Семейное воспитание в детском саду

Содержание

Ребенок в семье

Семейное воспитание в детском саду

Первейшие задачи, которых придерживается семейное воспитание:

  • обеспечение детской познавательной активности, формирование и развитие творческих и художественных начал в игровой и иных формах деятельности;
  • своевременное выявление ранней одаренности, поддержания условий для развития таланта у ребенка;
  • становление духовности, обеспечение всестороннего развития, основываясь на духовность и национальную культуру своего народа, привлечения их к участию в лучших народных традициях, обычаях, обрядах для детей;
  • обучение ребенка правильной речи и языку, привитие ему навыков культурного общения;
  • воспитание правильного и уважительного обращения к родителям, старшим; психологическая и физическая подготовка дошкольника к предстоящему обучению в школе;
  • приучение к самообслуживанию, ответственности за трудовые поручения;
  • формирование нравственных ценностей ребенка с позиции добра милосердия, чуткости, благотворительности, чести, справедливости, эмоциональной сопричастности, понимания и внимания других;
  • создание благоприятных условий для развития нравственной самооценки ребенка, основанной на отношении ее к себе как субъекта, доброжелательных отношений с окружающими.

Семейное воспитание, при котором осознание родителями целей и задач семейного воспитания, родительского и гражданского долга перед обществом, соблюдения определенных воспитательных принципов предполагает использование системы средств воспитательной направленности на ребенка.

Средства и особенности семейного воспитания ребенка

Средство – это тот вид деятельности, явление или предмет, которые могут влиять на личность в определенном направлении.

М. Стельмахович положительно отмечает такое семейное воспитание, которое использует следующие средства – слово, фольклор, авторитет родителей, обучение, окружающая среда, духовно-нравственный микроклимат семьи, общественный опыт, книга, кино, театр, музеи и выставки, игры и игрушки, митинги, обряды и тому подобное; сверхъестественные средства – религию.

Важными народно-педагогическими методами разрешения проблемы семейного воспитания, стимулирования, поощрения, побуждения детей, коррекции их поведения является:

  • анализ поступка (поведения) или осуждение действий ребенка;
  • поощрение положительных поступков, побуждение к ним, стимулирование как можно более осмысленных действий дошкольника;
  • возбуждение интереса к конечному результату деятельности, раскрытие ожидаемой радости от нее;
  • формирование осознанной необходимости запрета негативного, искаженного и предостережения ребенка от опрометчивых поступков;
  • увещевание и внушение необходимости вести себя и жить так, чтобы получить одобрение родителей, воспитателей, взрослого окружения, сверстников, собственной самооценки;
  • использование своеобразных и разнообразных народных методов наказания ребенка за поступки разной значимости. нетрадиционное наставление с использованием сказочных персонажей и сцен, примеров, определенных параллелей, приемов и тому подобное (классическим образцом в этом плане является использование сказки В. Сухомлинского “Сказка о гусыне”).

Важными являются также традиционные народно-педагогические методы формирования общественного поведения ребенка, накопления жизненного опыта:

  • приучение к добросовестному выполнению обязанностей в семье, детском саду, в окружении друзей, обязанностей перед обществом;
  • чередование постоянных и разовых поручений и упражнений на выработку определенных умений и навыков; практическая жизнедеятельность детей в выполнении различных ролей — ребенка, помощника;
  • соблюдение общепринятых норм и традиций уклада жизни родного народа и тому подобное.

Своеобразное применение в условиях семьи находит и организация методов самовоспитания, самосовершенствования личности, строится на самоанализе поступков, самодисциплине, самоконтроле, самоосуждении и т.д.

Методы семейного воспитания дошкольника

В семейном воспитании целесообразным является использование разнообразных методических средств.

Важным методом является ориентация родителей на положительные черты характера личности ребенка.

Проектирование и опора на положительное должно происходить на основе постоянного изучения каждого ребенка.

Особенности семейного воспитания по А.Макаренко

А. Макаренко утверждал, что лучшие дети воспитываются у счастливых родителей. Поэтому важным методом является воспитание радостью завтрашнего дня, оптимизм, постановка родителями жизнерадостных перспектив деятельности своих детей.

Правильная организация жизни семьи и ребенка с пристальным учетом мелочей, психологических воздействий каждого воспитательного шага предполагает учет мотивов поступка ребенка, разумное сочетание методов словесного воздействия с практической деятельностью воспитанников.

