Поведение ребенка в семье

Содержание

Поведение ребенка в семье

Поведение ребенка в семье
/ Статьи о детях / Поведение ребенка в семье

Поведение ребенка представляет собой совокупность поступков и действий по отношению к окружающим и умение вести себя в различных ситуациях, не нарушая установленные правила.

С азами поведения ребенок знакомится, прежде всего, дома. Родители должны обучить ребенка поведению в семье на основе общепризнанных правил, и обязательно лично демонстрировать наглядный пример их выполнения.

Влияние родителей на поведение ребенка

Малыши не могут самостоятельно решать что хорошо, а что плохо, у них нет еще жизненного опыта и знаний. Поэтому они копируют поведение взрослых и в первую очередь родителей.

Можно сколько угодно пытаться учить правильному поведению ребенка в семье, но результата это не даст, пока он будет видеть перед глазами отрицательный пример.

Если родители хотят, чтобы их ребенок был вежлив, проявлял чуткость и внимание к окружающим, оказывал помощь пожилым людям, но сами этого не делают, то их усилия будут напрасными.

Для родителей крайне важно стать непререкаемым авторитетом для своего ребенка, демонстрируя ему, что все чему его учат, подкрепляется конкретными поступками отца и матери – они с уважением относятся друг к другу, приветливы и дружелюбны с гостями, всегда готовы оказать помощь своим родителям.

Поведение ребенка дома

Дети могут плохо себя вести в силу разных причин: ребенок может устать, хотеть спать, испытывать скуку или желание есть. Поведение ребенка дома, зависит в первую очередь от понимания взрослыми его потребностей и желаний.

Родители часто бывают слишком обеспокоены поведением ребенка в семье, волнуются, не отразится ли это на его здоровье.

Большинство проблем связанных с поведением детей являются проявлением нормального развития, со временем, благодаря настойчивости и терпению, родители смогут их решить.

Проблемы поведения детей дошкольного возраста:

  • Застенчивость. Неуверенные в себе дети иногда бывают очень стеснительными. В подобных случаях надо, чтобы ребенок больше общался с другими детьми, принимал участие в сложных игровых ситуациях. Нельзя обсуждать застенчивость ребенка в его присутствии, необходимо проявить такт и чуткость;
  • Страхи. Маленькие дети еще не обладают жизненным опытом и пониманием окружающей действительности, поэтому некоторые вещи могут вызывать у них чувство страха. Родителям нужно бороться с детскими страхами и ни в коем случае не порождать их самим. Ребенку необходимо внушить, что ему ничего не угрожает, помочь развить уверенность в себе. Дети должны знать, что взрослые члены семьи всегда придут им на помощь. Если родители не смогут справиться самостоятельно с этой проблемой поведения ребенка дома, нужно обратиться к психологам;
  • Ревность. Боясь потерять любовь и расположение родителей, дети порой бывают очень ревнивы. Часто это проявляется тогда, когда у ребенка появился младший братик или сестричка. Старшие дети выражают агрессивность, стремление к разрушению, требуют, чтобы их кормили из бутылочки для искусственного кормления, хотя в этом нет необходимости либо вообще отказываются от еды. Корректируя поведение ребенка в семье, родителям крайне важно объяснить и дать ему почувствовать, как он им дорог, как его искренне любят. Взрослым необходимо уделить максимум внимания ребенку, изменить свой распорядок дня, чтобы проводить с ним больше времени;
  • Упрямство. Почти все дети порой бывают невероятно упрямы, совершая дурные, а иногда и просто глупые поступки. Дети устраивают истерики, пытаются манипулировать своими родителями. В этом случае родители должны проявить твердость характера и не идти на поводу у своего ребенка. Правила поведения ребенка в семье устанавливают взрослые и дети должны им подчиняться. Особенно ответственными и требовательными родители должны быть в тех случаях, когда ребенок своим поведением подвергает опасности себя или окружающих;
  • Чрезмерная активность. Такой ребенок постоянно находится в движении, он быстро утрачивает интерес к игре, ему становиться скучно и это вызывает у него беспокойное поведение. Таким детям надо дать максимум свободы для игр дома и на улице, предоставив возможность самим придумывать правила игры. Желательно также записать ребенка в спортивную секцию, тем самым используя его энергию «в мирных целях».

