Роль гендерного воспитания детей в детском саду

Содержание

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем.

В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье заключается в особой организации учебной работы.

Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление.

Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях.

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых – на слуховые.

При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия.

Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика – это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры.

Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин.

Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности.

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам.

Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее.

Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков – дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности.

При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям.

Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад.

Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания.

Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов.

Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама.

Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола.

Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

Источник: http://fb.ru/article/157375/gendernoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-gendernyiy-aspekt-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

на Bebeshka.info » Воспитание детей

2826 (29 за неделю) / 10.08.16 09:00

Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе социальные, культурные и психологические отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами).

Гендерным воспитанием называется такая организация педагогического процесса, при которой учитывается половая идентичность детей и особенности их развития в процессе полоролевой социализации.

Проще говоря, с помощью гендерного воспитания у детей формируются правильные представления о мужчинах и женщинах, что необходимо для эффективной и нормальной социализации личности.

Дошкольник должен под влиянием родителей и воспитателей усвоить гендерную модель поведения (половую роль), которой всякий человек придерживается, чтобы его считали мужчиной или женщиной.
В России были проведены и проанализированы психолого-педагогические исследования, которые показали, что у всех детей именно в дошкольном возрасте происходит принятие гендерной роли.

  • В 2-3 года ребёнок начинает осознавать, что он мальчик или девочка и соответствующим образом себя обозначать.
  • С 4 до 7 лет постепенно формируется гендерная устойчивость: малыши усваивают, что гендер нельзя поменять – мальчики неизбежно превращаются в мужчин, а девочки – в женщин, и данная половая принадлежность не может быть изменена ни ситуацией, ни личной волей ребёнка.

Задачи гендерного воспитания

Образовательными задачами гендерного воспитания являются:

  • Воспитывать у детей положительное отношение и необратимый интерес к своему гендеру. Закладывать основы осознания собственных особенностей и восприятия их окружающими, учить строить своё поведение с оглядкой на реакцию людей вокруг.
  • Развивать у малышей представление о себе и прочих людях как о социальных и физических лицах, имеющих собственные достоинства и недостатки, типичные черты и индивидуальные особенности.
  • Воспитывать у детей хорошее отношение и интерес к окружающим людям.
  • Насыщать знаниями о своей семье, семейных реликвиях, традициях, роде, раскрывать основные функции семьи, как социального института и психологической группы.
  • Развивать эмпатию и чуткость, умение почувствовать настроение и состояние других людей и вести себя в соответствии с ними, научить управлять собственным поведением и эмоциями.
  • Углублять детские знания о смысле понятий «девочка» и «мальчик», о непременном делении людей на женщин и мужчин. Содействовать гендерной и половой идентификации, правильно реагировать на проявления полового развития у детей обоих полов.
  • Воспитывать толерантное отношение к разным гендерным социальным ролям, к допустимости их существования.
  • Закладывать основы будущих гендерных и социальных ролей, показывать особенности их исполнения.

Но гендерное воспитание необходимо не только для того, чтобы дети научились осознавать себя представителями одного из полов, но и для формирования в сознании малыша устойчивого понятия своего пола («Я мальчик» или «Я девочка», и это навсегда).

В современном обществе важность гендерного воспитания стала заметно больше, поскольку его направление согласуется с общественной тенденцией, выступающей против того, чтобы у женщин и мужчин были лишь те преимущества, которыми их снабдил половой признак.

Гендерное воспитание в дошкольных учреждениях направлено на то, чего так хотят большинство родителей.

Чтобы мальчики не только могли продемонстрировать мускулы и несгибаемую волю, но чтобы они, в зависимости от ситуации, могли быть и чуткими, мягкими, проявлять доброту и заботу к окружающим людям, уважать близких и родственников. Женщины, в свою очередь, не теряя женственности, должны уметь выстроить карьеру и проявить себя.

Кажется, что в семье с самого рождения малыша налажено гендерное воспитание: как только родители узнают пол ребёнка, они физически и морально начинают готовиться к появлению сына либо дочери – покупают вещи «правильного» цвета и игрушки, соответствующие полу ребёнка.

Но стереотипы в виде розовых колясок для девочек и голубых для мальчиков не имеют к гендерному воспитанию ни малейшего отношения.


