Обучение детей безопасному поведению дома

Содержание

Безопасное поведение ребенка

Обучение детей безопасному поведению дома

Любая мамочка старается всячески оградить своего ребенка от возможных опасностей. Однако она ведь не может быть рядом постоянно, да это и не нужно: малыш должен учиться самостоятельности.

Рано или поздно он будет оставаться один дома или ходить без сопровождения по улицам.

Многие опасные ситуации можно предотвратить, если уделить достаточно времени и внимания такому процессу как обучение детей безопасному поведению.

Прежде чем перейти к конкретным правилам, давайте разберемся, как нужно учить им ребенка. Ведь именно от того, правильный вы выбрали подход или неверный, во многом зависит не только процесс обучения, но также и способность ориентирования вашего чада в опасной ситуации.

Согласитесь, предусмотреть абсолютно все и рассказать, как действовать абсолютно в любом случае, невозможно. Однако можно добиться того, чтобы, если ему что-то угрожает, ребенок умел быстро принимать верное решение.

Другими словами, благодаря занятиям, у него выработается защитный механизм, который выручит его в сложной ситуации.

Прежде всего, нужно отметить, что если вы учите ребенка что-то делать, а сами этого не делаете, то не стоит ждать от чада безупречного «усвоения» материала.

Ведь родители для него являются авторитетом, и он склонен им подражать. Подумайте сами, как запутается малыш, если вы учите его смотреть по сторонам перед тем, как перейти дорогу, а сами игнорируете это правило.

Таким образом, безопасное поведение детей зависит от поведения их родителей.

Занятия с ребенком должны быть:

  • регулярными и систематическими
  • интересными и разнообразными (можно проигрывать различные ситуации, используя в качестве их участников игрушки или разыгрывать сценки, придумывать различные ситуации о детях, оказавшихся в опасности и о том, как они выбрались из этой ситуации, гуляйте вместе по району и обсуждайте, какие места могут быть опасными и что нужно будет делать, если вдруг что-то в них будет угрожать малышу и т.д)
  • наполненными разнообразной информацией (для этого вам придется постоянно черпать новые знания из книг)
  • соответствующими возрасту ребенка

Пока малыш слишком мал, то он вряд ли усвоит правила безопасного поведения для детей. В это время вы должны постоянно находиться рядом с ним. Заниматься можно начинать годика в 3-4.

Также очень важно, чтобы между детьми и родителями существовали доверительные отношения: так ребенок сможет с ними поделиться тем, что его волнует или пугает, а вы, в свою очередь, сможете ему помочь справиться с этим.

Малыша нельзя игнорировать, когда он пытается с вами поговорить, даже если вы очень заняты. Иначе он может замкнуться в себе. Напротив, нужно подталкивать ребенка к откровенности. Дайте ему понять, что и вы когда-то были в его возрасте.

Расскажите, чего вы боялись и как с этим справлялись.

Безопасное поведение детей дошкольного возраста складывается из разных факторов. Мы попробуем подробнее рассмотреть каждый из них. Но сначала необходимо отметить, что детей нельзя пугать. Страшные истории обычно рассказывают малышам из добрых побуждений, чтобы те избегали подобных ситуаций. Однако детки очень внушаемы.

В них может затаиться страх, который проявит себя на полную мощь, если ребенок действительно попадет в затруднительное положение. И в этом случае малыш будет неспособен отреагировать так, как нужно, потому что страх его и вовсе может парализовать.

Поэтому, конечно, рассказывать о каких-то случаях с другими детьми нужно (чтобы маленький человечек задумался и узнал, чего следует избегать), но нужно подавать информацию очень осторожно, чтобы не вызвать у чада панику. И, конечно, далеко не обо всем можно рассказать малышу.

Также стоит поговорить о том, что преступники, как правило, выглядят очень прилично и даже симпатично, поэтому следует избегать всех чужих людей, а не только тех, кто кажется малышу подозрительным.

