Особенности развития детей 6-7 лет

Содержание

Особенности развития детей 6-7 лет

Особенности развития детей 6-7 лет

6-7 лет старший дошкольный возраст ребенка. Это период подготовки к школе, осваивания человеческих взаимоотношений, время первых творческих открытий. Ребенок осваивает и закрепляет навыки самообслуживания в быту, учится принимать самостоятельные решения.

Особенности психофизического развития

        Возрастные особенности детей 6 7 лет позволяют успешно взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов.

Ребенок готов принимать и выполнять новые правила общения или игры, спокойно воспринимает смену деятельности, проявляет инициативу.

В основе его мировосприятия пока еще лежит собственное впечатление или собственный опыт, но постепенно малыш все более опирается на расширяющийся кругозор и научные понятия.

         Дети становятся все более уверенными в себе, осознают чувство собственного достоинства, отстаивают личную точку зрения.

         В 6-7 лет у детей уже высокий уровень развития способности сосредоточиться не только на чем-то очень интересном, но и на том, что определено как «надо» или «важно». Психологические особенности этого возраста дают возможность пользоваться волевыми усилиями. К 7 годам ребенок способен сосредоточенно выполнять работу в течение 30-35 минут:

  • отвечает на проблемные вопросы («почему?», «как?»);
  • выявляет закономерности;
  • составляет рассказ по картинкам и придумывает продолжение и окончание сюжета;
  • группирует предметы, выделяя доминирующий признак;
  • свободно пользуется речью на высоком уровне развития: чистота произношения, интонационное оформление, построение вопросов, ответов, рассуждений, четкая звукоимитация, обширный запас слов разных тематических групп.

         В этом возрасте дети очень отзывчивы на оценки взрослых и представление о себе формируют через мнения окружающих. Поэтому психологические условия общения очень важны для формирования и развития уровня самооценки ребенка.

Готовимся к школе

         Большинство родителей считают, что готовность ребенка к школе определяется уровнем интеллектуального развития: степенью обученности читать, писать, считать. Это большое заблуждение. Навыки чтения и счета, безусловно, очень важны, но, прежде всего, надо оценивать уровень физического развития и психологические особенности будущего первоклассника.

         Четко соблюдаемый режим дня, здоровый образ жизни, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, рациональное питание – все это является залогом хорошего физического развития ребенка и подготовки его организма к новым физическим психологическим нагрузкам школьной жизни.

         Формирование должной мотивации у будущего школьника тоже очень важно.

Старшие члены семьи должны развивать и поддерживать положительные стремления ребенка: пойти в школу – значит стать взрослее, быть самостоятельным, многое узнать и многому научиться.

Доносите до ребенка, что учеба в школе – это не только труд, но и новые впечатления, друзья, возможность заявить о себе и своих достижениях.

         В связи с этим воспитывайте в ребенке толерантность и тактичность, уважение к успехам других и умение сочувствовать. Одновременно развивайте настойчивость, любознательность, силу воли. Эти очень сложные психологические процессы воспитания должны быть для ребенка естественными и системными. Постепенно познавательный интерес должен начать преобладать над игровым.

К 6-7 годам ребенок должен быть достаточно самостоятелен и ответственен: запоминать задания и поручения и стремиться их обязательно выполнить, контролировать состояние и наличие своих вещей, уметь собрать необходимое, самостоятельно следить за своим внешним видом, содержать в чистоте личные вещи, соблюдать правила личной гигиены.

В помощь родителям

  • родительская задача – быть помощником будущего школьника. Принимая важные решения, связанные с выбором школы, спортивной секции или кружка эстетического развития, учитывать желания и впечатления ребенка.
  • Грамотно выстроить режим дня, разумно сочетая отдых с интеллектуальными и физическими нагрузками.
  • Не требовать самостоятельности, а помогать становиться самостоятельным, обучать навыкам обихода и самообслуживания.
  • Не сравнивайте достижения и неудачи ребенка с результатами других детей. Формируйте положительную самооценку.
  • Больше читайте вместе с ребенком, заучивайте наизусть стихотворения, обсуждайте прочитанное.
  • Наблюдайте с детьми за природными явлениями. Оговаривайте особенности погоды, времени суток, времени года. Акцентируйте внимание на внешних изменениях предметов живой природы.

