Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Содержание

Методы наказания ребенка в семье

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Дети являются желанными членами семьи и в большинстве случаев приносят родителям радость. Конечно, в их поведении не все зависит от пап и мам, но все же последним принадлежит ключевая роль.

Необходимо только применять различные методы наказания ребенка в семье, и дети будут вести себя, по крайней мере, удовлетворительно (о необходимости наказания и роли поощрения читайте в статье «Поощрение и наказание детей в семье»).

Наказание подразумевает не только физическое воздействие. Оно включает в себя любое ограничение или влияние, которое следует за нарушением установленных правил. Его цель ― исправить мышление ребенка, добиться определенного поведения и послушания.

Принципы, необходимые при наказании детей

Первым и главным из них является, конечно же, любовь. Любые методы наказания, должны быть продиктованы именно любовью. Причем сын должен это чувствовать. Только тогда наказание принесет ему пользу. Ни во время, ни после наказания, он не должен чувствовать себя отвергнутым или покинутым. Поэтому наказание никогда не должно быть жестоким.

Кроме любви при исправлении детей необходимо руководствоваться и другими принципами. Рассмотрим некоторые из них.

Справедливость. Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться, почему он/она сделали или не сделали что-либо. Бывает, что мы что-то забываем, и дети здесь не исключение.

Ребенку могло стать плохо, его/ее кто-то обидел или что-то расстроило. Не всегда дети упрямствуют в непослушании. Бывают и случайности.

И если за случайность понести наказание по полной, это ввергнет сына/дочь в уныние и подорвет веру в справедливость папы/мамы.

Умеренность и соответствие. Наказание должно быть умеренным и соответствовать проступку.  Конечно, есть родители, которые чуть что, сразу хватаются за ремень. Но согласитесь, есть разница, если дочь пришла домой с гулянья вечером на 40 минут позже или заявилась  под утро.

В обоих случаях стоит применить наказание, но оно должно быть разным: в первом случае более мягким, а во втором более строгим. В случае крайней необходимости можно применить физическое меры.

Но к ним следует прибегать только в том случае, когда все другие методы в семье уже были применены и не дали результата, а исправление необходимо.

Неизбежность. Наказание должно быть неизбежным. Иначе ребенок будет искать слабые точки родителей, чтобы избежать его. А закончится тем, что он начнет манипулировать старшими. Ребенок должен четко знать и понимать, что и почему делать можно и нельзя, и какое наказание последует за нарушение установленных правил.

Самообладание. Становится нелегко, когда сын/дочь начинает испытывать терпение старших в попытке избежать угла или порки. Не всем родителям в этом случае удается держать себя в руках.

Но что будет, если сорваться? Тогда наказание будет последствием несдержанности матери, а не проступка дочери. Поэтому, дорогие родители, держите себя в руках. Не позволяйте своему любимому чаду доводить вас до приступа гнева.

Обычно этого удается избежать, если применять наказания последовательно, от мягкого к строгому. Тогда крайние меры могут и не потребоваться.

Своевременность. Наказание не должно откладываться. Нельзя накапливать проступки, а потом, когда их накопится достаточно, браться за ремень.

Это будет травмировать психику ребенка, так как о некоторых проступках он может уже забыть, либо считать, что их ему простили. Отсрочка дает также повод искать причину, чтобы избежать наказания.

Если сын ослушался вас, обещанное наказание должно последовать без отсрочек.

Уважение личности. Унижения детей недопустимы. Если дочь однажды без разрешения не пришла домой ночевать и за это останется на неделю без гуляния, она поймет, за что ее наказали. Но если при этом мать разразиться на нее криком с эпитетами, сравнивающими дочь с женщинами легкого поведения, это унизит девочку, оттолкнет от матери и оставит глубокую эмоциональную травму.

Методы наказаний

Наказание само по себе многогранно. Какой конкретно метод применить к своему ребенку решать родителям. Именно они могут найти наиболее действенный метод для успешного исправления. Ниже рассматриваются некоторые действенные методы.

Психологическое воздействие. В народе его еще называют «нравоучения» или «читать мораль». По сути, это авторитетный разговор старшего с ребенком с целью исправить мышление последнего.

Во время такой беседы родителю будет правильно не только высказывать свою точку зрения, настаивая на ее правильности, но и приводить аргументы, примеры, факты и другие доказательства. В зависимости от ситуации, тон голоса может быть мягким, а может и строгим. Но при этом следует быть сдержанным.

Гнев и крик только напугают ребенка (и то младшего возраста, подростков им не возьмешь), но мышления не исправят. А именно это и должно быть целью наказания.

Ограничения. Они касаются всех сфер жизни ребенка. К ним относятся:

– развлечения: не пойти гулять, не смотреть телевизор, не иметь доступа к компьютеру, не играть в игры

– свобода: поставить ребенка в угол, закрыть в комнате, по улице идти только за руку

– удовольствия: лишить конфет, мороженого, сладкой воды

Физические воздействия. Здесь подразумевается не только порка и тому подобное. Привести непослушную дочь за руку домой, забрать из рук сына любимую машинку или поставить их в угол, тоже относится к физическому воздействию.