В детском саду разнополое воспитание больше опирается на индивидуальные особенности каждого малыша, зависит от тех примеров мужского и женского поведения, которые ребёнок чаще всего наблюдает в семье. Зная об этом воспитательном моменте, многие родители полагают, что этого вполне достаточно, что ребёнок автоматически скопирует свою гендерную роль. Но трудность современных детей в том, что им сложнее самих себя воспитать. Хотя бы потому, что папа дома бывает редко, поэтому мама начинает ассоциироваться с обоими полами сразу. Бывает, что образца в виде папы и вовсе нет, случаются и прочие негативные примеры.

2 Воспитание благодарности у детей

Устали от эгоизма, ревности, препирательств? По своей природе все малыши – самоуверенные материалисты, но, несмотря на это, их всё же можно науч …

Когда вопрос гендерного воспитания становится актуальным?

Из складывающейся печальной ситуации прекрасным выходом должно стать целенаправленное гендерное воспитание. Если такое целенаправленное воспитание будет оказываться на детей в дошкольном возрасте, то оно должно существенно и положительно сказаться на развитии личности.

Оно поможет проявиться у мальчиков и девочек тем личностным качествам, которые позволят им добиться успеха в обществе.
Лучше всего начинать гендерное воспитание ребёнка на четвёртом году его жизни. При правильном гендерном воспитании поведение четырёхлетних малышей показывает, что они чувствуют своё отличие от противоположного пола.

В семье главным делом в гендерном воспитании является то, чтобы мужчина продолжал играть правильную роль, не перевоплощался бы из главного добытчика в основного потребителя, не перекладывал бы полностью воспитание детей на женские плечи.

Женщины же не должны превращаться в огрубевших бесполых существ, погребённых под рутиной хозяйственных вопросов.

Многие современные дети свой пол ассоциируют именно с подобным искажённым поведением: мальчики перенимают женский тип поведения, поскольку везде окружены женщинами (дома, в детском саду, в поликлинике), а девочки, наоборот, становятся грубыми и прямолинейными.

Если за детьми понаблюдать, то можно заметить, что у многих девочек нет терпения, чуткости и нежности, они не способны разрешать конфликты мирно. Зато мальчики часто физически слабы, невыносливы, постоять за себя неспособны и неустойчивы эмоционально.


Времена рыцарства давно миновали, и современные мальчики совершенно не умеют вести себя с девочками. Опасения вызывает и то, что часто в детском саду и на игровой площадке содержание детских игр проявляет модели поведения, которые не соответствуют полу ребёнка. Это мешает им договариваться, распределяя роли в игре. Мальчикам не приходит в голову мысль прийти девочкам на помощь там, где нужна физическая сила. Не отстают и девочки, не спешащие помочь мальчикам в ситуациях, когда требуется аккуратность, тщательность и заботливость. Поэтому понятна крайняя актуальность гендерного воспитания.

Игра, как основа гендерного воспитания

Игра является основным видом деятельности дошкольников. В сюжетно-ролевых играх они усваивают основы гендерного поведения, малыш принимает на себя определённую роль и далее действует в соответствии с нею. По игре можно заметить существенное различие между мальчиками и девочками.

Мальчики любят наполненные движением, шумные игры, в то время как девочки стремятся к играм на семейно-бытовые темы. В детсадовских группах нужно создать условия для таких мальчишеских игр, как «рыцари», «военные», «матросы», «пожарные», а для девочек нужно устраивать игры в «кукольный уголок», «салон красоты» со всеми соответствующими аксессуарами.

Очень значимой педагогической задачей при совместном воспитании детей обоих полов является преодоление между ними разобщённости, организация совместных игр, где дети учились бы действовать сообща, но руководствуясь своими гендерными особенностями: девочки избирали бы для себя женские роли, а мальчики – мужские.

Не только преподавателями в детском саду, но и родителями при гендерном воспитании дошкольника полезно владеть следующими приёмами:

3 Детский буллинг

Статистика говорит, что 55% детей подвергаются запугиванию, психологическому или физическому террору со стороны одноклассников эпизодически, а 10% стр …

  • сюжетно-ролевой игрой на тему семьи;
  • уметь решать проблемные ситуации, имеющие этическое содержание;
  • проводить беседы, привлекая художественную и иллюстрированную литературу;
  • учить делать подарки для сверстников и родителей;
  • использовать дидактические игры на темы: «Я расту», «Что кому?», «Кто чем любит заниматься?», «Кем быть», «Я такой, потому что…», «Одень девочку, одень мальчика», «Чем мы отличаемся и что в нас общего?».

