроках, путем вызывания преждевре…

Читать далееЕсть ли надежные способы бросить пить

Алкоголизм признан болезнью, но на самом деле это не одна, а множество болезней сразу, вызванных пристрастием человека к постоян…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/7443-razvitie-rebenka-v-2-goda.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.