Безопасное поведение детей на улице

Сначала ребенок должен научиться хорошо ориентироваться в окрестностях и прекрасно знать все главные ориентиры, по которым он, в случае чего, сможет найти дорогу домой, а также выучить следующие правила:

  • не играть вблизи от проезжей части
  • не бояться, но быть внимательным
  • передвигаться по центру тротуара, стараясь держаться как можно дальше от кустов, закоулков и дверей зданий, особенно если речь идет от заброшенных домах
  • не оставаться в одиночестве
  • игнорировать незнакомых людей (не заходить с ними в лифт, не садиться к ним в машину, ничего не принимать из их рук и вообще не разговаривать с чужими)
  • не поддаваться на провокации старших товарищей, которые стараются сделать ребенка участником сомнительного мероприятия
  • если посторонний человек схватил малыша за руку на улице или в общественном транспорте, взял на руки, пытается усадить в машину или затаскивает в подъезд, ребенок не должен стесняться привлекать к себе внимание прохожих: необходимо кричать, что есть сил, звать на помощь, сообщить всем, что это абсолютно чужой человек.

Также ребенок должен знать, какие органы считаются интимными, и не позволять никому к ним прикасаться.

Безопасное поведение детей в быту

Прежде всего родители сами должны постараться обеспечить максимальную безопасность детей, то есть спрятать от чад:

  • табачные изделия и спиртное
  • бытовую химию и косметические средства, способные нанести вред при неправильном применении
  • лекарства
  • колюще-режущие предметы
  • продукты питания, которые также способны подвергнуть ребенка опасности (например, уксус, жгучий перец и т.д)

Оставляя малыша в комнате одного, необходимо обязательно закрывать балконную дверь и окна.

Правила безопасного поведения ребенка в быту следующие:

  • запрещается применять предметы, способные вызвать возгорание (спички, электроприборы, камин и т.д)
  • необходимо знать номера служб экстренной помощи и знакомых родителей и уметь пользоваться телефоном, чтобы их набрать
  • нужно четко помнить собственный адрес (чтобы назвать его, если, например, приходится вызывать пожарных)
  • нельзя выходить в одиночестве на балкон, следует избегать открытых окон
  • если возник пожар, то источник возгорания можно обезопасить, накинув на него плотное одеяло

Детки старшего дошкольного возраста должны уметь правильно пользоваться острыми предметами (ножом, ножницами, иголкой) и соблюдать технику безопасности.

Безопасное поведение детей на дорогах

Некоторые родители пытаются научить ребенка тому, чему их учили в детстве. Но следует четко понимать, что с тех пор многое изменилось, движение стало более напряженным, поэтому те или иные из тогдашних правил в наше время уже не работают.

Например, раньше учили, что автобус и троллейбус при пересечении дороги обходят сзади, а трамвай – спереди. В наши дни вообще не рекомендуется обходить транспорт.

Неоходимо использовать ближайший пешеходный переход.

В случае его отсутствия необходимо дождаться, когда общественный транспорт уедет, а дорога будет прекрасно просматриваться с обеих сторон, и только после этого начать ее осторожно переходить.

Также нужно четко объяснять ребенку значения цветов светофора. Дело в том, что если ему сказать, что желтый обозначает «приготовиться», то чадо может подумать о возможности пересечения улицы, когда горит этот свет. Поэтому он должен усвоить: желтый, как и красный, это однозначное «нельзя». «Можно» — только зеленый.

Дорогу следует переходить следующим образом: посмотреть налево, потом направо, затем снова налево. Убедившись, что ничего не представляет угрозы, пересекать проезжую часть, внимательно посматривая по сторонам и стараясь не останавливаться в середине пути.

Безопасное поведение детей дома

Если ребенок остался один дома, то он должен соблюдать следующие правила:

  • входная дверь должна быть закрыта на замок
  • посторонних домой пускать нельзя (лучше всего заранее сделать список лиц, которым можно открыть дверь, и если человека нет в списке, кем бы он ни был, его пускать категорически запрещается)
  • никто не должен знать, что ваше чадо находится дома в одиночестве
  • в случае опасности (например, начался пожар или в квартиру пробрались посторонние) необходимо сначала позвонить по номеру службы экстренной помощи или взрослых знакомых, а затем громко звать на помощь

Чем больше времени вы будете уделять вопросам личной безопасности ребенка, тем более подготовленным он будет к сложным ситуациям.

Источник: http://bambinostory.com/bezopasnoe-povedenie-rebenka/

Ребенок в опасности?

Обучение детей безопасному поведению дома

Безопасное поведение детей и правильное воспитание в детях, чувства самосохранения, одна из первостепенных задач взрослых. Главное не запугать, а научить жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на те, или иные ситуации, научить избегать или преодолевать проблемы, делать правильный выбор в различных ситуациях.

Ни всегда рядом могут оказаться родные и близкие люди. Чрезмерная опека над ребёнком, не является гарантом безопасности, а порой только вредит развитию и становлению его личности.

