Ребенок 2 года: развитие и психология

Содержание

Воспитание ребенка 2 3 года психология советы: как не навредить

Ребенок 2 года: развитие и психология

Здравствуйте, любящие мамы и папы. Мы привыкли растить детей по образцу, так как воспитывали нас. А знали ли наши родители то, что сейчас доступно нам? Я разобралась в нюансах развития меленьких детей. В чем заключается воспитание ребенка 2 3 года: психология, советы специалистов вашему вниманию. Хотите разобраться? Тогда поехали!

Начнем с самого страшного  — истерики

Когда читаешь детскую психологию, то ощущение, что кризисы до 18 лет не закончатся,  а может до 100 … Только мы успешно пережили кризис 1 года, сразу начался новый.

“Что делать, чтобы ребёнок слушался и при этом на него не кричать”  Бесплатный онлайн-курс с 18 по 21 СЕНТЯБРЯ, на котором будут происходить продажи популярного курса “Покладистый ребенок и спокойная мама за 2 месяца” Бесплатный онлайн-курс

С истериками мы справлялись просто. Если малыш начинал истерику, то мы укладывали его на кровать, он кричал минут 5, потом сам успокаивался. Когда успокаивался, сам вставал с кровати и шел ко мне обниматься.

Причем все время, пока он плакал, никто его не держал, он сам лежал, пока не успокоится. В 3,5 года истерики закончились. Еще один вид истерик, когда ребенок кричит и злится и хочет как-то направить эту злость на вас, то ли ударить, то ли укусить.

Такое у нас было редко, но когда случалось, я его брала на руки и крепко обнимала, он успокаивался за 1-2 минуты.

В этом возрасте, а точнее в возрасте до 5 лет, дети не умеют управлять своими эмоциями, они учатся это делать.

Главное не выходить из себя, лучше отвести ребенка в другую комнату и переждать пока он плачет, чем дать ему по попе. Так как этот способ, во-первых, не помогает. Во-вторых, физические наказания работают до определенного возраста. В-третьих, вы потеряете доверительные отношения с ребенком, подорвете свой авторитет.

Ведь когда ему было плохо, трудно, вы не помогли, а воспользовались его беззащитностью, применили силу, не показали пример поведения, а выбрали простой способ решения проблемы, удобный вам.

Ребенок этого не забудет, а если и забудет, то это событие станет уже частью его жизни, останется в подсознании, запишется как программа поведения в таких ситуациях.

Как реагировать на истерики, чтобы заработать себе баллы

Почему физические наказания плохой метод

Как только ребенок станет сильным физически и сможет дать сдачу, он либо так и поступит, либо просто уйдет. Таким образом, в подростковом возрасте у вас не будет инструмента влияния.

И если он что-то будет делать плохое, а в этом возрасте — это не просто в луже запачкаться, вы не сможете никак его уберечь от плохой ситуации или влияния, потому как не имеете авторитета, не способны решать проблемы. Да и вам будет сложнее по-другому решать проблемы, кроме как орать и драться, потому что вы привыкли к этому простому способу.

И через 40 лет, когда вы уже будете более зависимы от детей, когда будете нуждаться в жалости, возможно поддержке, то ребенок не будет испытывать жалости к вам, понимания, будет испытывать даже раздражение при любой проблеме, напоминании о вас.

Если малыш любит слушать сказки, то в данном возрасте очень помогают терапевтические сказки, с помощью которых вечером, перед сном, когда ребенок уже спокоен, можно обсудить все конфликты, которые произошли днем и показать ребенку, как он, на примере героя сказки, может выходить из ситуации, как решать конфликты, как избегать истерик.

Некоторые особенности развития

Интересно, наблюдать на детских площадках разные стили воспитания и взаимодействия между мамочкой и ребенком. Одна мать слишком строга, а другая совершенно не замечает неправомерных действий отпрыска. Почему так происходит? Ребенок, конечно, чистый лист на котором можно нарисовать то, что тебе нужно, но родив сама, я кардинально изменила мнение.

Многое зависит от темперамента крохи, его матери. Гиперактивного малыша сложно удержать на месте, родители выматываются, сетуют на активность и неусидчивость. Но могу вас обрадовать немного.

Сам диагноз гиперактивность ставит психиатр довольно редко, а излишняя подвижность, нетерпеливость проходят сами, к подростковому возрасту. Важно приучить непоседу к режиму, чтоб ребенок научился планировать свое время.