Важными методами семейного воспитания также считают: чувство меры, нормирование любви и строгости, ласковости и строгости, вмешательства и невмешательства в жизнь ребенка. Мера должна быть в выражении чувств, мыслей, в отношении к предметам, вещам и хозяйства, в использовании правды и доверия.

В частности, формула меры в применении двух основных компонентов – любви и требовательности приводит в действие целую систему стимулов и сдержек детского поведения. Сосредоточение только на любви за счет требовательности может привести к неуважению родителей и их авторитета.

Авторитарность вызывает гнетущую атмосферу в семье, оскорбляет ребенка и дает ему основания думать, что его не любят, что он никому не нужен, поэтому всегда в ситуативном поведении семейное воспитание должно придерживаться разумного баланса.

А. Макаренко в своей воспитательной деятельности эффективно использовал метод “взрыва”, особенно в работе с педагогически запущенными детьми. Такую возможность и необходимость быстрых качественных изменений в формировании личности с помощью концентрированного, активно действующего морально-психологического, эмоционально насыщенного влияния на личность можно осуществлять и в семье.

Конечно, подготовку и завершение “взрыва” целесообразно осуществлять определенным путем.

Семейное воспитание в исследованиях П.Юркевич

В работах И. Юрас, подчеркивается значение положений известного философа и педагога П. Юркевича, благодаря которым современные родители могут обогатить арсенал методов семейного воспитания. Он отмечает, в частности, наставление, предостережение, напоминание, дисциплину, надзор.

Педагог высказал очень правильную мысль о несомненной необходимости разумного внешнего воздействия на ребенка, пока он не перейдет во внутренний стимул: “Пока ум не руководит человеком изнутри, до тех пор он должен управлять им извне, потому что иначе жизнь была бы брошенной на случайную игру страстей”.

Но дисциплина, надзор не должны быть давлением на ребенка. Только свободные действия формируют характер, дают возможность приобрести собственный опыт. Это есть необходимое условие формирования мужественного характера.

В особую группу “воспитательных побуждений” П. Юркевич выделил похвалу и порицание, обещание и угрозу, наказание, “физическую неизбежность”.

Похвала, которую родители используют как награду, должна соединять одобренное действие с поощрением новых положительно направленных действий. Следует внимательно наблюдать, любит ли ребенок саму похвалу, действия, достойные похвалы. В родительской практике осуждение приобретает формы выговора, упрека. С укором соединены напоминания и увещевания.

Обещание Юркевич рассматривает как побуждение к ожидание приятных последствий деятельности. Строго осуждает педагог опыт тех родителей, которые потеряли власть над детьми и которым ничего не остается, кроме того, чтобы заключать сделку с ними, обещая различные материальные блага, уступки, наслаждения.

П. Юркевич называет такие внешне гуманные действия бесчестными.

Угроза ограничивает негативные действия ребенка предвидением неприятных последствий. Она должна быть выражена с полной определенностью и касаться ближайшего будущего, иначе ребенок не сможет ярко представить ее последствия.

Угроза может быть инструментованная, как изменение голоса, выражение глаз, отношение к ребенку.

Наказанием педагог советует родителям пользоваться осторожно. Самым простым и эффективным наказанием П. Юркевич называет уменьшение положительных эмоций во время общения с детьми. Наказание в семейном кругу может осуществляться также как осуждение, лишение права на приятную игру.

Интересным воспитательным приемом в родительской педагогике является “физическая неизбежность” – создание преград на пути негативных действий. Вместо того чтобы повторять детям: “Этого не делайте, того не трогайте, туда не ходите”, – правильнее позаботиться, чтобы малыши не имели возможности это делать, то трогать, туда ходить.

Семейное воспитание должно содержать разные приемы, эффективными из которых являются также:

  • безграничное уважение к ребенку в сочетании с требовательностью к нему, рассмотрение воспитанника как объекта и субъекта воспитания;
  • умелое использование приемов в разностороннем развитии детей, противопоставление равным отношениям в семье, ровность голоса, живое участие в проблемах человека;
  • умелое использование проявления своих чувств, мыслей от простого недовольства до гнева (умение одно и то же слово сказать: сухим, сдержанным или спокойным, добрым тоном;
  • строгим, холодным или сдержанным, но мягким тоном); осторожное использование гнева как мощного воспитательного средства.