Темы безопасности детей довольно обширная и разносторонняя, поэтому рассматривать различные ситуации надо поэтапно.

Одна из многих составляющих, затрагивающих эту тему, а также довольно часто встречающихся ситуаций – это как надо вести себя с незнакомыми людьми.

Пример взрослого

Дети не обладают достаточным разумом, чтобы использовать его по назначению. Если вы что-то пытаетесь рассказать, объяснить ребёнку, то демонстрируйте это и своими действиями.

Дети чаще действуют на уровне инстинктов, а так как они у детей тоже недостаточно хорошо развиты, то моделируют поведение взрослых и поступают точно также. Авторитетом для подражания всегда, или почти всегда являются родители, а также другие близкие люди.

Если вы сами распахиваете дверь перед незнакомцем, то и ребёнок никогда не спросит «Кто там?» прежде чем открыть дверь. То, что вы скажете просто на словах, у детей зачастую пролетает мимо ушей.

Если хотите научить ребёнка безопасному поведению, то подкрепляйте сказанное своими практическими действиями.

Взрослые люди довольно часто, преследуя корыстные и даже преступные цели, используют детскую доверчивость и простодушие. Безопасное поведение детей в наше время — редкость. Ребёнку надо объяснять, что есть плохие и хорошие люди, свои близкие, родные и чужие люди, пусть даже и знакомые.

Ребёнок должен понимать, что никогда нельзя верить наслово людям, не являющимся близкими родственниками, особенно если они предлагают прогуляться или проводить из учебного заведения домой, якобы по просьбе родителей.

Если уж вы, по сложившимся обстоятельствам не сможете забрать своего ребёнка из детского сада или школы, то покажите ребёнку, кто его сегодня или завтра заберёт.

Желательно, чтобы это был кто-то из близких или хотя бы тех, кому вы хорошо доверяете и ребёнок, очень хорошо знает его в лицо, ведь ребёнок это самая большая ценность, которая у вас есть. Не маловажно предупредить воспитателя о том, кто придёт забирать ребёнка.

Ребёнок с раннего возраста проявляет часть своих эмоций при помощи крика. Не подавляйте его инстинкты.

Он должен уметь выплёскивать свои эмоции не только ради каприза, но и в случае, угрожающей ему опасности.

Когда кто-то пытается увести ребёнка насильно, главное, чтобы он правильно отреагировал и криком привлёк к себе внимание окружающих. Случаи похищения детей довольно распространенное явление.

Учите и постоянно напоминайте ребёнку его имя и фамилию, а так же адрес, пришейте бейджики с внутренней стороны одежды. Ребёнка могут не только похитить, но и банально, ребёнок может просто заблудиться, проехать остановку или потеряться в толпе.

При помощи фотографий вы не только запечатлеваете яркие моменты жизни вашего ребёнка, но и можете использовать изображения в экстренных случаях. Поэтому важно, чтобы среди обычных фоток, были и снимки крупным планом и в полный рост. Это облегчит поиски, в случае пропажи ребёнка.

В ходе обучения безопасному поведению своего ребёнка, избегайте прямых фраз о подстерегающих его опасностях, постарайтесь провести эти занятия в форме ролевых игр по заранее обдуманному сценарию.

Запугивая ребёнка, вы добьётесь прямо пропорционально обратного результата, ребёнок всё обязательно сделает наоборот.

При чрезмерных регулярных запугиваниях ни сколь, ни лучше, если ребёнок вырастет трусом и паникёром.

Рано или поздно ребёнок просто обязан познать свободу и привыкнуть к самостоятельности. Мамаши не питайте иллюзий о том, что вы всегда будете рядом со своим ребёнком. Помните, что вскоре вы всё-равно займётесь, каждый своими делами и вместе будете проводить максимум, четверть времени в сутки.

Для этого и нужно приложить максимум усилий, чтобы вам было спокойнее за собственное дитя, а ему спокойнее в ваше отсутствие.

Безопасное поведение детей – это результат ваших плодотворных стараний, который позволит избежать, если не все, но большинство опасных ситуаций.

Нужно понимать, что обучение проводится не спонтанно и в основе всего заложены определённые правила. От правильного подхода к обучению зависит и то, как ваше дитя отреагирует на возникшую перед ним опасность.