Многих проблем связанных с асоциальным поведением ребенка в семье можно избежать, если обеспечить надлежащий уход и присмотр за ним, с пониманием отнестись к его желаниям и не допускать конфликтов.

Ролевое поведение ребенка

Большую часть своего времени, дети дошкольного возраста проводят в играх. По мнению психологов, игра является ведущей деятельностью ребенка. Играя, ребенок развивается физически и духовно, формирует отношение к людям, приобретает навыки, учится правилам поведения.

Во время игры тренируется память, внимание ребенка, развивается его воображение. Особое место среди игр занимают сюжетно-ролевые, созданные самими детьми, в них они воспроизводят все, что видят вокруг себя, в том числе и поведение людей в различных ситуациях.

В подобных играх ребенок чувствует себя членом коллектива, учится адекватно оценивать свои и чужие поступки.

Особенностями сюжетно-ролевых игр являются:

  • Соблюдение правил. Ролевое поведение ребенка регулируется определенными правилами игры, чтобы иметь возможность участвовать в ней, он должен подчинять свои желания, предъявляемым ему требованиям, это дисциплинирует ребенка. Формируя в игре правила ролевого поведения, дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых людей, их отношение к труду, к окружающим, тем самым учатся моральным нормам поведения;
  • Социальный мотив игр. Играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок имеет возможность приобщиться к миру взрослых людей, разобраться в их системе отношений;
  • Эмоциональное развитие. Благодаря ролевому поведению ребенка развивается эмоциональное восприятие. Проигрывая воображаемые ситуации, малыш испытывает искренние игровые переживания, которые впоследствии оставляют глубокий след в его сознании. Можно сказать, что ролевые игры формируют эмоциональный мир ребенка;
  • Развитие интеллекта. Участвуя в ролевых играх, дети начинают интересоваться героями любимых книг и кинофильмов, стремятся подражать им. Тема игры углубляется и обогащается, тем самым развивая мышление детей и игровое творчество;
  • Развитие воображения. Во время игры дети придумывают все время новые образы, различные эпизоды. Малыши объединяют в играх разные события, воплощают в них новые впечатления, заменяют недостающие предметы другими, наделяя их воображаемыми признаками;
  • Развитие речи. В ролевом поведении ребенка большое значение имеет способность, выражать свои мысли и чувства словами. Развитие речи напрямую связано с развитием у детей воображения, в игре речь развивается и активизируется, ребенок может создавать новые сцены, образы с помощью слова, обогащая игру.

Взрослым людям надо помнить, что малыши отличаются повышенной восприимчивостью, они как губка впитывают все вокруг себя. Окружая своих детей атмосферой любви, взаимопонимания и доверия вы сможете воспитать их порядочными, добрыми и честными людьми.

Слайд-шоу

Как повысить качество жизни

Как заставит мир вокруг себя засиять новыми красками? Воспользуйтесь следующими советами и повысьте качество своей жизни….

Читать далееКак избавиться от ревности

Ревность – разрушительное чувство и поэтому, если она присутствует в отношениях двух любящих людей, от нее нужно избавляться. …

Читать далее О пользе и вреде солнечного загара

В преддверии пляжного сезона редко какая женщина не задумывалась о пользе и вреде солнечного загара. Эта тема волнует даже муж…

Читать далее10 правил здорового питания

Здоровое питание – основа нормальной жизнедеятельности человека. Правила здорового питания помогут составить рацион, с учето…

Читать далее

Статьи о здоровье

Как избавиться от бородавок?

Бородавка безболезненное, но неэстетичное новообразование, появляющееся на коже в результате вирусного инфицирования. Рассказ…

Читать далееПолное диагностическое обследование

Наиболее эффективным направлением в медицине является профилактика заболеваний, так как любое заболевание гораздо легче преду…

Читать далее

Наверное, каждый человек зрелого возраста ощущал острую боль в пятке. Лечение шпоры может осуществляться как медикаментозными …

Читать далее

Главный вред никотина состоит в том, что это вещество является токсином для организма, попросту говоря, ядом. В известной книге Ю…

Читать далее

Подтяжка век является омолаживающей операцией номер один. Это неудивительно, ведь глаза имеют решающее значение в том, как выгл…

Читать далееПричины патологии беременности

Патологии при беременности отличаются от всех других заболеваний тем, что в этом случае от болезни страдает не один человек, а с…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6877-povedenie-rebenka-v-seme.php

Поведение сына в семье и обществе характеристика

Поведение ребенка в семье

Выполнение функций родительства, психологическая атмосфера в семье — все это влияет на развитие подрастающего поколения. Именно поэтому адекватное представление этих характеристик помогает понять, насколько реализованы потребности ребенка и справляются ли родители с возложенными на них обязанностями в целом.