Чтобы внедрить гендерный подход при приобщении дошкольников к началам труда, желательно, чтобы в «мастерской Самоделкина» и на «детской кухне» было соответствующее оборудование, материалы и инструменты.
При работе с детьми, касающейся их гендерного воспитания, имеет смысл обращать внимание на следующие моменты:

  • ролевая атрибутика и игровой материал должны быть привлекательными, чтобы в игре детей отражались правильные образы мужского и женского поведения;
  • игровой материал должен быть полным и достаточным.

Одним из любимейших занятий как мальчишек, так и девчонок, является конструирование. Мальчики особенно к нему тяготеют. Необходимо наличие нескольких видов конструкторов (мелких и крупных напольных) различного назначения и видов. Нужны также мелкие игрушки для обыгрывания и образцы построек.

Есть место гендерному подходу и при становлении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты в старших группах следует закрепить таблички с условными изображениями, позволяющими детям понять, кто сейчас туда может войти: девочка или мальчик.

В познавательной деятельности должны присутствовать моменты, дающие детям знание о:

  • противоположном поле;
  • мужской и женской профессиональной деятельности;
  • нравственно-этической и семейно-бытовой культуре;
  • народных традициях;
  • обычаях воспитания.

Хоть и важно формирование представлений о настоящих женщинах и мужчинах, но им нельзя ограничиваться, а следует помочь детям эти представления реализовать.

Для этого можно использовать как естественные ситуации, так и искусственно созданные проблемы, близкие детскому жизненному опыту.
Детям можно предложить ситуации, где им приходится прогнозировать свои поступки.

Одна из типичных проблемных ситуаций «Перед тем как сделать что-то, вспомни – мальчик ты или девочка и как себя нужно вести девочке или мальчику, чтобы не было неприятностей?».

При моделировании создаётся некая проблемная ситуация, где у ребёнка есть выбор из нескольких действий.
Девочки и мальчики – словно два разных мира. Заинтересованные в гендерном воспитании взрослые всегда способны эти задачи решить.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/gendernoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-detskogo-sada

Гендерный подход в воспитании детей

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

В чем суть гендерного воспитания современного подрастающего поколения? Какие проблемы встречаются? Как справляются со своей задачей в ДОУ, школе и в семье? На такие вопросы стоит знать ответ каждому родителю и педагогу.

С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.

Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей ↑

Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.

Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.

Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.

На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.

В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.

На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.

Современная актуальность ↑

Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.

В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.

Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.

Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.

Цели и задачи ↑

Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:

  • закрепить половую роль;
  • сформировать культуру личности;
  • сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях;
  • вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.

Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.

Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.

Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.

Особенности полового разделения ↑

В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.

Дошкольников

К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.

В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:

  • организации игр;
  • чтения сказок;
  • пословиц;
  • изучения колыбельных песен и т. д.

Каждый день должен быть распланирован с учетом родовой принадлежности. Это возможно при использовании таких методов:

  • игр;
  • схем-действий;
  • познавательно-развивающих бесед;
  • при создании проблемных ситуаций;

Вот основные способы мотивировать малышей к деятельности:

  • привлечь к игре;
  • вызвать желание помочь кому-то из взрослых;
  • призвать к действиям за вознаграждение.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста возлагается на плечи женщины, поэтому большее количество занятий ориентировано на представительниц своего пола. Важно обеспечить разный подход к мальчикам и девочкам.

Основные направления:

  1. При обучении девочки лучше усваивают информацию на слух, мальчики же – визуально. Им просто необходимо провести тактильный осмотр, только тогда есть высокие шансы, что материал будет воспринят.
  2. Необходимо проводить дидактические игры: «Кем я хочу стать», «Одень куклу Таню», «Одень куклу Ваню», «Профессии», «Чем занимается папа, мама» и т. д.
  3. При планировании музыкального занятия также стоит учитывать особенности разных полов.
  4. На театральном занятии – при правильном распределении ролей.
  5. На занятиях по физкультуре в ДОУ должны применяться упражнения и игры согласно гендеру. Мальчики предпочитают подвижные игры, на выносливость.