Ситуации могут быть настолько неординарны, что все их предусмотреть практически невозможно и даже просто представить их сложно. Однако можно научить правильно их оценивать, быстро среагировать и действовать по обстановке. Так сказать, выработать у ребёнка защитную реакцию.

Рассмотренная ранее ситуация с незнакомцем – это одна из многих смоделированных ситуаций.

Ещё раз повторюсь, что родители являются авторитетом для своих детей и являются примером для подражания. Подумайте о том, как будет реагировать ребёнок, если вы учите его переходить дорогу на зелёный цвет светофора, через переход, а сами бежите с ним по кратчайшему пути прямо через проезжую часть.

Если можно вам, то и он обязательно поступит точно также, а ваши слова просто пролетят как пустой звук.

Не внушайте детям страх, рассказывая ужасные страшилки, и красочные подробности им вовсе знать не обязательно. Расскажите аккуратно примерные случаи с различными детьми, излишне не запугивая, чтобы при повторении ситуации, ваше дитя не остолбенело от страха и не кинулось в панику.

Используйте время прогулок, походов в образовательные учреждения и в магазины для обучения ориентированию на местности. Это сформирует безопасное поведение детей. Дети должны изучить места своего пребывания, чтобы не потеряться и всегда, чтобы в случае чего вар ребёнок смог найти дорогу домой.

Научите ребёнка следовать правилам:

  • держаться подальше от автомобильных дорог и других их проезжих участков;
  • проявлять внимательность;
  • держаться вдали от темных переулков, заброшенных зданий, кустов и других безлюдных мест;
  • не идти на поводу у старших товарищей и стараться избегать дружбы с детьми, пытающимися втянуть вас в неприятности;
  • не завязывать разговора с посторонними людьми и стараться избегать с ними физических контактов (не идти никуда с ними, не садиться в машину);
  • в случае если ребёнок уже оказался в руках у злоумышленника, то надо максимально громко привлечь к себе внимание прохожих, попытаться вырваться из рук, применив физические возможности. Даже ребёнок с небольшим усилием может ввести преступника в замешательство и временно парализовать его действия (ткнуть в глаз, ударить по переносице снизу вверх или в область кадыка, ударить в пах);
  •  объясните ребёнку, что такое интимные органы и за что не давать никому прикасаться.

Всё обучение безопасному поведению детей обязательно выстраивается по возрастным рамкам. Это делается для эффективности восприятия ребёнком изучаемого материала.

Для дошкольников более доступны будут для восприятия сюжетно-ролевые игры, с использованием имеющихся дома игрушек (кукол, зверей, машинок). Это обеспечит безопасное поведение детей в реальной жизни.

С семилетнего возраста можно уже применять более взрослые методы воспитания, в виде сценок и просто непринуждённых бесед во время совместной домашней деятельности.

Различных ситуаций могут происходить от постороннего вмешательства, при стечении обстоятельств и даже исходить от самого ребёнка. Дети должны знать правила поведения в быту, что можно, чего нельзя делать и уметь правильно отреагировать.

Наиболее широко распространенная ситуация, когда дети остаются дома одни.

Объясняйте ребёнку правила постоянно, а не перед уходом из дома. Расскажите что нельзя, почему, что может произойти и если это случилось, то, как надо себя вести в такой ситуации. Ребёнок не только должен знать, но и понимать всё это.

Есть ряд общих запретов для малолетних детей, да и не только малолетних:

  • нельзя играть с огнём, пользоваться электроприборами (электроплиты, кипятильники, утюги и т.д.),
  • пользоваться газовыми плитами, открывать окна и садиться на подоконники, выходить на балкон, трогать лекарства и бытовую химию (порошки, чистящие средства и т.д.),
  • уходить без разрешения из дома,
  • открывать двери незнакомым и малознакомым людям, приглашать гостей без согласования с родителями,
  • играть с колющими и режущими предметами (ножи, иголки и.т.д.),
  • не забывать закрывать воду в кране, не дразнить собак дома, в подъезде и на улице.

Если ребёнок сидит один дома, то объясните ему, что если кто постучит или позвонит в дверь, чтобы он даже и не подходил близко к двери и не подавал голоса.

Часто дети спрашивают «кто там?», а в результате диалога подаются на уговоры и открывают дверь совершенно чужому человеку.