Возраст детей 6-7 лет – один из переломных периодов в развитии человека.

Родителям нужно учитывать психологические и физические изменения детей, выстраивая взаимоотношения в семье. Перед вами личность и индивидуальность, нуждающаяся в поддержке и опоре.

Источник: http://StranaDetstva.ru/vozrastnye-osobennosti-detej-6-7-let

Особенности развития ребенка шести-семи лет

Особенности развития детей 6-7 лет

В возрасте 6-7 лет у детей проявляются важные особенности развития психики и личности. Малыши взрослеют на глазах, а мотиватором для этого становится первый класс, школа. Теперь уже ребенок не так сильно нуждается в помощи родителей, хочет все делать самостоятельно. Для него важны учеба, общение, дружба. Теперь у него много общего с друзьями: совместные планы, идеи, интересы.

Учеба занимает важное место, но игры и игрушки все еще остаются необходимым атрибутом для отдыха. Не стоит ругать ребенка этого возраста за игры. Они помогают ему познавать мир, создавать простые игровые условия для решения социальных проблем.

Это период развития личности, формирования собственного мнения. Ваш малыш уже чувствует себя вполне готовым принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Его знания о мире становятся глубже, появляются самые разные интересы.

Это естественные процесс для психики каждого человека.

Социальное развитие

К возрасту 6-7 лет человек уже осознает себя личностью, членом общества. Сейчас для детей очень важно быть частью группы. Они стараются не выделяться, «следовать за толпой».

Особенно четко это проявляется в школе, в первом классе. Особенности возраста таковы, что малышу очень нужно быть «как все».

Сейчас дети могут просить родителей покупать им одежду, игрушки, канцелярские товары такие же, как у большинства в классе.

В этом возрасте нет смысла предлагать ребенку индивидуальность. Ему больше хочется не выделяться, не быть изгоем. Это связано с тем, что дети 6-7 лет очень предвзято, даже жестоко могут относиться к различиям.

Более слабый малыш, имеющий некие дефекты, одевающийся не так, как остальные, всегда получает долю негатива. Это попытка детей занять свое место в обществе. Не нужно агрессивно реагировать на такие попытки.

Старайтесь больше говорить, объяснять, показывать. Так вы добьетесь больших успехов.

Сейчас социальная жизнь, общение, дружба имеют огромное значение для ребенка. У него уже появились друзья, симпатии. Теперь игры становятся гораздо интереснее, если играет сразу несколько участников.

Между собой они общаются, что-то планируют, делятся мыслями и увлечениями.

Ребенку в этом возрасте обязательно нужно общение со сверстниками, иначе не миновать проблем в области социального и личностного развития.

Игровая деятельность

Теперь в играх уже отражаются не только фантазии, но и некоторые социальные события:

  • война (чаще у мальчиков);
  • свадьба, семейная жизнь (у девочек);
  • праздники;
  • имитация школы, больницы, работы (чаще всего как пример выступает работа родителей).

Для детей игры все еще остаются возможностью «отрепетировать» общение, социальное поведение. Во время игры малыши 6-7 лет дают моральную оценку действиям своих героев. Игра помогает им учиться находиться в обществе. Иногда дети обыгрывают реальные ситуации, решают проблемы. Бывает, что просто фантазируют, придумывают продолжения для любимых фильмов и мультиков.

Родителям иногда кажется, что теперь началась школа, уроки, а значит, играть больше нельзя, это пустая трата времени. Такое утверждение в корне неправильное.

