Нужны ли сказки ребенку?

Детские сказки: зачем нужны и как выбрать

Нужны ли сказки ребенку?

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам.

Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории.

Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

Зачем нужна сказка

— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?

— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена.

Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем.

Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.

— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?

— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.

На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.

Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.

Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим».

Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки.

Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.

— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать…

— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.

Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.

Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.

Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.

У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.

Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции.

Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности.

То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

Запретные темы

— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.

— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.

— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?

— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.

Как лучше читать с ребенком

— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?

— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.

Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.

— Читаем или пересказываем своими словами?

— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка… В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.

Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.

Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.

Как стать хорошим родителем

— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема…

— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого.

От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.

В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.

В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.

Беседовал Андрей Зайцев

15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет от Екатерины Асоновой

  1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»
  2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
  4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»
  5. Льюис Кэрролл.

    «Алиса в стране чудес»

  6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»
  7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»
  8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»
  9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»
  10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»
  11. Евгений Клюев.

    «Сказки на всякий случай»

  12. Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»
  13. Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»
  14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»
  15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

 https://pravobraz.

ru/detskie-skazki-zachem-nuzhny-i-kak-vybrat/

Источник: http://vyksoroik.ru/2018/08/30/detskie-skazki-zachem-nuzhny-i-kak-vybrat/

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Нужны ли сказки ребенку?

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.

В замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гиперактивных малышей;
  • для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
  • сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
  • сказки для агрессивно настроенных детей;
  • сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах.

Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет.

Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».

Что же делать со сказками?

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий.

Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически.

Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение.

Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений.

Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.

На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.

Сказка должна иметь четкий сюжет.

Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.

Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.

Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения.

Например, это может быть дождик или даже ураган.

Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).

Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.

Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.

Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.

 Как рассказывать сказки?

При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность. Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу.

Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь. Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы.

Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.

Как закрепить эффект?

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.

При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.

Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.

Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:

  • острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
  • недостаточная мотивация;
  • церебрально-органические синдромы;
  • недостаточное интеллектуальное развитие.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!

Варвара Стельмухова

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkojj-kak-vybrat-pravilnuyu-skazku-i-kak-ee-rasskazyvat

Нужно ли читать детям страшные сказки?

Нужны ли сказки ребенку?

В любой сказочной истории кипят нешуточные страсти: родители изгоняют детей в лес, Баба-Яга норовит их поймать и поджарить, добрые дровосеки, спасая героев, вспарывают брюхо волку, Гензель и Гретель сжигают в печке ведьму, намеревавшуюся их съесть. Все это больше похоже на триллер, а не на сказку.

Сказки являются каналом для передачи опыта и знаний от предыдущих поколений к последующим уже много веков подряд. Почему наши далекие предки пугали своих детей, рассказывая им страшные сказки, а мы осознанно или неосознанно продолжаем следовать этим установкам? Так зачем же нужны страшные сказки?

На эти вопросы отвечает основатель метода комплексной сказкотерапии, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии – Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

Есть ли критерии хорошей сказки?

Давайте возьмем три критерия, которые нам позволят ориентироваться в пространстве сказок. Первыйкритерий хорошей сказки – ее архетипический смысл.

Что это такое? Это древние шифры, в которых заложены знания о жизни, об отношениях с людьми, о том, какие ловушки могут подстерегать в жизни. Поэтому сюжеты в фольклоре разных стран очень похожи.

Базовый принцип назначения сказки – добро всегда побеждает зло. 

Но не стоит их путать со сказками-предупреждениями. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Яичко золотое разбивают, Колобка съедает Лиса, Теремок разрушается. Перед нами условно негативный конец, но это не значит, что сказка плохая.

Сказка «Курочка Ряба» несет предупреждение – не бить по золотому яйцу. Ведь «золотое яйцо» – это может быть и дар жизни, и ребенок, и данные тебе возможности. Но ты, не понимая этого, начинаешь неправильно себя вести – бить по золотому яйцу.

И это разрушительное намерение вызывает к жизни разрушающие силы, такие как мышиный хвост. В результате все заканчивается плачевно.