  • анкетные данные о родителе (ФИО, дата рождения, род и сфера занятости);
  • состояние здоровья (наличие или отсутствие заболеваний, которые оказывают влияние на работоспособность человека или влияют на психологическое самочувствие членов семьи);
  • выполнение материальной функции (наличие постоянного заработка, материальное состояние семьи в целом);
  • психологические характеристики и методы воспитания ребенка.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.
  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Отношения в семье, какие могут быть – характеристика

Каждый сам по себе – у каждого свой круг общения, занятий, дел. Характерно минимум общения с супругом по браку, каждый живет сам по себе, словно соседи в комнате по общежитию. Объединяет только кровать и секс. В отношениях всё по минимуму – эмоций, чувств, взаимных требований, интереса.

Бурные отношения – для таких отношений в семье характерна накаленная атмосфера с присущими ей скандалами, разборками, выяснением отношений. Партнерам нравится открыто демонстрировать бурные чувства, не умеют их сдерживать. Ссоры чередуются с расставанием, через время идет примирение, и снова по кругу, и так бесконечно.

Взаимоотношения в семье характеристика

Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза.

Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. “ беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были маленькими”, — заметил 15 — летний мальчик.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Рекомендуем прочесть:  Сколько раз можно продлевать больничный лист

Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека.

Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Положительная характеристика на семью: образец

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

  • указать личные данные каждого члена. Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;
  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения). Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;
  • в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них значительных достижений в дальнейшей жизни [7].

С 3- 4 лет дошкольный возраст характеризуется появлением постепенно прогрессирующей независимостью ребенка. Начинается путь к решению очень важной для ребенка задачи — обретению самостоятельности.

Излишняя родительская требовательность к ребенку или стремление сделать за ребенка то, что он может делать сам, может отрицательно отразиться на развитии ребенка — появится чувство неуверенности в себе, стыдливость, пассивность, несамостоятельность, так же будут трудности в общении со сверстниками [18].

Характер и позиция ребенка в семье: старший, средний, младший, единственный

Старшие дети также обладают качеством ответственности, поскольку им часто приходится присматривать за своими младшими братья ми и сестрами. Некомфортными последствиями этого становится то, что во взрослой жизни у них формируется высокий уровень тревожности. Они часто любят командовать и управлять другими, проявляют повышенную агрессию, особенно тогда, когда не получают желаемого.

Рекомендуем прочесть:  Закон о переводе нежилого помещения в жилое

Дети, рожденные в семье первыми, получают максимум внимания от родителей. В результате у них формируется достаточная степень уверенности в себе. Из первенцев вырастают хорошие лидеры. Они часто обладают амбициозностью, склонные к получению высшего образования и устраиваются на престижную работу.

Правильное воспитание сына отцом, специфика их взаимоотношений

  • · В период от рождения до шести лет малыш имеет тесную психологическую связь с мамой. Эта связь будет очевидной даже в том случае, если отец целенаправленно занимается с ребенком. Не стоит думать, что сын растет «маменькиным сынком». Данный период свойственен всем мальчикам.
  • · С 6 до 14 лет постепенно утрачивается психологическая связь с матерью. Мальчик больше начинает присматриваться к отцу, прислушиваться к его советам. Происходит развитие навыков социализации, где на первый план выходит осознание своего полового различия. Сын начинает искать помощи и поддержки отца во всех начинаниях. От того, насколько внимателен будет папа в этот период к наследнику, во многом будут зависеть отношения между ними в подростковом возрасте.
  • · С 14 лет и до совершеннолетия заканчивается базовое формирование личности мальчика. Сейчас для него важно в поведении отца все: чем он занимается, как разговаривает, с кем предпочитает общаться. Неосознанное копирование отца в этот период достигает пика. Если взаимоотношения с отцом доверительные, то мальчик будет искать ответа на все жизненные вопросы у него. В этом случае вероятность попасть под дурное влияние общества очень мала.

И это вовсе не значит, что отец должен бежать впереди сына для того, чтобы выполнить за него все задания.