Некоторые особенности развития детей 2-3 лет:

  1. Малыш познает мир с помощью подражания. Взрослый – эталон. Не спрашивайте, откуда вдруг ЭТО взялось (жест или действо). Все от вас, дорогие родители.
  2. Ведущий вид деятельности – с предметами (кроха потянется к сверстникам ближе к 3-х летнему рубежу). Помогайте своему ребенку открывать новое, показывайте, что можно делать с предметами.
  3. Активное развитие речевой функции. Если до 18 месяцев речь формируется достаточно медленно, то после 2 лет малыш может осознанно выполнять сложные действия по команде взрослого. Пассивный словарный запас расширяется стремительно. Кроха проявляет интерес к беседе взрослых, вслушивается, пытается понять, о чем речь.
  4. В этот возрастной период ребенок постепенно учится овладевать теми нормами поведения, которые приняты в обществе.
  5. Действия ребенка непроизвольны, спонтанны, он не планирует заранее отобрать у кого-либо игрушку, это решение приходит к нему вдруг. Дети еще не способны спланировать свои действия.
  6. Кроха начинает активно пользоваться мимикой в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Познает свое тело. Изучает его свойства в разных положениях.

Чадо легко заряжается чувствами других детей, если кто-то рядом будет плакать и ваш малыш может громко закричать. Но сопереживать, ставить себя на место другого, он еще не умеет.

Как правильно воспитывать?

Свой опыт я вкратце описала. Еще рекомендую посмотреть замечательные советы мамы двух детей
— воспитание ребенка 2-3 лет.

Нет, на этот вопрос я не смогу дать вам точного ответа, а вот определить основные направления воспитательной деятельности, пожалуй, получится.

Речевое и физическое развитие

Если малыш не говорит, но понимает обращенную речь, способен выполнять команды и просьбы взрослого, активно подражает, смотрит прямо в глаза – опасаться нечего. Заговорит немного позже, рот не закроете, поверьте (у меня был как раз такой молчун). Читайте больше сказок, стихов, народные потешки. Развивайте мелкую моторику.

Запомните, для более быстрого формирования речи важно общее физическое развитие крохи. Наряду с пальчиковыми играми, учите чадо лазать по лестницам, кататься на трехколесном маленьком велосипеде. Если не получается крутить педали, рекомендую статью ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ КРУТИТ ПЕДАЛИ

Сенсорное развитие

Это познание форм и свойств предметов. Покупая сортер, обратите внимание, в нем не должно быть более 4 разных форм (для начала хватит). Сначала вы называете ребенку форму (круг, квадрат), знакомите с ней, затем пальчиком очерчиваете границы фигуры, опускаете в подходящее отверстие.

Разрешайте крохе переливать воду, пересыпать предметы из одной формы в другую. Только подготовьте заранее площадку, чтобы легче было убирать. Вырезайте. Клейте, рисуйте простые геометрические фигуры. Катайте из пластилина колбаски и шарики.

Это то, что необходимо делать в младшем дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание

Сложно себе представить, как можно 2-летнему малышу рассказать о России. Но именно с детства закладываются основы нравственности.

Развивайте благородные чувства к самому себе, обращайтесь к истокам национальной, нравственной культуры в повседневности. Дети все быстро запоминают и впитывают, как губка.

Самое простое патриотическое воспитание — мультфильмы, старые мультики Союзмультфильм, наполненные светлыми сильными образами настоящих богатырей, сильных женщин («синеглазка», «дикие лебеди»).

Музыкальное развитие

Дети обожают танцевать под музыку. Устраивайте каждое утро зарядку, а вечером небольшую дискотеку. Подбирайте тщательно музыку, в ней должен быть четкий ритм и сдержанный темп. Учите кроху приседать, ставить ножку на носочек или пяточку, крутиться вокруг себя, весело прыгать. Развивайте слух и координацию движений.

Экологическое воспитание

Я уже писала, что эталоном для крохи в раннем детстве является взрослый. Так что воспитывать придется скорее себя. Объясняйте малышу, что мусорить – плохо, показывайте личным примером. Бережное отношение к природе лучше всего заложить в самом начале жизненного пути вашего малыша.

Особенности поведения

Мамы могут продолжать жаловаться, что их малыш засыпает плохо, по часу, долго вертится в кроватке, а ночью кричит во сне. Придумайте ритуал, после которого кроху кладете в кровать. Избегайте активных, подвижных игр перед сном.

Поите чаем с ромашкой, мятой или мелиссой. Сон постепенно наладится и к 2,5-3 годам придет в норму. Возможно вы ложитесь слишком поздно и ребенок уже переутомился. У нас было именно так. После того, как мы стали ложиться на час раньше, стали засыпать без истерик.