Не дается инструкция, как его использовать, но предупреждение само по себе достаточно серьезное – береги «золотое яйцо», пойми его назначение и правильно используй – береги Жизнь.

Почему Лиса съедает Колобка? Из-за неправильного поведения. Колобок со всеми существами, которые встречались ему на пути, вел себя абсолютно одинаково – и Зайцу, и Волку, и Медведю, и Лисе он пел одну и ту же песню.

А между тем все существа разные, и к каждому нужен свой подход. Если ты видишь в жизни только себя и свою песню, рано или поздно найдется тот, кто тебя перехитрит.

Безусловно, это только одно из многих предупреждений этой сказки.

Также есть и предупреждение в сказке «Теремок», – не пускай в свой дом всех, смотри, для кого ты открываешь двери. Эти сказки имеют закономерный конец, они не несут архетипический разрушающий смысл, здесь зло не побеждает добро.

Родителям нужно быть вдумчивыми и придирчивыми при выборе сказок, задавать себе вопросы – зачем эта сказка написана, какие идеи она несет, чему она учит – и, исходя из ответов, понимать стоит ли знакомить ребенка с этой сказкой или нет.

Второй критерий хорошей сказки – образный ряд. Если невозможно внести изменения в архетипические структуры сюжета, то образный ряд сказки с течением времени постоянно меняется.

Иногда родители жалуются, что детям неинтересны русские народные сказки, образный ряд далек от них, жизнь очень сильно изменилась.

Детям хочется слышать истории про героев, похожих на них, поэтому появляются авторские адаптации старых историй, новые версии мультфильмов.

Но и здесь есть некоторые пределы. Есть детские мультфильмы, где действуют откровенные монстры, которые имеют такую форму лица, структуру тела, что они больше похожи на мутантов, чем на здоровых мужчин и женщин. Такой образный ряд деформирует эстетическое чувство ребенка, очень сильно засоряет его сознание и, я бы сказала, отравляет воображение.

Также есть другие «вредные» образы – люди с большими глазами, с вытянутыми телами, с подчеркнутой сексуальностью. Эти герои – половозрелые люди с подчеркнутыми формами, более того в некоторых мультфильмах есть определенные модели ухаживающего поведения, но не целомудренного, а скорей похотливого. Представьте, что это смотрит ребенок в 3-4 года?

Маленькому ребенку нельзя открывать теневые стороны человеческой похоти, очень важно при подготовке к взрослой жизни хранить его целомудрие. Через некоторые мультфильмы дети учатся нездоровой эстетике. Что касается более здоровых образов, их можно найти в советских или в старых диснеевских мультфильмах.

Третий критерий – стиль изложения сказки. Очень важно, кто собирал сказки, и кто их обрабатывал. Я рекомендую родителям брать обработанные сказки в пересказе/переводе Толстого, Маршака и других писателей. Когда литератор берется за пересказ народной сказки, мы получаем тот же архетипический сюжет, но более красивый образный ряд и более благозвучную стилистику.

Такая сказка будет не только развивать детскую душу, но и детскую речь, что крайне важно. По речи человека можно определить, как он воспитывался, к какому социальному слою принадлежит, на что он может претендовать в жизни. Поэтому чтобы обеспечить ребенку лучшие социальные перспективы, стоит подбирать истории, написанные красивым языком. 

С какого возраста нужно начинать читать сказки?

– Нужно разделить – чтение и рассказывание сказок. Читать сказки лучше, когда ребёнок подрастет, в 2-3 года. До этого можно малыша приучать к книге – листать, рассматривать картинки. Не нужно настаивать на понимании или запоминании.

Нужно просто рассказывать короткие сказки, потешки, петь колыбельные на ночь. Для ребенка очень важно слышать мамин голос. Мама может рассказывать истории из своей жизни, сказки, которые знает наизусть, она может их по-своему пересказывать.

В этот период не так важен смысл, как мамин голос.