В группе стоит обустроить зоны для игр отдельно для девочек (парикмахерская, прачечная) и для мальчиков (гараж, уголок для строителя). При этом нужно научить распределять роли в сюжетно-ролевой игре согласно своему полу.

В младшей школе

Исследования показали, что девочки быстрее схватывают:

  • математические алгоритмы, разбираются лучше в схемах;
  • запоминают правила;
  • могут разделить без усилий целое на части.

Девочки предпочитают задания, в которых необходимо опираться на фантазию (придумать сказку, историю). Действует слуховая память. Обращают внимание на мелочи, могут лучше сосредоточиться при шуме.

Мальчикам легче усвоить материал:

  • используя в качестве примера конкретные жизненные ситуации;
  • тренируясь на практике складывать алгоритм;
  • на занятиях русского языка мальчики не пользуются правилами, а опираются на практические знания.

Мальчишки – юные исследователи, которым нужно во всем докопаться до истины путем проб и ошибок. Чаще добиваются успехов в математике, имеют хорошую зрительную память. В отличие от представительниц противоположного пола с легкостью представляют мысленно объемную фигуру.

При построении вопроса стоит учесть, что главное – конкретика. Необходимо сделать упор при организации учебного процесса на повторение и закрепление, тогда когда девочки запоминают услышанное сразу.

Школьники младших классов по-разному относятся и к соревнованиям. Мальчики всегда готовы доказать свое совершенство, а вот при выборе игры для девочек, в которой стоит соперничать, необходимо быть аккуратным. Есть риски, что все участницы между собой перессорятся.

Подростков-старшеклассников

Темы гендерной принадлежности затрагиваются и в старших классах школы. Педагоги должны поднимать вопросы, которые помогут определить свою социальную роль согласно полу.

Для реализации задач школьной программы вводятся факультативы, проводится классный час, рассматриваются ситуации на примерах литературных произведений.

На этом этапе важно посвятить много времени таким темам:

  • воспитание;
  • сексуальное просвещение;
  • супружеская жизнь и распределение ролей мужа/жены, матери/отца.

Используются такие методы, как:

  • беседа;
  • открытые разговоры;
  • ролевые игры;
  • поиск ответа на проблемный вопрос;
  • анализ сочинения с акцентом на гендер героя;
  • разделенный физический труд и т. д.

Чтобы заинтересовать ученика, внеклассное мероприятие стоит разнообразить показом фильмов, иллюстративного материала, журналов. Чтобы занятие было успешным, необходимо позволить школьнику принимать участие.

В семье

Отец и мать – пример для своего ребенка. Мальчик будет копировать модель поведения папы, а дочь – матери. В дальнейшем дети создают свои семьи и повторяют все увиденное.

От родителей зависит, какую роль в будущем мальчик или девочка будет играть в собственной семье. Главное – мужчина не должен перевоплотиться из охотника и кормильца в потребителя, но при этом, не должен и забывать о том, что воспитание детей возлагается на плечи не только женщины.

Представительница слабого пола также не должна становиться главой семьи, на которой держится весь дом.

Не стоит долго оберегать ребенка от тематики интимной жизни. Если затянуть с этой информацией, то подросток узнает обо всем на улице. Важно сформировать правильные взгляды на отношение между представителями разных полов, подготовить к семейной жизни.

Стоит отвечать на вопросы, которые возникают у малыша с дошкольного возраста об отличиях гендеров. Если он не услышит ответ, пойдет интересоваться к другим, а это уже трудно проконтролировать.

Главное – говорите правду, но согласно возрасту. Истории об аистах и капусте пусть останутся вне вашей беседы.

Родители должны также участвовать в ролевых играх, отображая реальную жизнь: магазин, больницу, семью и т. д.

Нужно создать крепкие отношения со своим чадом, проявлять любовь. Это залог того, что ребенок не будет искать ласки в интимных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Задача, которую стоит выполнить взрослому – взять ответственность за сексуальное просвещение молодежи.

Проблемы реализации ↑

Современная система образования более подстроена под особенности девочек, поскольку требует усидчивости и внимания, которого от мальчишек добиться тяжело. Ее необходимо усовершенствовать, а это возможно при общих усилиях и педагогов, и родителей.

У сегодняшних мальчиков и девочек восприятие своей родовой принадлежности искажено. Юная леди становится грубой, прямолинейной, нетерпеливой, а защитник дублирует поведение воспитательниц, учительниц, медсестер, общаться с которыми ему приходится довольно часто. Культура поведения как доблестного рыцаря по отношению к даме не знакома мужчинам.