Особенности поведения заключаются в непослушании, частых истериках, криках, противостоянии и упрямстве. Это признаки кризисного периода 3 лет. Кризисные периоды необходимы для крохи, основные задачи развития – не навредить, а помочь пройти этот сложный путь без потерь.

Также в этот период  ребенок может отказываться кушать самостоятельно, о том, как это прежить и как приучить малыша кушать самому я уже писала ранее.

Что делать родителям, советы психологов

Главное, сохранить спокойствие. Следует запомнить:

  • не практикуйте физические наказания;
  • наказывайте по факту, а не спустя некоторое время, малыш попросту не свяжет эти два события;
  • приучайте к самостоятельности;
  • поощряйте кроху. В этом возрасте малыш уже может испытывать чувство гордости, когда его хвалят;
  • не противоречьте в вопросах воспитания;
  • наладьте режим;
  • проводите много времени на свежем воздухе;
  • предлагая что-либо, предоставляйте право мнимого выбора (ты будешь это? – или то?);
  • не идите на поводу истерик (слезы ради слез).

Нам очень помогало право выбора. Ребенок, к примеру, не хочет идти гулять. Вы этот вопрос вообще не спрашивайте, если нужно пойти. А спросите, к примеру, «какую шапку ты оденешь».

Когда малыш получил право выбора он сразу успокоится, потому что его послушали.

Но ни в коем случае не спрашивайте хочет ли он гулять, если вам нужно обязательно пойти в магазин, ведь если он ответит «нет», а вы все равно пойдете, это будет для него травмой, вы таким образом не признаете его мнение.

Источник: https://daynotes.ru/vospitanie_rebenka_2_3_goda_psihologiya_sovety/

☀ Ребенок 2 года: развитие ☀ и психология глазами специалиста ☀

Ребенок 2 года: развитие и психология

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.

Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:

  • бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
  • пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
  • играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;В два года малыш может собрать простой конструктор
  • много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
  • общаться с ровесниками, пока еще без слов.

Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз.

Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения.

В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.

В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки.

Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота.

Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки.

Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону.

Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день.

Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.

Истерики в два года — обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки.

Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.

Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром.

Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность.

Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.

Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.

Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.

Истерика — это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.

Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/rebenok-2-goda.html

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет советы

Ребенок 2 года: развитие и психология

Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.

Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.

Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.

Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.

Воспитание детей особенности

Маленький ребенок не пластилин, из него нельзя «лепить» что хочется. К двум годам малыш начинает проявлять собственные качества. В это время только мама поможет малышу решить сложные проблемы с окружающим миром.

Любовь, понимание, тактичность – вот главные инструменты которые помогут разобраться в вопросах и проблемах воспитательного процесса. Общее развитие человека можно разделить на несколько периодов жизни. Основы воспитания закладываются до трехлетнего возраста.

В это время воспитание ребенка и его психология в 2-3 года имеют ряд особенностей определяющих развитие:

  • коммуникабельности;
  • самообслуживания;
  • развитию речи;
  • физической подготовки.

В 2-3 года малыш чувствует себя вполне самостоятельным; он умеет, общаться, одеваться, разговаривать, бегать, прыгать. Это время самоутверждения с помощью двух слов: «Я сам!».

Он пытается стереть границы ранее дозволенного; подчиняет себе старших, постоянно капризничает, плачет. Начинаются истерики. Родители постепенно теряют управление над своим чадом.

Совет:

Важно вовремя задуматься о применении других мер; в корректировании характера поведения, в отношении к окружающим; для своего малого дитя.

Частые запреты, строгие меры пресечения, окажут негативное влияние на особенности воспитательного процесса, а порой странного поведения. Попробуйте воздействовать на малыша через игру.

Поменяйтесь временно с ним ролями, пусть почувствует себя на вашем месте. Это поможет ему понять какими бывают правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Полученный в процессе игры опыт научит делать правильный выбор совершенных поступков и действий. Малыш должен чувствовать вашу поддержку и участие в любой ситуации. Но если он «упрямец» дайте ему чуточку свободы в действиях. Полученный опыт станет хорошим уроком в дальнейшей жизни, заставит сначала думать, а потом делать.

Вам надо постоянно помнить о самоконтроле. Упрямство, капризы, слезы малыша имеют свои причины. Семейные конфликты оказывают влияние на психологическое развитие детей раннего возраста. Не стоит устраивать «разбор полетов» в присутствии малыша. Для слишком эмоционального «чада» лучшим будет соблюдение режима отдыха и общего распорядка дня.

Применение приказного тона при общении с дитем, излишние уступки его прихотей, следует избегать в воспитательном процессе. Результатом окажется не устойчивая психика малыша и трудности дальнейшего обучения.