Ни в коем случае. Роль отца состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно действовать, принимать решения и уметь отвечать за последствия этих решений.

Общая характеристика семейного воспитания

Воспитательный потенциал семьи– совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, стриктурой, традициями и др.) (Г. М. Коджаспирова).

 неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Типы поведения и характер ребенка

Это в первую очередь чрезмерно активное, неуправляемое поведение при полном отсутствии внимания. Такие дети чаще других попадают в несчастные случаи, поскольку им не свойственна хоть какая-то осторожность, они всегда бывают злостными нарушителями дисциплины, абсолютно того не желая, «нечаянно».

Им недоступны настойчивость, усидчивость, умение хоть что-то доводить до конца. Они расторможены в отношениях со взрослыми, не умеют играть со сверстниками. На уроках такой первоклашка (а их всегда бывает два-три на класс) то сползает под парту, то не может найти ручку или тетрадь, а чаще всего вообще смотрит в окно и уж никак не на учителя.

А на перемене, естественно, очередная «куча-мала» с ребенком-«ураганом» в центре.

* Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы делаете такие заявления как: «Ты никогда не бываешь готов вовремя» или «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

06 Июл 2018      piterurist         337      

Источник: http://urpiter.ru/nalogi/povedenie-syna-v-seme-i-obshhestve-harakteristika

Семья — пример поведения для ребенка

Поведение ребенка в семье

Если в родительской семье преобладали уважение, вежливость, забота о детях, бережное отношение друг к другу, то именно эту модель и воспроизведут в собственной семье молодой человек или девушка.

Культуре поведения с противоположным полом молодые люди учатся в первую очередь в родительской семье. Здесь они приобретают свой первый опыт будущих мужей, жен, отцов и матерей.

Семейные психологи подтвердят, что еще одна проблема — это вопрос психологической культуры, психологической грамотности.

Когда-то классик говорил: «Чтобы детей иметь, кому ума недоставало?» Кто-то вполне может иметь детей по состоянию своего ума и здоровья.

Но каждый ли может правильно воспитать этих детей, дать им такую личностную основу, которая правильно бы работала потом на протяжении всей их жизни? Почему именно на это стоит обратить внимание? Потому что есть периоды возрастной сензитивности.

Например, если мне, да и вам, вдруг захочется профессионально заняться балетом или фигурным катанием, то любой тренер скажет: поздно, слишком поздно.

Великий психолог Лев Выготский говорил, что существуют сензитивные периоды в жизни человека, то есть периоды, когда он особенно легко овладевает информацией, умениями и навыками в какой-то определенной области.

А прошло время — и все. Дальше мы уже с трудом овладеваем теми или иными навыками и знаниями.

Так и с семейными навыками — этому дети учатся в родительской семье!

И не надо удивляться, что у грубых родителей вырастают такие же грубые дети, они этому научились. Есть такая дилемма: что определяет развитие человека — наследственность или воспитание? И кто-то говорит: конечно, гены! Вот те родители сами вечно обманывают, и дети у них такие же. Так это не потому, что существуют гены лживости, а потому, что ребенок усвоил это поведение с малолетства.

Теперь посмотрим на средства массовой информации. Что ребенок, подросток видит сегодня с экрана? Грубость, насилие, жертвы, разводы. Иными словами, мы сегодня видим на экранах модель несчастной, ужасной, жестокой семейной жизни.

И даже если на сознательном уровне подросток такое осуждает, то в подсознании это все же остается.

Есть такое понятие — «допуски»: ребенок допускает нечто подобное в отношениях между женщиной и мужчиной, а отнюдь не романтическую любовь и нежные отношения.

А что же случилось с авторитетом мужчин в нашем достаточно патриархальном обществе?

Все дело опять-таки в том, как сегодня изображается и пропагандируется роль мужчины.

Создается такое представление о мужчине: это человек, который должен только зарабатывать деньги для семьи, а ответственность за нравственное развитие несет мать, которая является в ней эмоциональным лидером. Это неверно.

Как нет жесткой дифференциации ума и сердца у личности, так нет ее и в семье. И формировать надо образ мужчины, который бы сочетал в себе и эмоциональное отношение к окружающему миру, и брал на себя ответственность за будущее своих детей.

Так кто же должен воспитать мужчину? Мужчину должна воспитать семья.