Мы сейчас имеем такую проблему как непослушные дети. И казалось бы почему? Потому что у многих деток просто нет привычки слушать мамин голос. Некоторые мамы не поют колыбельные, нет времени или нет такой привычки. Ребенок слышит телевизор, радио, шумы на улице и к ним прислушиваются, но мамин голос в современном мегаполисе, как это ни странно, все меньше и меньше звучит для ребенка.

В первые 2 года жизни рассказывайте короткие сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Пузырь, соломинка, лапоть»), сказки-потешки, пойте колыбельные. Старайтесь рассказывать эмоционально, чтобы ваш рассказ не был монотонным. Это очень важно для эмоционального развития вашего малыша. Разговаривайте в этот период с ребенком, тогда он будет вас слушаться!

Начиная с 3-3,5 лет, мы открываем с ребенком мир сказки, начиная со сказок-предупреждений, потому что в них заложены основные жизненные механизмы. Примерно с 4-5 лет мы начинаем обсуждать сказку, раскрывать ребенку те смыслы, которые в них заложены.

Например, читая «Курочку Рябу» можно раскрыть ребенку первый шифр – золотое яичко – это жизнь, это природа, это все доброе, что нас окружает, это то, что нужно беречь. В каждой сказке есть то, что ты слышишь и есть то, о чем нужно самому догадаться.

Каждая сказка – это «шифровка».

Здесь важно сподвигнуть ребенка к рассуждению, и эти «рассуждалки» после сказки становятся самым главным воспитательным инструментом, особым таинством в общении ребенка и родителя. До 5 лет желательно брать для прочтения истории про животных, про отношения людей и животных. Главное требование – сказка должна была короткой.

После 5-6 лет главным героем становится человек. Это волшебные сказки, где герой отправляется в путешествие, преодолевает трудности, ищет невесту, сражается со злом.

Часто родители говорят, что народные сказки очень жестокие, и они будут учить жестокости ребенка. Например: Баба-Яга либо пытается скушать, либо поджарить в печке детей, Волк съедает Красную Шапочку, а потом ему распарывают брюхо «добрые» дровосеки, родители отправляют детей в лес на верную погибель. Могут ли эти сюжеты навредить, напугать ребенка либо опасения родителей напрасны?

Определенная доля опасений не напрасна. Это вопрос очень тонкий и очень правильный. Здесь нужно внести ясность для родителей.

В реальной жизни человек многое претерпевает. И, конечно, хочется деток от этого защитить, но мы не можем воспитывать детей в идеальных «тепличных» условиях.

То, что мы называем «страшными сказками» имеет очень серьезную психологическую нагрузку – страшилки-сказки дают возможность ребенку в малой доле пережить стресс и выработать иммунитет. Это как прививка от стресса.

И сказка вводит такой элемент стресса, жестокости, который по силам ребенку претерпеть.

Другое дело, если родители не слушают нас с вами, и все-таки дают слушать маленьким детям аудиосказки. Актер, читающий сказку, может слишком драматически обыграть ситуацию, ребенок может испугаться, заплакать, потому что такую сильную эмоцию он не в состоянии принять.

Но для детей в 7-8-летнем возрасте усугубление кульминационного момента является крайне важным, психологическая иммунная система ребенка созревает к тому, чтобы научиться переживать страх. Сказки-страшилки чрезвычайно популярны в этом возрасте, с каким упоением дети рассказывают друг другу про гроб на колёсиках, черную перчатку и т. д.

Это «прививка» касается не столько стресса, сколько самостоятельности ребенка. Герой помещается в условия, где ему нужно выживать. И эта ситуация дает ему возможность повзрослеть, стать независимым от родителей.

Когда мы говорим о сказке, нужно помнить про два типа мышления: реалистическое и символическое. Сказку невозможно понять только предметным, реалистическим мышлением, потому что события в ней – это символы.

За ситуацией, когда родители, не важно по какой причине, выгоняют своего ребенка в лес, стоит определенный шифр — это символ отделения от родителей, символ начала самостоятельной жизни.

И этот момент всегда сопровождается стрессом для ребенка.