Часто и игры не соответствуют полу малыша. Из-за этого появляется проблема при разделении ролей, договориться участникам игрового процесса трудно.

Мальчишка далеко не всегда поспешит на помощь девочке, когда нужно применить физическую силу, а девчонка не стремится проявить заботу и аккуратность.

Многие педагоги считают целью гендерного воспитания возвращение к традиционным ценностям. По их мнению, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы воспитать из мальчика активного, решительного, смелого, инициативного мужчину, а из девочки – добрую, отзывчивую, сострадательную женщину.

Другие выступают оппонентами такого мнения, и утверждают, что традиционный подход не отвечает требованиям современного общества. Сегодня можно встретить мастера педикюра – мужчину, а директора ремонтной компании – женщину. А следование стереотипам не позволяет добиться равенства полов, о котором так много говорят.

Согласно такой точке зрения цель гендерного воспитания – в формировании толерантности, уважения к противоположному полу, равенство.

Представители разных полов не имеют четких чувств, свойственных их роду. Растет число нетрадиционного поведения молодых людей. Вина – это отсутствие правильного гендерного воспитания.

У юноши и девушки могут возникать проблемы в построении прочных отношений с противоположным полом, если нет четкого понимания своего гендера.

Таких проблем можно избежать, уделяя внимание гендерному образованию с юного возраста. Это общая задача педагогов и родителей, реализация которой приведет к развитию полноценной счастливой личности.

: Введение в понятие

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/gendernoe-vospitanie.html

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики.

С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе.

Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение.

Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/gendernoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

Роль гендерного воспитания детей в детском саду

В программе детского образования важную роль играет социализация, основной момент которой гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Стирание границ между полами

В середине прошлого века техническая революция попыталась стереть все формы различий между полами в любых сферах жизни. Это отразилось на поведении людей, изменило их привычки и вкусы. Но через время психологи и врачи заметили, что стирание гендерных особенностей отрицательно сказывается на здоровье людей.

Женщины, имеющие мужской склад характера, строят головокружительную карьеру, но часто лишены семьи и детей. Это вызывает у них психологические и нервные проблемы, а также гинекологические заболевания.

Мужчины, отличающиеся женским поведением, не имеют авторитета в семье, с трудом находят друзей и часто страдают подсознательными страхами и нервными расстройствами.

Чтобы избежать неприятных последствий в будущем, для воспитателей и родителей важно использовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи гендерного воспитания в детском саду

Гендерный подход — это воспитание с учетом половой принадлежности. Для формирования личности у детей педагогам требуется учитывать гендерные особенности малышей. Это необходимо для того, чтобы учащиеся усвоили  модель поведения, по которой людей  разделяют на мужчин и женщин.

Основные задачи учителей в детском саду — привить воспитанникам устойчивое понятие половой идентичности и выработать у учащихся положительное отношение к гендерной принадлежности.

Для того чтобы дети, став взрослыми, были счастливы, у них нужно развить много общих нравственных качеств, таких как честность, доброта,  трудолюбие, справедливость, любовь.

Но во многих других аспектах воспитание мальчиков и девочек отличается, потому что они по-разному воспринимают  все то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

  • Девочкам необходимо прививать женские черты характера. Это скромность, заботливость, терпимость и умение мирно решать споры.
  • В детском саду для этого лучше всего подходят ролевые игры, в которых малышка ухаживает за куклами или готовит обед.
  • Помимо игр, девочкам помогает литература. Они прекрасно воспринимают информацию на слух и поэтому с удовольствием слушают сказки и стихи, где герои совершают правильные поступки.

Для мальчиков важно прививать чувство ответственности, желание защищать девочек, смелость и эмоциональную устойчивость.

  • Мальчикам естественно испытывать чувства конкуренции и соперничества.
  • Им необходимо большое пространство для игр. Они любят постоянно находиться в движении и осваивать новые территории для игры.
  • У мальчиков хорошо развито логическое  и пространственное мышление, поэтому они способны на нестандартные поступки и идеи.

Чтобы полноценно сформировать у детей женские и мужские черты характера, в группе детского сада должна быть организована такая среда для учащихся, которая помогает им раскрывать свою сущность и постоянно закреплять половые отличия.