Задачи воспитания и обучения детей

Природа не создает клонов, все люди уникальны по-своему, не всегда воспитание ребенка от 2 лет дает положительный результат. Некоторые малыши отличаются своими достижениями к 3 годам жизни. Кто-то из них:

  • хорошо развит физически;
  • умеет рисовать;
  • имеет хороший словарный запас;
  • любит заниматься самообслуживанием;
  • стремится оказать помощь другим.

Как воспитать ребенка правильно советы

Дети полноценно развиваются, получают определенные навыки при участии педагога. Если малыши не посещают ДОУ, то вся ответственность; эстетического воспитания, морального, привитие навыков самообслуживания, физического развития; ляжет на плечи родителей.

Положительное воспитание самостоятельности до 2 лет зависит от желания и терпения мамы. Помогут в воспитании ребенка возрастом 2-3 года советы специалистов по психологии.

Один из них — сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры, которое является достаточно практичной и приносящей достойные плоды, методикой. Попробуйте регулярно собирать вместе узоры из мозаики.

Маленькие ручки малыша получат необходимый массаж, включится воображение, логическое мышление; вы увидите благодарность на его личике, от проведенного занятия.

Постепенно Вы получите хорошие результаты от упражнений. Гиперактивным шалунам полезно заниматься подвижными играми. Они выплескивают свою энергия на спортивных снарядах: шведская стенка, батут, велосипед, игра в мяч.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В 2 года и 3 года психология воспитания ребенка имеет отличия в приемах общения. Дети начинают понимать кто из них девочка, а кто мальчик. Узнают различия по одежде, иногда по поведению. Выстраиваются определенные отношения в группах.

Исключительная особенность воспитания мальчика в 2 года дать ему понять, что он мужчина и защитник девочек.

Девчонки всегда ближе к мамам, так, что воспитание девочек с 2 лет не вызывает особых трудностей. Они чаще носят платья, бантики, украшаются. Игрушкам малыши этого возраста отдают собственное предпочтение.

Нравственное воспитание

Воспитать здорового человека правильно помогут советы психолога. Старайтесь чаще гулять на природе. Общение с живыми существами будет началом нравственного развития; эстетического восприятия мира, чувства добра и заботы о меньших.

После прогулок ему обязательно захочется поделиться впечатлениями. Умейте выслушать кроху, для него это очень важно.

Попробуйте заучивать с ним кроткие четверостишия, читать книжки, рассматривать яркие картинки, а после попросите пересказать что он услышал или увидел. Общение с вами доставит ребенку много радости, интереса, пользы в ранний период взросления.

Трудности в воспитании ребенка 2 лет

Для малыша 2-3 летнего возраста Ваше мнение всегда станет важным для него. Научитесь «слышать» и грамотно оценивать действия разного периода его жизни. Наступило время приучить малыша к ответственности, дисциплине.

Поручите ему важное дело на выбор: ухаживать за цветком, кормить кошку, убирать игрушки, ставить на место книги.

У ребенка заметно изменится отношение к себе. Он будет считать себя нужным и ответственным человеком. Гармоничное развитие личности подарит обществу полноценного человека, который будет ценить жизнь, уважать старших и оправдает ваши надежды связанные с его будущим.

(6 4,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://mysekret.ru/psixologiya/detskaya-psixologiya/vospitanie-rebenka-ot-2-do-3-let-sovety.html

Воспитание ребенка 2 3 года психология советы

Ребенок 2 года: развитие и психология

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко.

По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет.

Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

Особенности возраста 2 – 3 года

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:

  1. Умственное развитие у малышей этого возраста совершает скачок. С малышами можно заниматься самыми разными вещами, направленными на развитие моторики: лепкой, аппликациями, шнуровкой. Моторные навыки напрямую влияют на память и мышление. У крохи просыпается интерес к новым видам занятий, а задача родителей – предоставить ему доступ к новым знаниям.
  2. У ребенка 3 лет начинает развиваться воображение, он учиться играть самостоятельно. Старайтесь не занимать все время развивающими занятиями, дайте чаду побыть наедине с игрушками. Приобретите для него кубики, несколько кукол, игрушки в виде зверей, конструктор. Через некоторое время вы сможете заметить, что малыш мастерит необычные строения или начинает разыгрывать простые ролевые сценки (кормление, укладывание спать). Вас не должно пугать, что при этом он будет разговаривать вслух, ни к кому не обращаясь. 
  3. Живой ум трехлетки начинает схватывать все на лету, у него развивается память. Помочь ему в этом можно при помощи коротких четверостиший. Если поэзию малыш запоминает хорошо, начинайте учить полезную информацию: имя малыша и фамилию, возраст, названия окружающих предметов, имена родственников и родителей. Ежедневно находите время для чтения сказок и стихов. Для чтения выбирайте сложную поэзию, ее не нужно заучивать, например, сказки Пушкина, стихи Маршака и Чуковского.
  4. Чтение поможет развить еще один важный навык – речь. Если в семье используются два языка – этот период будет лучшим для их изучения. Учтите, что у дошкольников более старшего возраста способности к языкам снижаются.
  5. Сложности могут возникнуть с эмоциональным состоянием малыша. Истерики 2-3 раза в неделю считаются нормальным явлением. Более частые крики и плач без причин требуют к себе пристального внимания родителей. С их помощью кроха опытным путем определяет границы своего влияния.
  6. Еще одно важное отличие поведения трехлетки – желание делать все самостоятельно. Не стоит ограничивать его в этом, иначе инициатива быстро пропадет. Найдите занятие, которое будет ребенку под силу. 
  7. Начинается естественный процесс взросления, который родителям часто трудно принять. Оттянуть этот момент стараются женщины, они привыкают к зависимости детей и не хотят принимать их самостоятельность. Связь с мамой становится менее тесной, что является нормой. Для развития коммуникабельности регулярно отводите малыша в детский коллектив. Ему нужно общаться с другими людьми. Третий год жизни – лучший период для обучения простейшим правилам этикета (благодарность, приветствие, извинения, соблюдение тишины).

На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

  • эстетическим;
  • моральным;
  • физическим.

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками.

Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы.

Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.

  1. Сангвиников часто называют беспроблемными детьми. Для представителей этой группы характерны: отсутствие громких истерик с падением на пол, подвижность, высокая самооценка, отсутствие проблем со сном и крепкая нервная система. Но это хитрые дети: родители часто верят им на слово и идут на поводу. Их невозможно заставить делать то, чего они не хотят. Основной проблемой сангвиников является ложь, ее нужно пресекать, а слова малыша проверять. Также их не стоит часто и много хвалить. 
  2. Самыми сложными в воспитании являются меланхолики. Для них характерны: ранимость, сложности при смене обстановки, быстрая утомляемость, высокая обидчивость. Ни в коем случае на них нельзя кричать, так как это равносильно физическому насилию. Нельзя стыдить представителей этого типа, особенно обсуждать его неудачи при других детях.
  3. Флегматики наиболее уравновешенны. Они сонливы, медлительны и редко показывают свои эмоции. Им нужно все демонстрировать на своем примере, заниматься с ними совместной деятельностью и стараться вовлечь в активные игры.
  4. Холериков отличает тревожный сон, вспыльчивость, активность, подвижность. Они издают много шума. Опасность в том, что люди этого типа часто ведут асоциальный образ жизни, проявляют агрессию к сверстникам и являются домашними тиранами. Нельзя наказывать их физически или не замечать. Продвигайте свои жизненные принципы.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета.

Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы.

Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:
  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Не запрещайте ребенку заниматься его увлечениями, даже если это компьютерные игры. Осознание от такого ограничения не наступит, кроха почувствует лишь досаду. Не стоит ставить слишком жесткие рамки, поведение нужно корректировать мягко. Важен тон: он не должен быть осуждающим.

Взросление невозможно без осознания границ. В течение кризиса трехлетнего возраста каждый дошкольник проверяет родителей на последовательность в ограничениях. Мама утром запретила есть мороженое, а папа на прогулке купил желаемое эскимо.

Кроха понимает, что папой легче манипулировать, он главный. В дальнейшем он будет часто просить папу подтвердить мамины слова. Аналогичный пример можно привести с любыми родственниками, участвующими в воспитании. Часто отменяют запреты бабушки.

При непоследовательности в воспитании часто возникают детские истерики, которым нельзя поддаваться.

Источник: https://pups.su/vospitanie/vospitanie-rebenka-2-3-goda.html

Правила для ребенка от 2 до 3 лет – психология

Ребенок 2 года: развитие и психология

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет.

Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в 2 года и 3 месяца?

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач.

Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия — например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет — их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей.

При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении.

Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: конспект развивающих занятий для детей 2-3 лет

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов.

Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события.

В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста

  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок рисует черными красками: советы психолога

https://www.youtube.com/watch?v=NwcyQMO-hhM

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие игры для развития речи у детей 2-3 лет

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту.

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы.

Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки.

Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил.

Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож.

В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Рекомендации родителям по воспитанию

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность — для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу

  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности.

Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность.

Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

Источник:

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет советы

Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.

Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.

Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.

Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.