Игра – отличный отдых после напряженного дня. А еще желание играть способствует волевому развитию детей. Он может выбирать между «хочу играть сейчас» и «нужно сначала сделать уроки, домашние дела».

Поощряйте правильный выбор вашего малыша.

Учебная деятельность

Теперь учебная деятельность становится на первое место. Учиться не всегда нравится, но уже после первых нескольких месяцев в школе учеба занимает одно из главных мест в жизни детей. Они видят некую необходимость учиться, но тут важно, чтобы родители и учителя объясняли, зачем нужны уроки, знания, задания.

Школа сильно меняет взгляд детей на самих себя, свои возможности. Может активизироваться любовь к чтению, интерес к некоторым отраслям науки. Родителям стоит поддерживать такой интерес у школьника – тогда учеба будет даваться легче.

Психика и личность

В 6-7 лет школьники заметно углубляют свои знания. Им теперь проще планировать свою деятельность, ведь мышление становится глобальным. Можно представить последствия работы, стараний, учебы, каких-то действий в будущем. Так, малыш учится составлять сам для себя план действий. Это говорит о том, что развитие психики проходит успешно.

Начинают проявляться разные личностные особенности. Вы можете заметить, что дома ваш первоклассник ведет себя не так, как в школе или в компании друзей. Выделяется социальный компонент его «я». Для его развития необходимо общение, нахождение в коллективе. Поход в первый класс способствует социальному развитию личности.

В 7 лет происходит третий по счету кризисный период развития. У детей появляется новая особенность, которая роднит их со взрослыми. На этом этапе взросления ребенку просто необходимо найти ответ на вопрос «кто же я на самом деле?». Так возникает гордость за себя, уважение к себе. Малыш всячески пытается добиться одобрения старших, учителей. Возраст 7 лет — это кризис быстрого взросления.

За что можно собой гордиться? Например, хорошие оценки, похвала учителя за выполненное задание, подарки родителей. Все то, что приравнивает их к взрослым. Даже одежда становится необычайно важна.

Так, раньше мальчик мог не обращать внимания на то, что предлагает одеть мама. Теперь же он может стесняться своих прошлых любимых вещей.

Ему хочется выглядеть взрослее, носить брюки, пиджак, рубашки – так он становится похож на взрослого мужчину.

Осознанная самостоятельность

Теперь дети уже не так сильно нуждаются в помощи родителей. Они:

  • сами осуществляют гигиену;
  • выбирают одежду;
  • могут подогреть еду, выбрать сами себе завтрак;
  • играют и учатся без помощи взрослых;
  • имеют собственные мечты, стремления;
  • имеют увлечения, которыми не хочется делиться.

Дети становится все самостоятельнее. Теперь помощь родителей воспринимается во многих случаях как досадная необходимость. Родителям нужно уважать развитие этих качеств у детей, поддерживать их стремление к собственному выбору.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/7/osobennosti-razvitiya-rebenka-shesti-semi-let.html

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет: физиологические, психологические. Взрослые и дети

Особенности развития детей 6-7 лет

Дети 7 лет – это ребята, которые находятся в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Это значит, что в их психологии и физиологии обязательно в скором времени произойдут изменения.

Многим родителям характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет покажется удивительной, но это не значит, что это плохо.

Просто будьте готовы к тому, что ребенок переходит на новый этап в своем развитии.

Этот возраст характеризуется тем, что малыш активен, открыт всему новому и оптимистично настроен к жизни в обществе. Он старается узнать все больше и больше информации, подружиться со всеми окружающими людьми. Параллельно с этим он овладевает навыками коммуникации, которые будут необходимы ему в школе.

Кроме того, возрастные особенности ребенка 6-7 лет бывают и физиологические. Они не менее важны, чем психологические.