В общении с детьми важным является искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота, язык мимики, жестов. Мирный и дружески-нежный тон неизменного взаимного уважения во взаимоотношениях родителей и детей особенно эффективно влияет на формирование будущего семьянина.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/semeinoe-vospitanie.html

Семейное воспитание детей

Семейное воспитание в детском саду

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека.

Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность — все это зависит от воспитания человека и примера его родителей.

Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен.

Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание — это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка.

На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда.

Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности.

Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства.

Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно.

В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня — это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи.

Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность.

Семейное воспитание в наше время — это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей. 
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал — воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования. 
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи. 

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений — это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей. 
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь. 
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан… надо…”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными. 
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну — означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений. 

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя. 
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям. 

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии.

Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами — психологами, врачами, реабилитологами.

Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители — специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других — наследственность, у третьих — карма.

У 13% таких детей родители — алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей — выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности.

Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах.

И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу — это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии.

Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва.

Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении.

И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью — не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком.

И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений.

Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи — это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи.

Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции.

Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р». Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим.

А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание — это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Категория: Воспитание и развитие ребенка Самым важным для родителей является здоровье их ребеночка, а оно напрямую зависит от режима дня. Если дети мало кушают и слишком плохо… Для большинства мам это хоть и небольшой, но важный и серьезный жизненный рубеж. Они восстанавливаются после родов, устанавливают режим,… Ребенок не слушается — как избежать ошибок в воспитании? Любой бы родитель хотел, чтобы родные дети, независимо от возраста, слушались его.… Воспитание и образование дошкольников? Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков,… Методика Стрельниковой лечит болезни и укрепляет здоровье детей Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но… Как проводят коррекцию агрессивного поведения детей? Не нужно быть психологами, чтобы выделить в коллективе детей с агрессивным поведением.…

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/semejnoe-vospitanie-detej.html

Семейное воспитание и здоровый образ жизни. Конспект родительского собрания в детском саду – Ребенок в детском саду

Семейное воспитание в детском саду

Конспект родительского собрания в детском саду составлен воспитателем Сорокиной Ольгой Анатольевной, МАДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 41 «Росинка», г. Нижневартовск. Тема собрания — «Семейное воспитание и здоровый образ жизни». 

Цель тематического родительского собрания в детском саду:

  • Объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников и формирования представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
  • Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи собрания:

  • выявление ключевых проблем и тенденций влияющих на состояние здоровья детей;
  • выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания;
  • разработка направлений и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников и выработки понимания значимости здоровья в перспективе жизни.

Оборудование и наглядность:

  • Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома.
  • Материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре».
  • Методическая литература по физическому воспитанию детей.
  • Памятки

Конспект родительского собрания в детском саду включает в себя различные этапы подготовки:

  • Анкетирование родителей по теме родительского собрания.
  • Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником.
  • Подготовка рабочих материалов для творческих групп.
  • Разработка «памяток» для родителей.
  • За неделю до встречи с родителями в группе вывешивается объявление – приглашение.

Родительское собрание в детском саду сочетает презентацию родителям теоретической информации и работу участников в подгруппах по методике «мозгового штурма».

Конспект родительского собрания в детском саду

Воспитатели: — Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном музыкальном зале. Тема сегодняшней нашей встречи — «Семейное воспитание и здоровый образ жизни».

Мы думаем, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.

Нет ничего важнее, если отсутствует главный компонент социализации наших детей – здоровье.

— Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

В качестве обязательного итог сегодняшней встречи нам представляется определение ключевых проблем и выработка направлений совместных действий по сохранению и укреплению здоровья наших детей.

— Мы уверены, что большинство из вас владеют информацией о составляющих компонентах здоровья детей, факторах «риска», и в то же время полагаем, что многое в том, что вы узнаете сегодня по обсуждаемой проблеме, будет для вас очень полезным. Сегодня на определенном этапе нашей встречи мы будем работать.

— В преддверии подготовки к родительскому собранию Вам, уважаемые наши собеседники, был предложен ряд вопросов. Вы подумали над ними, а сейчас мы просим ответить на эти вопросы, опираясь на свой родительский и личный опыт.

  • Воспитание ребенка правильное, если …
  • Самое главное в воспитании ребенка – это …
  • Если бы я начал воспитание моего ребенка заново, то я бы никогда …
  • Что, в Вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
  • В чем просчеты ДОУ в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей?
  • Дайте советы педагогам, которые, на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.