Должна воспитать женщина — ведь короля играет свита, так и мужчина становится мужчиной только во взаимоотношениях с женщиной, и его достоинство как мужчины определяется тем, как он относится к женщине. Мужчина должен уметь брать на себя ответственность: за свою семью, за свою жену, за своих детей.

Он должен понять, что является образцом для своего сына, что его жизнь — это модель жизни его сына. Конечно, бывают ситуации, когда сын или дочь отвергают семейный опыт — «я таким не буду». Но даже в этом случае такая модель поведения уже засела в ребенке, и никуда от этого не денешься.

Поэтому людей надо готовить к семейной жизни уже с дошкольного возраста.

У нас появились две крайности: чересчур активно борющиеся за свое равноправие женщины и мужчины, мечтающие уйти в декретный отпуск, хотя это трудно представить в чисто физиологическом плане

Возьмем, к примеру, женщину-феминистку, считающую, что женщины ничуть не хуже мужчин и могут исполнять традиционно мужские функции, в том числе лидерские функции в семье. Она хочет играть в семье роль лидера, подавить мужчину, доказать то, что она лучше мужчины.

Как может поступить в таком случае мужчина? Ах, так, прекрасно, действуй! А я буду играть в шахматы, смотреть телевизор, готов даже покачать ребенка — лишь бы меня не трогали и не надо было вкалывать на работе.

Если мы лишаем человека одной роли, он немедленно компенсирует это другой.

Иногда нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны, со стороны каких-то положительных качеств. А если все время говорить «плохо, плохо, плохо…», то человек и будет плохим. Должна присутствовать психогигиена взаимных оценок. Мы ведь всегда ждем, чтобы нас оценили — взглядом, словом, жестом. Есть одно золотое правило: никогда не оценивай личность в целом. Оценивай конкретный поступок.

Несколько лет назад психологи забили тревогу. Огромное количество детей на тестах определяли маму как нечто трудящееся, сильное, ответственное, а папу как что-то абстрактно бесполое и жалующееся на жизнь.

Подрастая, ребенок всегда пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, так что у мальчиков появилась опасность искать собственную идентичность через сильную маму, через образ женщины».

Неужели это действительно так?

Ребенок ищет образец поведения в собственной семье и пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, это верно.

Но умная женщина создает у мужчины ощущение успешности. Пусть у него что-то не выходит, но это не значит, что она должна постоянно его критиковать, унижать, особенно перед ребенком.

И умный мужчина должен формировать перед ребенком позитивный образ своей жены и матери.

Я надеюсь, что женщина будущего останется прекрасной, доброй, заботливой, а мужчина будет сильным, заботливым, любящим, и тогда все будет хорошо!

Источник: https://vscolu.ru/articles/obrazec-povedeniya-rebenok-ishhet-v-seme.html

Психология поведения ребенка

Поведение ребенка в семье

Наверняка, каждый родитель мечтает наладить дружеские и доверительные отношения со своим ребенком. Ведь всегда приятно, когда малыш слушается, идет навстречу и обращается за помощью. А вы, в свою очередь, можете оказать ему поддержку.

Обязанность родителей – это создавать нормальную атмосферу для психологического развития ребенка, позволять ему безопасно ошибаться и делиться переживаниями.

Чтобы воспитать ребенка правильно и приучить его к дисциплине, нужно понять, почему он так себя ведет. А чтобы это понять, начнем с самого главного. Разберемся, в трех основных принципах, которые диктуют поведение ребенка.

Принцип №1: Чувство принадлежности к семейной системе

  1. Какое место ребенок занимает в семье?
  2. Как он эмоционально связан с членами семьи?
  3. Чувство собственной значимости, личной силы, свободы воли.

Основная цель ребенка – постоянно ощущать чувство принадлежности к семейной системе, эмоциональной связанности со взрослыми и чувство собственной значимости.

https://www.youtube.com/watch?v=k4GBtZkpJsg

Когда базовые, физиологические потребности ребенка удовлетворены (сон, еда), возникает желание удовлетворить две важнейшие эмоциональные потребности:  чувство сопричастности и чувство значимости. Он должен знать, что у него есть какие-то обязанности, которые за ним закреплены. Что есть то, от него он зависит.

Ребенок должен чувствовать и знать, что вносит какой-то вклад в жизнь своей семьи. Для него важна способность принимать решения, знать, что с его мнением будут считаться, что он управляет событиями и может на них влиять.