Физиологические особенности дошкольников

Физиология – это изменение в строении организма во время взросления человека. У ребенка 6-7 лет можно выделить такие особенности:

  • Тело пропорционально увеличивается.
  • Рост колеблется в основном в пределах 113-122 см.
  • Вес составляет 21-25 кг.
  • Развиваются все нервные процессы в организме.
  • Подвижность нервных процессов слабая. Например, девочка 7 лет еще не может быстро ответить мальчику, который оскорбил ее в садике, она, как правило, обижается и уходит или начинает плакать.
  • Дыхательная система развита слабо, присутствует сильная нужда в кислороде.
  • Сердечная мышца становится значительно толще. Также учащается сердцебиение, но оно не совсем ритмичное.
  • Мышцы ребенка становятся больше и плотнее. Малыш становится сильнее. Однако мышечная система, как правило, развита неравномерно, поэтому в жизни ребенка должны присутствовать физические нагрузки.
  • Работа органов чувств развивается стремительно, этому способствует постоянное обучение.

Взрослые и дети должны все время взаимодействовать. Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Следите за состоянием здоровья и поведением малыша, чтобы вовремя заметить возможные нарушения. Заботливые и внимательные родители обычно предотвращают всевозможные проблемы, а если этого сделать не удается, заболевания быстро вылечиваются.

Не пренебрегайте также и словами ребенка. Если он хочет вам что-то сказать, выслушайте его. Часто дети сами сообщают, что они чувствуют дискомфорт. Эта информация помогает быстро устранить проблему из жизни семьи. Своевременно водите ребенка к доктору на осмотр, это является хорошей профилактикой всевозможных болезней.

Что происходит с психическим состоянием дошкольника

Дети 7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности:

  • Он охотно воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в школе. Ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями.
  • Ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны. Постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих.
  • Ребенок понимает признаки многих предметов и может их анализировать. Например, мальчик 7 лет понимает, что машинка на радиоуправлении перестанет работать, если погрузить ее в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более осторожными.
  • Ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры. Активно развивается познавательный процесс. Но в то же время малышу трудно долго концентрироваться на одной задаче, особенно если он не считает ее интересной.
  • Малыш эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен на 30-45 минут сконцентрироваться на одной задаче. Кроме того, в стремлении узнать что-то новое дошкольник превосходит любого взрослого человека.
  • Будьте внимательны, поскольку ребенок очень чувствителен к мнению окружающих людей. Девочка 7 лет, например, будет считать себя некрасивой, если об этом ей сообщил одноклассник. Важно объяснить ребенку, что не всегда слова окружающих верны, чтобы он не сформировал для себя свой неправильный образ.

Также стоит обратить внимание, что возрастные психологические особенности детей 6-7 лет не заканчиваются на общих положениях. Существуют и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.

Математические особенности детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет предполагают, что малыш:

  • Способен складывать и вычитать числа.
  • Может решать простейшие задачки и разбирать несложные головоломки.
  • Способен правильно определять направление движения.
  • Умеет считать хотя бы до 10.
  • Правильно определяет, какое число больше, какое – меньше.
  • Правильно определяет форму предметов. Знает, как выглядят простые геометрические фигуры.
  • Знает простейшие математические знаки.
  • Решает задачи в одно действие, может составлять такие задачи самостоятельно.
  • Способен назвать числовой ряд в обратном порядке.

Наряду с такими математическими способностями у ребенка должно быть развито мышление.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет: логическое мышление

Возрастные особенности старших дошкольников проявляются и в логическом мышлении:

  • Ребенок должен уметь выявлять закономерность и дополнять ряд предметов, следуя логике.
  • Малыш способен найти лишний предмет, признак или число из предложенного ряда.
  • Ребенок должен уметь составлять простые рассказы на основе предложенных картинок. Кроме того, он должен самостоятельно придумывать концовку различных историй.
  • Дошкольник должен уметь объединять предметы в группы на основе общих признаков.

Математические способности не всегда определяют уровень развития ребенка. Также важно учитывать и другие составляющие в его мышлении. В частности, обратите внимание на развитие речи.