Роль родителей в воспитании

Важно сформировать половую идентичность вовремя. Малыши  осознают гендерные особенности примерно с двух лет, но не придают им значения. К 4 годам они точно знают свою половую принадлежность, и с этого возраста постепенно начинает вырабатываться модель поведения  будущих мужчин и женщин.

Важнейшая роль в гендерном воспитании отводится семье. Дети мечтают быть похожими на родителей и неосознанно копируют их поведение. Поэтому для полноценного развития ребенку нужно расти в полной семье, где он сможет наблюдать за отношениями родителей между собой и на этом формировать жизненные ценности.

  • Отец обязан уделять внимание девочке, уважать ее личность, чаще хвалить и повышать самооценку дочери.
  • Маме следует регулярно секретничать с дочерью, интересоваться ее внутренним миром и приучать  к повседневной женской работе по дому.
  • Девочке важно чувствовать доверие родителей друг к другу и их заботу о ней.

В воспитании мальчика  большую роль играет отец. Он должен сформировать в сыне чувство ответственности, научить выполнять мужскую работу, развивать целеустремленность и другие задатки настоящего мужчины.

Маме остается заботиться о сыне, хвалить его за хорошие поступки и этим повышать самооценку мальчика.

В 4 года ребенок четко знает свою половую  сущность, положительное отношение к которой важно закрепить в детском саду. Когда в гендерном развитии возникает проблема, чаще именно педагогам легче заметить это.

Ведь поведение учащихся постоянно у них перед глазами, и им проще разглядеть несоответствия.  Таким малышам необходима консультация детского психолога, чтобы выяснить причины отставания в гендерном развитии.

Иногда проблемы возникают, когда родители жестко пытаются привить мальчику или девочке гендерные стереотипы. Например, когда из нежного мечтательного мальчика отец хочет сделать «настоящего мужчину» и постоянно делает ему замечания и одергивает. Консультация специалиста поможет сгладить такие моменты и устранить проблемы,  выяснив потребности и индивидуальные черты ребенка.

Сущность гендерного воспитания направлена на то, чтобы  у детей проявились личностные качества, необходимые для  успешной взрослой жизни. Это не значит, что у учащихся детского сада не нужно раскрывать навыки, присущие противоположному полу. Но их нужно развивать в меру и не переходить ту грань, которая отличает мальчика от девочки.

Особенности гендерного воспитания детей

Методы гендерного воспитания принимают разные формы. В группе детского сада дети видят, что мальчики и девочки ходят в разные туалетные комнаты, наблюдают, как воспитатель заплетает девочкам косички после сна, учатся уважать друг друга.

Чтобы у учащихся проявлялась между собой симпатия, воспитатель должен приучить их оказывать знаки внимания.

  • Например, предложить девочкам сделать открытки ко дню Защитника Отечества, а мальчишкам дать задание поздравить девочек с 8 марта.
  • Для мальчиков должно быть в порядке вещей открыть девочке дверь, подать упавшую книжку, уступить дорогу.
  • Девочек нужно учить принимать внимание противоположного пола с благодарностью.

Для гендерного развития воспитатели используют методы, основанные на устном народном творчестве и на произведениях, воспевающих силу любви. Ведь она — творец всего хорошего, что есть на земле. Художественная литература помогает детям разобраться в понятиях о добре и зле и откорректировать формы своего поведения в разных ситуациях.

  • Игры — один из действенных способов гендерного воспитания учащихся. 
  • Полезно использовать дидактический материал в картинках, на которых изображены разные ситуации.
  • Если на рисунке мальчик толкает девочку, пусть ребята скажут, правильно ли он поступает.

Эти методы помогают освоить жизненные правила, установленные обществом.

В детских садах должна быть большая картотека сюжетно – ролевых игр, в которых дети участвуют совместно и вместе изучают формы гендерного поведения.

 Детям нравятся игры, в которых педагоги развивают творческие таланты учащихся. Например, дошкольникам интересно собирать части картинок с изображением представителей разных профессий. Это учит их понимать особенности мужских и женских специальностей.

Целенаправленное воспитание по гендерному принципу — это совместная работа педагогов и родителей, помогающая вырастить из детей полноценных членов общества, которые с трепетом относятся к семейным ценностям.

Источник: http://StranaDetstva.ru/kogda-nachinat-gendernoe-vospitanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.