В случае пожара (это должен усвоить каждый)

Если ребёнок один дома и увидел огонь или дым:

  • ни в коем случае нельзя прятаться;
  •  немедленно вызвать пожарную охрану (сообщив фамилию и адрес), в домашнем и мобильном телефоне должны в первых строках быть, записаны номера телефонов экстренных служб реагирования;
  • если это электроприбор, то выключить его из розетки и попытаться потушить водой;
  • если уже загорелось сильно и выделяется много дыма, то немедленно покинуть квартиру закрыв дверь, оповестить соседей, позвонить родителям и уйти на нижний этаж дома.

Безопасное поведение детей при заболевании

В случае, если ребёнок почувствовал недомогание в виде головных болей, тошноты, головокружения, болей в животе и других болевых ощущений, он должен немедленно позвонить родителям сообщить соседям или в крайнем случае вызвать скорую помощь.

Познакомьтесь сами и познакомьте своего ребёнка с соседями, их помощь возможно, когда нибудь вам понадобится.

Предупреждайте своё чадо, когда вы вернётесь домой, так, чтобы он смог примерно сориентироваться во времени.

Улица – не менее опасное место для ребёнка. Не стоит храбриться перед хулиганами, если ребёнок видит, что они явно превосходят в численности и силе.

Правильнее будет, проявить инстинкт самосохранения и избежать конфликта и это не будет считаться трусостью. В крайнем случае, надо привлечь внимание окружающих людей криками.

Избежать опасности поможет несколько правил

Не общаться и не поддерживать разговора с посторонними людьми, не принимать от них угощения и подарки, не садиться в машину и не позволять им брать вас руками за руки, одежду и так далее, избегать столпотворений и пустынные, безлюдные места.

Дорога

На дороге водитель может напросто не заметить и задавить ребёнка. Нельзя выбегать и выскакивать на проезжую часть, выкатываться на дорогу с горки или сугроба у обочины.

Переходить следует только по пешеходному переходу на зелёный цвет светофора. Обходить транспортное средство (автобусы, автомобили и так далее) только спереди.

Вода

Как правило, купание должно быть организовано в специально отведённых местах и под наблюдением взрослых, но в реальности дети купаются везде, где есть вода.
Прежде, чем отпустить ребёнка на озеро, надо научить его плавать на спине и хотябы по собачьи — на животе.

Итак: нельзя лезти в холодную воду, менее пятнадцати градусов, купаться, если организм не здоров, уплывать на глубину, плавать вблизи водных транспортных средств, подплывать к воронкам, родникам, нырять и топить друг друга, играя с детьми, нырять с высоты на водоёмах с незнакомым дном.

В период перволедия и таяния льдов нельзя подходить близко к водоёмам, а тем более бегать и кататься по некрепкому люду.

Природа

На природе тоже может подстерегать достаточное количество опасностей — это:

  • ядовитые растения (грибы, ягоды и т.д.);
  • дикие животные, змеи, насекомые (осы, клещи, комары, мошки, слепни и оводы, пауки).

Объясните ребёнку что на природе опасно разжигать костры. Плохо когда ребёнок ломает ветки, разоряет гнёзда, варварски с детства относится к миру природы и животных.

Перед тем как выехать на природу стоит подобрать подходящую одежду для ребёнка и постараться не потерять его из виду в лесу.

Безопасное поведение детей напрямую зависит от полученных навыков в результате плодотворного обучения в процессе взросления ребёнка.

Источник: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/bezopasnoe-povedenie-detei.html

Безопасное поведение на улице (учим детей правилам безопасности)

Обучение детей безопасному поведению дома

Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.

Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок повзрослеет, наберется ума, тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки.

Но практика показывает, что такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей.

Либо, наоборот, получив долгожданную свободу, наслаждаются ею, нарушая все правила и запреты, потеряв всякую бдительность и осторожность.

Поэтому безопасное поведение ребенка на улице в отсутствие взрослого должно стать одной из важнейших целей в воспитании родителями своего чада, но реализацию этой задачи необходимо осуществлять грамотно.

С чего начать обучение ребенка безопасному поведению на улице?

Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо выбирать такие формы и методы, которые будут соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

  • Для детей 4-6 лет наиболее уместными будут игровые формы с использованием кукол и других игрушек (например, можно сыграть в сюжетно-ролевую игру на тему «Что делать, если кукла потерялась?»);
  • с 7 лет можно разыгрывать с детьми различные сценки, описывающие возможные выходы из опасных ситуаций;
  • с ребенком подросткового возраста нужно обговаривать, в каких местах своего района он может гулять с друзьями без сопровождения взрослых, изучать с ним номера служб спасения, и варианты, куда и к кому он может обратиться в случае возникновения опасности.