Речь старшего дошкольника

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет проявляются и в его речи:

  • Малыш должен уметь называть свое имя, фамилию, город, в котором он живет. Также он должен знать те же сведения о своих родителях.
  • Ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и номер телефона.
  • Взрослые и дети должны общаться, не чувствуя дискомфорта. Речь ребенка должна быть связной и слаженной, чтобы родители могли беспрепятственно его понять.
  • Ребенок должен уметь интонационно окрашивать свои мысли.
  • Малыш должен знать, когда ему рассказывают что-то, когда задают вопрос, когда требуют выполнения какой-либо задачи.
  • Ребенок способен вести дискуссию и вступать в споры, задавать вопросы и формулировать собственные требования.
  • Кроме диалога, малыш должен владеть и монологом.
  • Ребенок должен знать большое количество стихотворений наизусть. Кроме того, желательно, чтобы он умел рассказывать их с выражением.

Полноценное развитие речи дошкольника невозможно без познания окружающего мира.

Познание окружающего мира

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет обязательно должны сказываться на его стремлении познать окружающий мир. Он должен знать, как называются предметы, которые его окружают, кем ему приходятся люди, с которыми он живет и общается, как зовут домашних животных.

То есть малыш должен полностью ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно оценивать ее. Дошкольник, который развивается гармонично, всегда осознает свое положение в обществе и ведет себя в соответствии с ним.

Поведение дошкольника в быту

Малыш, будучи частью общества, должен уметь:

  • Звонить по телефону.
  • Самостоятельно пришить пуговицу или зашить небольшую дыру.
  • Культурно вести себя за столом.
  • Соблюдать элементарные правила личной гигиены.
  • Самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать молнию и пуговицы, завязывать шнурки.
  • Следить за чистотой своей одежды и обуви, за состоянием прически и ногтей.
  • Распознавать знаки, которые подает светофор. То есть он должен быть компетентным в элементарных правилах дорожного движения.
  • Понимать систему календаря. Он должен уметь определять месяц, день недели, число и время на часах.

Существенным фактором в развитии дошкольника является самооценка.

Самооценка ребенка

Самооценка – это важный показатель, говорящий о правильности развития дошкольника. Особенности этого критерия таковы:

  • Ребенок должен стремиться соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Его самооценка в разных сферах жизни может значительно отличаться.
  • Адекватность самооценки отсутствует. Она в значительной мере зависит от мнения окружающих.

Однако ребенок не должен стремиться выполнять все требования взрослых людей.

Произвольные особенности

Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно принимать решения. Это значит, что его поведение не всегда будет предсказуемым.

Развитие малыша можно считать нормальным, если он периодически проявляет настойчивость, вступает в дискуссии, споры, самостоятельно старается побороть трудности и справиться с проблемами.

Советы родителям

Для ребенка важно, чтобы вы:

  • Подобрали для него школу, подходящую его типу личности.
  • Не отдавали его в школу, если он не готов к этому.
  • Оставляли ему время на игры и увлечения.
  • Адекватно оценивали его готовность к школе.

Источник: http://fb.ru/article/286428/vozrastnyie-osobennosti-rebenka---let-fiziologicheskie-psihologicheskie-vzroslyie-i-deti

Возрастные особенности детей 6 лет

Особенности развития детей 6-7 лет

Год за годом, шаг за шагом ребёнок становится старше и по годам, и по другим критериям взросления. Каждой новой ступни в жизни крохи свойственны свои характерные черты.

В нашей статье мы рассмотрим возрастные особенности детей 6 лет.

Это поможет родителям понять, какие процессы происходят в детском организме, как малыш видит окружающий мир и что нужно предпринять для правильного развития ребёнка на 6-7 году жизни.

Характерные особенности развития для детей 5-6 лет

Когда мы говорим о развитии ребёнка, то имеем в виду не только его физический рост. Сюда относится также взросление ума, становление личности, социализация. Возраст 6-7 лет ещё особенный потому, что на этом этапе происходит активная подготовка к 1 классу. Поэтому готовность к школе также можно отнести к критериям правильного развития малыша.