Принцип №2: Целенаправленное поведение

Вы должны знать, что любое поведение ребенка целенаправленно. Т.е. своим поведением ребенок пытается вызвать у вас определенную реакцию или определенную цепь реакций.    Малыш знает, что последует дальше, и будет провоцировать вас. Именно поэтому многие родители замечают, что ссоры с детьми идут по какой-то схеме, как-будто все заранее продумано.

И если вас раздражает эта ситуация, то проанализируйте, что в итоге получает малыш. Ведь именно конечный результат ваших ссор удовлетворяет одну из потребностей малыша.

Обычно малыш получает или негативное внимание, или он показывает вам свою силу и собственное «Я». Последнее происходит из-за того, что ребенок не может проявить себя обычным путем и показывает вам свой характер в конфликтных ситуациях. В таких ссорах происходит борьба за власть. И пускай в итоге малыш проиграет этот бой, зато он почувствует себя важным.

Поэтому, зная то, что любое поведение ребенка целенаправленно, ваша задача — изменить свою реакцию, чтобы не закрепить поведение чада. Когда вы это сделаете, ребенок тоже перестанет себя стереотипно вести.

Дети используют только те методы и способы, которые работают. Если ребенок ведет себя одним и тем же способом, значит это работает, и он что-то получает.

Поэтому при каждом его непослушании, истериках и других выходках помните, что все это специально. Безусловно, он не продумывает каждый шаг наперед, но подсознательно знает, что будет потом, и к чему приведет его поведение.

И все это, чтобы добиться вашего внимания и причастия к жизни семьи.

Принцип №3: Плохое поведение

Когда ребенок плохо себя ведет, он всегда испытывает чувство неблагополучия  и сталкивается с психологическими проблемами. Задача родителей – изменить свое отношения к проявлению непослушания и не винить ребенка в этом, говоря, что он плохой.

Вступая с вами в конфликт, ребенок хочет удовлетворить свои потребности, правда, неправильным образом. Когда вы это поймете, то облегчите жить и себе, и ребенку, ведь сможете помочь ему.

Иногда причиной плохого поведения могут быть внутренние проблемы, о которых ребенок не может вам рассказать просто в силу своего возраста. Ведь он еще мал и не умеет выражаться так, как это делают взрослые.

Поэтому, приводя непослушного ребенка на консультации к психологу, часто выясняется то, малыш просто переживает из-за семейных конфликтов и держит все в себе.

Более того, поведение ребенка отзеркаливает ваше, и если в одной из ссор вы сказали малышу «Отстань от меня», то не удивляйтесь, что он ответит вам так же. И это вовсе не потому, что он хочет уколоть вас больнее, просто, раз так говорите вы, то значит, это нормально и можно ему.

Вы и есть лучший учитель для вашего ребенка и если вы хотите воспитать его достойно, начните с себя.

Вы не должны воспринимать реакцию ребенка как помеху, ведь так вы можете навредить ему.

Посмотрите на себя, ведь когда вы расстроены или злы, вас наверняка успокоит теплая, уютная атмосфера дома, особенно, если близкие поддерживают вас и не нападают с упреками.

Также и вы должны быть неким мостиком для вашего малыша и должны постараться поддержать его, выяснить причину непослушания и разобраться в проблеме.

Помните, что даже самая негативная реакция с вашей стороны – это лучше, чем ничего. Поэтому ребенок будет конфликтовать с вами, чтобы вы уделили внимание ему, а не компьютеру или айфону.

Ведь малыш не может сказать – «Мама, в последнее время ты уделяешь мне мало времени, и я хочу это исправить». Или же – «Папа, я в последнее время чувствую себя менее значимым, и ведешь себя со мной так, как с грудничком».

Очень часто родители действительно лишают своих детей самостоятельности, просто-напросто делая за них все, что можно. Но это неправильная тактика, которая не пойдет во благо.

Вместо этого вы должны позволить ребенку делать определенные вещи самостоятельно, а если он позовет на помощь, тогда уже вмешиваться. Но при этом не навязывайте ему свою помощь и не перехватывайте инициативу на себя.

Если ребенок кричит, что он сам может это сделать – разрешите ему, пусть даже у него что-то и не выйдет.

Как помочь ребенку достичь чувства причастности и значимости?