Не стоит акцентировать внимание на ужасных событиях, которые происходят в мире, запугивать ребенка. Кроме ощущения страха перед внешним миром и недоверия к нему, это ничего не сформирует.

Лучше сосредоточиться на правилах безопасного поведения, поощрять у ребенка стремление рассказать о своих проблемах взрослому, поддерживать с ним эмоциональный контакт.

Доверие к родителю – очень важное условие того, что они смогут вовремя узнать о негативных моментах из жизни ребенка и помочь ему.

Кроме этого, пожалуй, самым важным условием успешного обучения безопасному поведению детей является собственный пример, который демонстрируют взрослые. Согласитесь, не особо убедительно звучит правило «дорогу переходить можно только на зеленый свет» из уст того, кто сам перебегает на красный.

Говоря про безопасное поведение на улице нельзя забывать рассказать ребенку и о том, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать неприятные ситуации. Например:

  • дорогие украшения или сотовый телефон;
  • ключи от дома на видном месте (например, на шее);
  • разговоры с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Очень важно регулярно проводить профилактические беседы с ребенком о местах потенциальной опасности в вашем районе. Это могут быть водоемы, леса и посадки, опасные животные, плохо освещенные территории.

Для того чтобы ребенок мог безопасно находиться на улице без родителей, следует изучить с ним следующие правила:

  • нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, позволять им касаться ребенка;
  • нельзя садиться в транспорт к незнакомым и малознакомым людям;
  • необходимо доверять внутреннему чувству тревоги, в случае опасности кричать, убегать, применять доступные способы самозащиты, а затем обязательно рассказывать об этом родителям;
  • необходимо отказываться от любых подарков со стороны незнакомцев, сообщать об этих случаях родным;
  • нельзя помогать кому-либо незнакомому в чем-либо;
  • обязательно рассказывать родителям про любые случаи прикосновения к ним взрослых (кроме самых близких), про принуждение ребенка касаться их частей тела (имеются в виду интимные зоны);
  • стараться не прокладывать свой путь через малоизвестные места, избегать пустырей и по возможности не гулять одному, быть с друзьями;
  • нельзя поднимать с земли чужие предметы, особенно такие, как ножи, шприцы;
  • нельзя играть возле проезжей части, необходимо знать правила поведения на дороге;
  • важно иметь представления о том, какие последствия таятся за детскими шалостями, к примеру, к чему может привести драка, игры на стройплощадках и прочее;
  • в случае возникновения опасности со стороны животного на улице нужно постараться спокойно, не отводя взгляда от этого животного, не поворачиваясь спиной к нему, уйти. Если животное нападает, можно пользоваться любыми подручными средствами (камнями, палками, сумкой), чтобы отбиться, убегать в направлении подъезда, дерева, на которое можно залезть, или людей, способных помочь.
  • не доставать крупные суммы денег на виду у людей, особенно в транспорте.

Для профилактики травматизма ребенка на дороге и исключения каких-либо ДТП, следует обращать внимание детей на следующее:

  • смотреть необходимо не только на свет светофора, но и на потенциальные опасности: автомобили, которые превышают скорость, выезжают из-за поворотов, не тормозят перед пешеходным переходом, особенности движения скорой помощи и пожарной машины;
  • с раннего детства, переходя дорогу вместе с ребенком, попутно обсуждайте правила: «Как ты думаешь, когда нам можно переходить? В какую сторону смотреть? И т.д.»;
  • приучайте ребенка к привычке останавливаться, прежде чем переходить дорогу, подключать не только зрение, но и слух, особенно в тех местах, где заметить автомобиль трудно;
  • также полезно, прежде чем переходить дорогу, устанавливать зрительный контакт с водителем, чтобы убедиться, что тот тормозит.

Для того чтобы обезопасить передвижение ребенка по проезжей части приобретите яркую, светоотражающую одежду для малыша, либо специальные светоотражающие элементы, которые можно закрепить на одежде, и приучайте ребенка одевать их, особенно в вечернее время, в пасмурную и туманную погоду.

Безопасное поведение на льду

В каждое  время года есть свои особые опасности, на которые следует своевременно обращать внимание ребенка. Особенно важно проговорить правила безопасности весной для детей. В этот период очень важно рассказать ребенку об опасности тающих льдов на водоемах. Выход на лед в любое время года, а особенно весной, таит в себе смертельную опасность.