Возрастные особенности детей 6 лет в области физиологии:

  • активный рост костной системы, развитие опорно-двигательного аппарата;
  • развитие мышечной системы (мелких групп мышц);
  • развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы;
  • дифференциальное развитие ЦНР (отделов).

В 6-летнем возрасте большими темпами происходит развитие умственной и психической сферы. Посмотрим, какие возрастные особенности детей проявятся по каждой из них.

Особенности детского интеллекта в  6-7 лет

В умственном воспитании ребёнка на 6 -7 году жизни нужно учитывать один существенный момент. Это высокая скорость развития мыслительных, познавательных способностей.

В данный момент идёт закладка особенно важных функций:

  • память;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Память проходит последний этап развития. Малыш обретает способность усваивать знания на слух и визуально. Благодаря этому память становится основой всех психических процессов мышления.

Само мышление становится осмысленным. Ребёнок переходит к наглядному (образному) восприятию. Начинает применять логическое мышление и с его помощью сравнивать, группировать предметы по каким-то признакам, выделять нужную информацию, делать правильные выводы.

Внимание – характерная возрастная особенность детей 5-7 лет, связанная с осознанным мышлением. Ребёнок 6 лет уже умеет выбрать объект (задачу), направить на него своё внимание и удерживать длительное время.

Воображение – одна из самых полезных для развития интеллекта способностей. Оно способствует раскрытию творческих задатков, помогает создавать яркие идеи и образы, мечтать, даёт простор для самореализации.

Возрастные особенности речи у детей 6 и 7 лет:

  • малыш в активной разговорной речи использует очень обширный словарный запас;
  • он умеет использовать разные обороты речи, выражать свои мысли полноценно, сложными предложениями, вести активный диалог.

Психология ребёнка в 6 лет

Самые важные возрастные психологические особенности детей 6 года жизни:

  1. Детская личность растёт так же быстро, как и организм. Малыш понимает, что он – отдельный от других человек, хочет быть самостоятельным. Поэтому он кроме игр проявляет интерес и к более серьёзным занятиям.
  2. Растёт и сознание принадлежности к социальной группе. Малыш понимает своё место в своём кругу общения, умеет сравнивать уровень своих способностей, достижений с остальными людьми.
  3. Теперь ребёнком движут не столько желания (хочу), сколько наличие возможности (могу) и необходимости (должен).

Готов ли ребёнок 6-7 лет к школе?

Воспитывать дошкольника сложнее по той простой причине, что родителям нужно не просто учить малыша, но и настраивать его на будущую жизнь в новом социуме с насыщенным графиком и большими умственными нагрузками. От степени готовности ребёнка будут зависеть и его самочувствие, и успехи, и моральное равновесие.

На полную готовность к школе указывают следующие возрастные особенности детей 6-7 лет:

  • Зрелость организма. Нормальное для возраста физическое развитие, крепкое здоровье, которое позволит без труда переносить новые более высокие нагрузки.
  • Психологический настрой. Ребёнок знаком с правилами школьной жизни, готов им следовать. Также понимает, что теперь у него будет больше обязанностей, что может быть трудно, но готов эти трудности преодолевать.
  • Мотивация. У ребёнка есть интерес к получению знаний, понимание, зачем ему учиться и какие преимущества можно получить, если развивать свои способности.
  • Интеллектуальная подготовка. Кроме базовых знаний, малыш достаточно эрудирован. Он имеет широкий кругозор, умеет работать с информацией, имеет развитые когнитивные способности.
  • Коммуникабельность. Важный параметр готовности. Он означает, что ребёнок умеет приспосабливаться к незнакомым условиям, завязывать знакомства с новыми людьми, работать в команде и следовать общепринятым нормам поведения.

Рекомендации для родителей 6 летнего ребёнка

Какие успехи ждут малыша в будущем, станет ли он уверенным и самодостаточным членом общества, сможет ли найти своё призвание – всё это зависит от первых шагов в развитии, то есть от родительского воспитания.