Прежде чем это выяснить, нужно узнать об этих понятиях и кое-что вынести для себя.

Знайте, что чувство причастности достигается через эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками.

Чувство значимости достигается через возможность принимать решения и контролировать ситуацию.

Никто не говорит, что это панацея, и с первого раза все станет хорошо, но точно вы сделаете важный шаг навстречу своему ребенку. Помимо этого, такое поведение сломает вашу обычную реакцию. А прервать ваш автоматизм — одна из целей.

Если вы не готовы к тому, чтобы вести себя таким образом, попробуйте избежать ссоры и просто уйдите, тем самым показав, что эта ситуация вам не нравится.

Эго

Эго — это состояние личности, одна из психологических теорий, которую выдвинул психолог Эрик Берн. Он считал, что каждый человек в определенные моменты жизни и разных ситуациях общается с другими людьми, исходя из различных внутренних состояний.

Таких состояний три:

  1. Родитель;
  2. Взрослый;
  3. Ребенок.

Для родителя характерно давать много указаний, уткнуть руки в бока и поучать всех подряд. Обычно такие люди дают много наставлений и считают, что они гораздо мудрее и опытнее других. Родительское состояние – это внутренний голос власти.

Типичные фразы, которые используют люди, находясь в состоянии родителя – «это не забудь, ни в коем случае, не делай так, помни о том, что» и т.д.

Очень часто мы ведем себя как родитель не только с детьми, но и с супругом (-ой), друзьями, подчиненными на работе.

Для ребенка такой тон является надоедливым, он устает все время слушать поучения и пропускает мимо ушей. Лучше всего взаимодействовать с ребенком через состояние «взрослый» или «ребенок».

Для взрослого характерно обрабатывать и передавать информацию без эмоций. Не нужно никого заставлять и поучать. Необходимо рационально мыслить, принимать решения.

Не зря это состояние иногда называют «Бухгалтер«, так как обычно эти люди не включаются эмоционально.

Обычно, в таком эго состоянии мы находимся при общении с друзьями, ведь нам не нужно их поучать и говорить, что они неправы.

Дети действуют из состояния взрослого, когда учатся в школе, ведь там идет обмен информацией. Учителя, как правило, тоже ведут себя подобным образом.

Общаясь  с ребенком из состояния взрослого, вы получите гораздо больше плодов, ведь оно более приемлемо.  Ребенок не чувствует вашей власти, вы не пытаетесь доказать ему, что он не прав, а вы правы. Вы принимаете его попытки что-то сделать и ненавязчиво показываете ему другие варианты.

Состояние ребенок очень эмоциональное, оно может быть со знаком плюс и минус.  Вспомните, как ведут себя дети, когда по-настоящему счастливы. Они искренние, хохочут от души. А если ребенок чем-то увлечен, то может уйти в это с головой. Влюбленные люди тоже прибывают в таком состоянии, поэтому не зря им говорят, что они ведут себя как дети.

Вот эту детскую особенность и нужно использовать в общении с детьми. Но, к сожалению, не все взрослые могут это сделать.

Детям очень нравится, когда родитель может позволить себе подурачится с ними, и именно в этом состоянии устанавливается самая большая эмоциональная связь. На самом деле, любому ребенку не хватает простого внимания родителя, когда он не пытается его чему-то научить или воспитать, а просто хочет поиграть, посмотреть мультики или заняться совместным делом.

Помните, как только вы начинаете учить ребенка, то автоматически уходите из состояния ребенок.

Поэтому уделите малышу хотя бы 20 минут своего времени каждый день и будьте эмоционально доступны для него. Делайте то, что он хочет, уберите все отвлекающие факторы. Заранее говорите ему, что сейчас вы хотите провести это время с ним.

Играйте с ними в разнообразные игры, позвольте ему выплеснуть злость и обиду с помощью игрушек. Не учите его, что так нужно играть с игрушками, а так нельзя. Оставайтесь безоценочным и позвольте ему играться так, как он этого хочет.

Вы друг, а не воспитатель, и ему с вами интересно.

Источник: https://familyexpert.ru/parents/ego

4 модели поведения ребёнка, растущего в сложной семейной обстановке

Поведение ребенка в семье

Для любого ребёнка семья – всё равно что солнце. Без неё он словно останавливается в развитии, ощущает острую нехватку любви, внимания, поддержки и заботы. Не зря же дети в приютах похожи на цветы, растущие в тёмном подвале. Им не хватает всего того, что даёт семья, и это очень сильно ранит их нежную психику, заставляет чувствовать себя никому не нужными, лишними в этом мире.