Тем не менее, запрещая выходить на лед, стоит рассказать и про безопасность на льду для детей. Расскажите, что человеку, который все же оказался на льду водоема и провалился в воду необходимо:

  • не паниковать и стараться оставаться на плаву;
  • по возможности избавиться от тяжелых вещей;
  • кричать и звать на помощь;
  • широко раскинуть руки и постараться опереться ими на края льдины;
  • в том случае, если край льда достаточно крепкий, пытаться, навалившись на него грудью, закинуть на лед ноги.

Доверительные отношения между вами и вашим ребенком, интерес к его проблемам, систематическое обучение правилам безопасного поведения и, конечно, собственный пример, помогут вам воспитать смелого, но вместе с тем осторожного и благоразумного человека.

Безопасность детей на улице – видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/8384-bezopasnoe-povedenie-na-ulitse-uchim-detej-pravilam-bezopasnosti.html

Обучение ребенка правилам безопасного поведения

Обучение детей безопасному поведению дома

Не будем о грустном? Но ведь нужно!

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды…Короче говоря, навыки безопасного поведения – просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.

Прогулка – идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают “голые” советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, “с привязкой” к конкретным обстоятельствам…

Визг тормозов

…Подхожу со своим шестилетним внуком Сашей к нашему дому. И вдруг – пронзительный визг тормозов. Оглядываемся. Разъяренный водитель “Жигулей” кричит на мальчишку, который, видно, под самым “носом” у него пересек на велосипеде дорогу. Мальчишка тоже перепугался: никак не может ногой попасть на педаль, чтобы удрать с “места происшествия”.

– Это Димка, – поясняет мне внук. – Ему недавно подарили новый велосипед.

– Твой Димка чуть было не попал под машину. Вот смотри – он выскочил из-под арки нашего дома. Слева и справа от нее высокие кусты сирени. Водитель его не видел, а он не видел движущейся машины. Давай проверим – так ли это? Ты играешь Димку на велосипеде, а я – водителя… Только я “еду” по тротуару.

Саша с готовностью включается в игру. Убеждается, что из-за кустов меня, т. е. машину, не видно.

– Между прочим, – говорю я внуку, – ты на своем самокате носишься так же лихо, как Димка на велосипеде. Так что, если разгонишься и вылетишь из-под арки на проезжую часть…

Внук озадачен. Дома он рассказывает о случае с Димкой маме. Я подмигиваю дочери. Она делает вид, что не понимает. Тогда я предлагаю внуку нарисовать, как было дело. Он с готовностью принимается за работу – рисует арку, кусты, дорогу. Схема готова. И внук с еще не прошедшим волнением рассказывает маме об увиденном.

В следующий раз во время прогулки я показываю другие опасные места в нашем дворе.

Например, узкие проходы между многочисленными “ракушками”. Ребята, увлекшись игрой, часто выскакивают из них на дорогу перед подъездами, где носятся туда-сюда машины.

И мы снова разыгрываем сценку “наезда”, по очереди меняя роли: то я “наезжаю” на выскочившего из прохода внука, то он – на меня.

Вообще полезно вот так, гуляя, ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. И уж, конечно, следует заранее выбрать маршрут, по которому будет ходить ребенок в школу, объяснив ему и показав “в натуре”, как он должен вести себя в пути.

Их разыскивает милиция

Но не только мчащаяся машина представляет угрозу для ребенка. Она может и аккуратно притормозить рядом.

– Мальчик, а как мне проехать?.. А не хочешь ли ты прокатиться?..

Варианты заманивания могут быть самыми различными. И это тоже должен знать ребенок.

Вообще преступников, нападающих на детей и, прежде всего, преследующих сексуальные цели, можно разделить на две основные группы: на тех, кто, прежде чем напасть на ребенка, заманивает его тем или иным способом в места, где можно без свидетелей совершить свое гнусное дело, и тех, кто выслеживает свою жертву, идет за ней по пятам и в удобном месте нападает или, заранее выбрав такое место, терпеливо поджидает там.

Обезопасить ребенка от “заманивающих” преступников можно, если он хорошо усвоит правило, которое не раз доказывало свою эффективность: “Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!”

Преступники, “облюбовав” себе жертву, лишь в редких случаях, несмотря ни на что, преследуют ее. Как правило, не сумев “охмурить” одного ребенка, они ищут другого – более доверчивого.