Если знать общие возрастные особенности детей 6 лет, можно выбрать самые важные инструменты гармоничного развития:

  1. Стать для малыша одновременно учителем, наставником и помощником, лучшим другом.
  2. Следовать личному графику развития ребёнка. Не торопить его. Если нужно, даже отложить на год поступление в школу, чтобы дать крохе возможность лучше подготовиться.
  3. Не ограничивать детскую свободу. Наоборот, поощрять инициативу и самостоятельность (в разумных пределах).
  4. Воспитывать настойчивость, уверенность, смелость, которые помогут ребёнку справляться с трудностями.
  5. Ценить достигнутые малышом результаты, но не переоценивать их.
  6. Предоставить возможность общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми разного круга интересов и разного возраста.
  7. Следить за его здоровьем, организовав правильное питание, физическую активность, подходящий по возрасту режим дня.

Читать ещё:

Развитие мелкой моторики рук с помощью Соробан

Как освоить методику ментальной арифметики?

Современные дети — поколение «google» 

про Ментальную арифметику в Соробан

Развиваем мышление вместе с Соробан!

Источник: https://soroban.ru/blog/vozrastnye-osobennosti-detej-6-let/

Возрастные особенности детей 6-7 лет: информация для педагогов и родителей

Особенности развития детей 6-7 лет

Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:

  • продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;
  • совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
  • улучшается моторика и координация движений.  

Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:

  • повышается двигательная активность;
  • увеличивается сила и скорость движений;
  • развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;
  • совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Развитие психических процессов

Отмечается бурное развитие основных психических процессов.

  • Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
  • Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
  • Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
  • Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
  • Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
  • Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
  • Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
  • Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.

У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.

Интеллектуальное развитие

Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Окружающий мир

Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:

  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • интересуется, как и из чего сделаны предметы;
  • составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
  • умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
  • легко понимает принцип действия сложных игрушек;
  • с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.

Речь

Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

Математика

Совершенствуются математические умения:

  • умеет считать до 10 и в обратном порядке;
  • понимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • знает название основных геометрических фигур;
  • имеет представление об объемных телах;
  • может оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.

Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.  

Социализация личности

С поступлением в школу ребенок начинает выполнять совершенно новую социальную роль — он становиться учеником. Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система требований, которые предъявляются к первоклассникам. Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным целям.

Малыш готов к расширению собственного микромира, он более охотно налаживает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские отношения.

У ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и  мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты. Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.  

У шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся привлечь к себе внимание. Причем дети делают это  всеми доступными способами, даже с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребенок очень огорчается любым неудачам.  

В 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых.

Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков. Поэтому ребенок может начать врать, чтобы не расстраивать их  и избежать наказания.

Родители по-прежнему являются примером для подражания, малыш копирует их привычки и поведение.

Шестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слезы и агрессию (хотя это еще не всегда удается). Понимание того, что их окружает огромный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов, которые дети не могут контролировать.

В таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребенок во всем придерживается ее (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).

Малыши уже хорошо владеют навыками самообслуживания, могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля их самостоятельности в быту и повседневной жизни.

Дети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособления к школьной жизни и успешного обучения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6527_vozrastnye_osobennosti_detey_6_7_let

Особенности развития ребенка 6-7 лет

Особенности развития детей 6-7 лет

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинает ся в пять лет и завершается к семи годам.

В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

Физиологическое развитие

В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера.

Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка.

Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

 Развитие личности

Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства.

Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.

Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.

У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е.

ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению.

При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников.

Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра.

Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому.

При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка.

Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно.

Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе.

С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.

С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.

Эриксон говорит, что дети в это время “стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально “приемлемые рамки”. Он выразил суть конфликта формулой “инициатива против чувства вины”.

Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы.

Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/145-osobennosti-razvitiya-rebenka-6-7-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.