Воспитатель поочередно предлагает ответить на вопросы. Стимулирует активность родителей ссылка на их успешный опыт, примеры из их воспитательной практики, относящийся к детям. Воспитатель обобщает ответы, благодарит участников мини-дискуссии, представляет спектр выявленных проблем.

Воспитатель: — Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важная роль принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.

Воспитатели представляют гостей: инструктора по физической культуре и медицинскую сестру.

— Мы попросим вооружить нас информацией по обсуждаемой проблеме.

Инструктор по физической культуре показывает фрагменты занятий по физкультуре «Двигательная активности и закаливание организма — необходимые условия для укрепления здоровья».

Воспитатель обсуждает информацию из памятки «Рациональное питание. Гигиена питания».

В конце подводится итог собрания.

Памятка

Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное гармоничное окружение ребенка есть лучшее средство для формирования твердого, законченного характера.
Н.И.Красногорский

Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь и др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.), поэтому:

  • Учите детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр.
  • Постарайтесь дома, на даче иметь любой спортивный комплекс, так как это способствует совершенствованию двигательных навыков.
  • Формируйте навык правильной осанки в положении сидя, стоя и при ходьбе.
  • Прививайте первоначальные навыки личной и общественной гигиены (мытье рук, забота об одежде, обуви, поддержание в чистоте игрушек и прочее).
  • Учите детей названиям частей тела, направлениям движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и другие).
  • Закрепляйте знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных, птиц, насекомых в процессе занятий физическими упражнениями, так как в игре у детей развивается воображение, уточняются представления (дети воображают себя зайкой, птичкой), которые подкрепляются игровыми действиями самих детей и сопровождаются радостным настроением.

Рациональное питание. Гигиена питания

Рациональное питание –это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Рациональное питание является важнейшим условием человека и его работоспособности.

С пищей человек получает все необходимые элементы, требующихся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимые для жизнедеятельности.

Необходимые организму питательные вещества подразделяются на 6 основных типов:

  • углеводы,
  • белки,
  • жиры,
  • витамины,
  • минералы,
  • элементы и вода.

Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.

Углеводы – основной источник энергии. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно их много в крупах и фруктах.

Жиры также являются важным компонентом в питании человека. Они входят в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Жиры представляют источник энергии, превосходящие другие пищевые вещества, и входят в определенном количестве во многие пищевые продукты (масло, орехи, шоколад, сало ).

Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо, рыба, яйца, творог, сыр, молоко, хлеб, картофель, горох, фасоль, рис, орехи.

Витамины необходимы организму для нормального роста, для развития обмена веществ. Витамины повышают физическую и умственную работоспособность человека и способствуют устойчивость организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения. Главным источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды.

Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.

Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющих 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости – около 2 литров.

В вашем возрасте для того, чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, второй завтрак, обед и ужин.

Конечно, ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями.

Для того, чтобы пища, которую вы потребляете, шла на пользу, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

  • Первое из них – относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приема пищи не следует смотреть телевизор и слушать радио.
  • Каждый кусок желательно пережевывать очень тщательно, делая не менее 30 жевательных движений. Самые тонкие ароматы пища выделяет вследствие длительного пережевывания. Чем тщательнее пища пережевывается, чем дольше слюна воздействует на пищу, тем лучше желудок будет подготовлен к перевариванию.
  • Не следует садиться за стол возбужденным или усталым.
  • Питаться по возможности разнообразно и не переедать. Человек должен есть достаточно и не страдать от голода, но помнить, что переесть гораздо опаснее, чем недоесть.
  • Воду и соки лучше пить за 15 – 20 минут до еды. Если во время еды и после нее пить, то пищевые соки разбавляются, пищеварение замедляется.

Источник: http://deti-club.ru/semejjnoe-vospitanie-i-zdorovyjj-obraz-zhizni-konspekt-roditelskogo-sobraniya-v-detskom-sadu

Воспитание детей в семье: основные направления

Семейное воспитание в детском саду

Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, стремится к тому, чтобы тот достиг всего, что не получилось у него, вкладывает в воспитание все силы.

Безусловно, хоть ребенок и проводит большую часть дня вне дома, личность его все-таки закладывается родителями. Именно воспитание в семье формирует взгляды ребенка на отношения, семейный быт, труд.