Чтобы ваш ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест. А ими могут быть: безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы. Именно такую обстановку выбирают преступники, охотясь за своими жертвами. Опасным местом, увы, стал и подъезд дома.

В наши дни на детей нападают не только сексуальные маньяки. На них посягают и с другими целями. Чтобы получить выкуп, заставить родителей подчиниться воле преступников или даже продать детей в качестве маленьких рабов.

Совершается немало имущественных преступлений. У детей отнимают деньги, одежду, шантажируют, заставляя уносить из дома мамины украшения и другие ценные вещи. Обманув ребят, преступники тем или иным способом проникают в дом и совершают кражи.

…Заметив, что Саша, проходя мимо входа в подвал, бросает туда любопытные взгляды, я однажды предложил заглянуть туда. Там как раз шли какие-то ремонтные работы.

Мы спустились вниз по лестнице. – Фу, – выдохнул, сморщившись, внук. Один из рабочих рассмеялся: – Это бомж здесь у вас обитал. Вон его место. – Хочешь посмотреть? – предложил я. – Не-е-е, – замотал головой Саша и потянул меня за руку к выходу. И уже на улице, после долгого молчания, заметил:

– Я думал, там интересно, а там – одни трубы.

Я, конечно, воспользовался этим эпизодом, чтобы рассказать несколько историй о том, как преступники используют подвалы и чердаки для нападения на детей.

…Увидев около нашего отделения милиции стенд с фотографиями, я решил во время нашей очередной прогулки показать его внуку. – Посмотри, что там написано? – Их ра-зыс-ки-ва-ет ми-ли-ция, – по слогам прочитал Саша. – Давай подойдем поближе.

Я хотел, чтобы внук увидел фотографию улыбающегося мальчишки. И тоже шестилетнего, как и Саша.

– У-шел из до-ма и не вер-нул-ся, – читал он по слогам слова над фотографией.

Было видно, что это жуткое несоответствие между улыбающимся мальчишкой и тревожными словами сильно подействовало на внука.

Мы долго гуляли молча.

– А куда он подевался? – наконец спросил он. Дождавшись этого вопроса, я стал рассказывать о разных случаях исчезновения детей. – А как ты думаешь, как выглядит преступник?- спросил я внука в конце своего рассказа.

– Ну, он такой страшный, со зверским лицом и ножом за спиной.

– Ничего подобного, – сказал я. – Нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других.

Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.

Задайте такой вопрос своему ребенку. И вы услышите в ответ что-либо подобное. Вот этот разрыв между образом преступника, опасного человека, и действительностью часто играет роковую роль: ребенок доверчиво откликается на приветливое обращение.

Уже подходя к дому, внук спросил: – А его найдут? – Кого? – не понял я.

– Ну, того мальчика… который на фотографии.

И я понял, что мой рассказ о том, как пропадают дети, лег на подготовленную почву: он слушал меня и видел своего улыбающегося одногодка, который “ушел из дома и не вернулся”.

Основные правила

Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям в их “семейном” курсе обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе.

Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

– Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

– Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь – полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.

Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.

Но вот ребенку три-четыре года.

Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между “хорошими” и “плохими” прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету.

Ребятишки этого возраста (или чуть постарше) должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

– Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно.

Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души – о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием – непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям.

Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед “по душам” уместно вспомнить случаи из своего детства.

Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные “страшные” истории.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять “свободу” (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)

Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль “добрых” дядей.

– Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет.

Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату – ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

Страх подавляет интуицию ребенка, “смазывает” инстинктивно правильную реакцию.

Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

Цель “безопасного” воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

– Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма.

Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

– Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких – это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше – разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: “А как ты поступишь, если…”, упомянутые рассказы-воспоминания.

– Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

– Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.

), не будьте безучастным.

Есть физическая возможность решительно вмешаться – действуйте! Если нет такой возможности – запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.

Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.

Правила безопасности, которым обязательно следует обучить вашего ребенка:

  • Не уходи далеко от своего дома, двора.
  • Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
  • Не гуляй до темноты.
  • Обходи компании незнакомых подростков.
  • Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
  • Не отправляйся один в дальние поездки.
  • Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
  • Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
  • Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
  • Не садись в чужую машину.
  • На все предложения незнакомых отвечай: “Нет!” и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
  • Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
  • В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

В.М. Волков, подполковник милиции в отставке. Статья из журнала “Человечек”

Источник: https://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Lowerschool/kidsobj/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.