Поэтому сказка, моделируя эту ситуацию на бессознательном символическом уровне, как бы говорит: «Посмотри, в жизни тебе придется выживать самому, быть отдельным от родителей, придется претерпеть различные несправедливости. Посмотри, как этот жизненный урок проходят герои, жизнь не заканчивается, на том, что тебя отправляют в лес. Жизнь только разворачивается, будь готов к тому, что когда-то ты будешь без родителей».

Именно такую информацию закладывает сказка в подсознание ребенка. Скрытую работу сказки надо понимать, уходя от реалистического в символическое понимание сказки.

Тогда у нас, у родителей, пропадет страх, что, читая книгу, мы можем устроить психическое потрясение ребенку. Такие страхи появляются именно из-за избытка реалистического мышления. И в своей работе сказкотерапевты объясняют родителям, что стоит за тем или иным сказочным сюжетом, чтобы они понимали этот сказочный шифр и смогли преодолеть собственную тревогу, потому что она передается деткам.

Если у нас будет спокойное отношение, то и ребенок нормально воспримет эту «прививку», запуститься собственная иммунная система.

И даже если вдруг ребенок испугается, то знающий родитель ребенка поддержит: «Солнышко, чего ты боишься? Красная шапочка пошла сама в лес, потому что она уже достаточно подросла, что может сама пойти в лес, дети они растут и становятся отдельными от родителей, и ты подрастешь и тоже будешь самостоятельным.

По дороге всегда встретиться герой-помощник, обязательно он придет в твою жизнь, когда ты станешь уже взрослее, помощники не только мама с папой, помощников много в жизни. Доверяй дороге!»

Нужны ли сказки в подростковом возрасте?

– Некоторые считают, что чем старше человек, тем менее нужны сказки. А ведь в подростковом возрасте особенно возрастает чувствительность к сказке, просто истории уже другие – о любви, об обретении своего места в жизни.

Подростки начинают активно читать литературу в стиле фэнтези, экшен, философского экшена – литературу, написанную для более зрелого разума.

В этом возрасте интерес к сказкам возрастает, но нужно понимать, что тут уже действует гендерный аспект.

Если для девочки чрезвычайно важна будет тема любви, взаимоотношений мужчины и женщины, потому что ее психика, ее душа, разум и сердце готовятся к встрече со своим принцем. Она должна понимать, кто такой принц. Ей будут интересны сюжеты о разборчивой невесты, о спящей красавице, преломленные в современных образах.

Для мальчиков будет важна тема путешествий, тема работы в команде, распознавания врагов и друзей, проявление себя как победителя, тема преодоления трудностей, социальное укрепление мужчины, даже опыт несправедливости, обмана, предательства – все это должно быть в сказке. Эти темы будут крайне важны для подростка.

Гендерная сказка отражает архетип либо женского, либо мужского поведения. Назову несколько для примера: «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Красная Шапочка», «Снежная Королева», «Маша и медведи», «Сказка о спящей красавице» «О мертвой царевне и 7 богатырях» – это девичьи сказки. Сказки для мальчиков: «Иван-Царевиц и серый волк», «Иван-дурак», «Летучий корабль».

Я считаю, что начиная с определенного возраста, необходимо подбирать девочкам и мальчикам гендерные сказки.

Это важно, потому что идея унисекса может привести к тому, что в будущем повзрослевшие мальчики и девочки будут иметь трудности в личной жизни. Воспитание в стиле «унисекс» не дает моделей построения отношений с партнерами противоположного пола.

В природе есть Мужчина и Женщина, и в сказках нам даны модели воспитания девочки и мальчика, чтобы в будущем они были счастливы друг с другом.

Татьяна Жидкова Источник: http://letidor.ru/

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Источник: http://www.lit-studia.ru/articles/strashnye_skazki.html

Жизнь, как сказка, или какую роль играют сказки в развитии детей?

Нужны ли сказки ребенку?

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство.

Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем.

Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно.

Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика.

Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны.

Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере.

При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной.

Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения.  Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя.

После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело.

Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность.

В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно.

По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям.

Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!

Источник: http://super-mother.com.ua/skazki-v-razvitii-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.