Поэтому так важно уделять внимание всем аспектам воспитания.

Цели и задачи воспитания детей в семье

Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности.

Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач.

То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное и физическое воспитание.

Нравственное воспитание детей в семье

Семья – это первый коллектив, с которым сталкивается в своей жизни маленький ребенок. Причем этот коллектив, как и любой другой, живет, подчиняясь своим законам и правилам.

Следует отметить, что все нравственные ценности ребенок черпает из семьи, а точнее, из поведения членов семьи. Поэтому если вы хотите привить нравственные ценности, подавайте ему пример.

  Ну а воспитанию таких качеств как гуманизм и доброта способствуют добросердечные и доверительные отношения в семье.

Запомните, ребенок будет формировать отношения к той или иной ситуации в жизни, неосознанно повторяя ваши действия.

Поэтому никогда не следует ругать малыша, если вы понимаете, что, скорее всего, он не виноват (например, вам сказали, что ребенок беспричинно подрался в школе).

И, конечно, следует воздержаться от критики его поведения в присутствии других взрослых или детей. Позже он уже не доверится вам, вы перестанете быть для него мерилом справедливости.

Эстетическое воспитание детей в семье

В эстетическом воспитании ребенка родители также играют весомую роль. Еще с самого раннего детства, малыши по-разному реагируют на различные звуки и цвета. Некоторые их привлекают, а другие, наоборот, отталкивают.

У двухлетних деток уже появляются любимые сочетания цветов и мелодии, а к трем годам ребенок уже проявляет эстетический вкус в расположении предметов (конечно, не мебели, а, например, игрушек).

Ну, а в 4 года малыш уже пробует создавать произведения искусства, рисуя карандашами и красками, занимаясь лепкой из пластилина.

Как видите, чувство прекрасного у малышей появляется довольно рано. Поэтому так важно петь детям колыбельные, окружать их предметами разных цветов и оттенков (разноцветные игрушки, одежда, книжки с яркими картинками). Однако все это только помогает ребенку концентрировать внимание на этих предметах.

А родители должны стимулировать желание что-либо делать – разучивать стихи и песенки, рисовать, заниматься лепкой.

Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов).

Безусловно, на эстетический вкус ребенка огромное влияние оказывает и среда, в которой он растет. Помимо отношения к искусству родителей, важную роль играет и непосредственно обстановка дома. Способствует эстетическому развитию красиво обставленный дом, сад.

Трудовое воспитание детей в семье

Труд занимает очень важное место в жизни ребенка. Он не только дисциплинирует, но и учит общаться в коллективе. Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное. Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства.

Ребенок привыкает к труду, наблюдая за родителями. Ведь они выполняют дома довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают квартиру и так далее. Ребенку интересно наблюдать за этими процессами.

И вы можете усилить этот интерес, если будете рассказывать ребенку, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Скорее всего, довольно быстро ребенок выразит желание поучаствовать.

Ребенку нужно давать несложные поручения, излагать их в игровой форме, и, что важно, хвалить малыша вне зависимости от результата. Если постоянно говорить, что у него плохо получается справляться с обязанностями, он просто перестанет их выполнять.

Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими.

Воспитание детей в семье – процесс очень сложный. Редко удается воспитать ребенка, не допустив ошибок, конфликтов. Поэтому главное – чтобы в вашем доме царила обстановка любви, доброты и доверия. Тогда и малыши вырастут воспитанными, вежливыми и всесторонне развитыми.

Даланова Екатерина Сергеевна

Источник: http://www.rastut-goda.ru/family-council/6519-vospitanie-detej-v-seme-sp-1100542870.html

Основы семейного воспитания

Семейное воспитание в детском саду

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

  • Роль семьи в воспитании ребенка
  • Стили семейного воспитания

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Роль семьи в воспитании ребенка ↑

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие

Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  2. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

Коррекция культуры поведения и нравственность

Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов

Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Обучение

Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

  • улыбка матери новорожденному ребенку;
  • уход за ним;
  • ответы на вопросы маленького почемучки;
  • совместное чтение книг;
  • просмотр развивающих телепередач;
  • даже обычное общение обучают ребенка.

Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания ↑

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический

Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

  1. Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  2. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
  3. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский

Для данного стиля характерно:

  1. Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
  2. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.

Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский

Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

Заключение

Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

: Практические советы психолога

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.