Нет никаких сомнений в том, что каждый ребёнок должен расти в семье – это одно из главных условий его развития. Семья призвана оберегать маленького человека, обучать и лелеять его. Но оглядитесь вокруг: много ли идеальных семей вы насчитаете? Таких просто не бывает!

Все семьи сталкиваются с теми или иными проблемами. Но в некоторых из них складывается особенно сложная обстановка, неблагоприятная для развития ребёнка. Постоянные конфликты, зависимость одного из родителей и другие проблемы могут привести к тому, что ребёнок подсознательно начнёт притворять в жизнь одну из характерных моделей поведения.

Важно понимать: часто ребёнок затаивается, хулиганит или старается всеми силами отличиться не потому, что он такой тихий (капризный, активный), а потому, что ему не хватает родительского внимания и простого семейного тепла. Для родителей такое поведение должно стать верным индикатором того, что ребёнок страдает от семейных неурядиц.

Почему ребёнку приходится приспосабливаться?

Дети вообще обладают очень гибкой психикой, их способность приспосабливаться поистине гениальна. Но это вовсе не значит, что родители должны игнорировать изменения в поведении своего чада.

В сложных семейных обстоятельствах ребёнку приходится приспосабливаться, потому что:

  1. Он получает меньше внимания (взрослые заняты своими делами, к примеру, выяснением отношений).
  2. Ему больнее всего. Дети восприимчивы к изменениям психологического климата в семье, даже небольшая ссора между родителями воспринимается очень остро.
  3. Ему кажется, что его стали меньше любить. Это, опять же, следствие нехватки внимания, заботы и тепла.
  4. Он думает, что все проблемы из-за него. К примеру, ребёнок может винить себя в том, что мать и отец находятся на грани разрыва.
  5. Он пытается решить проблемы самостоятельно. Да-да, малыш может начать вести себя так, чтобы от него было как можно меньше проблем. Он будет то и дело всех смешить, уйдёт с головой учёбу или же, напротив – будет активно выражать протест всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Очень важно вовремя заметить, что поведение ребёнка изменилось, и предпринять определённые меры, чтобы охладить накал страстей в семье и решить проблемы, не травмируя душу ребёнка.

Психологи выделяют 4 модели поведения, которые наблюдаются у детей, приспосабливающихся к сложной семейной обстановке. Охарактеризуем каждую из них.

Модель 1: Отличник

Про такого говорят «не ребёнок, а золото». И действительно, быть родителем такого чада – одно удовольствие, ведь он даёт столько поводов для гордости! Достигая высот в спорте, учёбе и других сферах жизни, он тем самым «заслуживает» одобрение родителей. Проблема в том, что такое поведение может обернуться настоящей бедой.

В норме ребёнок должен знать, что родители его одобряют и любят уже по факту его рождения, что ему не нужно постоянно доказывать, какой он хороший. Отличник же, пытаясь завоевать любовь родителей, «работает на износ», часто лишая себя детства. Если такое поведение вовремя не скорректировать, ребёнок начнёт считать, что одобрение взрослых важнее его собственных желаний.

Ещё одна негативная сторона такого поведения – ребёнок готов на всё ради похвалы и одобрения. Ему сложно отстаивать своё мнение, особенно когда есть риск потерять одобрение одноклассников и друзей.

Дети с моделью поведения «Отличник» вырастают во взрослых, которым сложно понять самих себя. Они не умеют отстаивать свою позицию и, мучимые перфекционизмом и гиперответственностью, живут в состоянии непрекращающегося стресса – «я обязан это сделать (стать таким-то, решить то-то)».

Из-за постоянного перенапряжения у таких взрослых выше риск развития заболеваний на нервной почве и, что ещё страшнее, они больше предрасположены к ранней смерти и суициду, поскольку могут в прямом смысле загнать себя.

Поэтому не стоит удивляться, когда очень умные и успешные во всём дети вырастают в психически неустойчивых несчастных взрослых.

Такому ребёнку важно вовремя внушить, что он не обязан никому ничего доказывать. И это определённо тот случай, когда без семейного психолога не обойтись.

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/4-modeli-povedeniya-rebyenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.