Не оставляйте детей без исправления

Безусловно, все мы желаем добра и счастья детям. И путь к успеху лежит, в том числе через наказание. Применяя различные методы исправления детей в семье, родители словно обрезают ненужные ростки с молодого дерева, позволяя ему расти прямым и стройным. Поэтому, не воздерживайтесь от того, чтоб наказывать своих детей. Так вы посодействуете их благу. 

А теперь сделайте еще одно простое действие:

  • понравилась статья → поделитесь в соцсети
  • нашли для себя практический совет → подпишитесь на новости сайта
  • есть вопрос → оставьте его, используя форму на странице «Контакты»

Источник: https://mojinteres.ru/roditeli-i-deti/metody-nakazaniya-rebenka-v-seme.html

Поощрение и наказание детей в семье

Способы поощрения и наказания ребенка в семье
Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми.

С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Поощрение и наказание детей

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной — о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Поощрение и наказание детей

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение — это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание — торможение плохого. И получается, что без наказания — никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Правила наказания детей

Если наказание неизбежно, тогда — как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга.

И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах.

Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Методы наказания детей

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты — там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов.

Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Способы наказания детей

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция — это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен — не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан — прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Принципы наказания детей

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик — жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса — тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви…

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь — поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за — человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение — лучший способ донести информацию. Слово — лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

Источник: https://healthilytolive.ru/na-prieme-u-psixologa/pooshhrenie-i-nakazanie-detej-v-seme.html

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. 
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е.

“Куплю конфету – не куплю конфету”.

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.

) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С.

Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова “Подойди сюда” с 20 разными оттенками в голосе.

Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: “Попадусь – не попадусь”. Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 “поглаживаний”, желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом “сверх полноценности” (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. “Компенсация”. Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни).

Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. “Аванс” – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя.

Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса: а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности; b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. “Подъемная” похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. “Взрыв любви” (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему “отпущение грехов”. Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 2) Наказание никогда не должно вредить здоровью. 3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть “на всякий случай”, даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. “Салат” из наказаний не для детей. 5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается. 6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно.

Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Составила:   психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/index.php/working-with-parents/51-conversations/449-rewards-and-punishment-in-the-upbringing-of-the-chil

Воспитание детей в семье: поощрение и наказание

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания (таблица 1).

Естественно, при воспитании мы очень часто допускаем серьезные ошибки, так как попросту не знаем, в каких эпизодах ребенка необходимо хвалить, а когда лучше прибегнуть к строгим воспитательным мерам.

Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять карательные методы и одобрения таким образом, чтобы чадо выросло воспитанным и не слишком разбалованным.

Какие варианты одобрения и наказания приемлемы в воспитательных мерах?

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры.

Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры.

Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения.

При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?

Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:

  • Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
  • Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают. Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
  • Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
  • Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству. В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
  • Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
  • Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
  • Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
  • Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.

В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.

Каких правил необходимо придерживаться в процессе применения системы карательных действий?

Если в качестве профилактических мер плохого поведения малыша вы решили использовать систему наказаний, необходимо руководствоваться основными правилами их правильного употребления. К таким правилам их применения следует отнести:

  • Ни одно из наказаний, которое направляется в сторону дитя, не должно навредить его психологическому и физическому состоянию.
  • Если вы сомневаетесь в целесообразности его употребления в конкретном случае, то лучше всего отказаться на первый раз. Все карательные действия должны быть заслуженными, а не как профилактическая мера.
  • Если ваш малыш совершил какой-то плохой поступок, то наказание должно быть одним. Если же поступков несколько, то оно должно быть одно, но достаточно суровое.
  • Не употребляйте запоздалые карательные меры, так как они все равно не будут нести в себе никакой эффективности в процессе несвоевременного применения.
  • Не занимайтесь унижением личности, так как это даст толчок к тому, что он и вовсе может замкнуться в себе и в дальнейшем вырасти неуверенным в себе человеком.
  • В качестве профилактических мер никогда не применяйте физическую силу, иначе дитя может и вовсе вас возненавидеть.
  • Применять систему карательных деяний необходимо как можно реже, так как в обратных случаях дитя может стать чрезмерно инфантильным, что в дальнейшем может негативно сказаться на его поведении.

Если вы являетесь хорошими родителями и желаете достойно воспитать собственных детей, старайтесь обдумано применять систему поощрений и наказаний при осуществлении воспитательного процесса. Только тогда ваше маленькое чадо сможет вырасти воспитанным и сдержанным человеком.

Источник: https://roditeliz.ru/family/pooshhrenie-i-nakazanie-detey-v-seme-sistema-metody.html

Советы родителям

При наказании ребенка, родители должны обзавестись терпением и выдержкой. Итак, помните:

  1. Прощение проступка воспитательнее. Возможна замена наказания объяснением, отвлечением, неторопливостью и терпением. Наказывайте ребенка лишь в том случае, если без него никак не обойтись.
  2. В некоторых случаях наказание должно отменяться, если карапуз дает слово исправить поведение в будущем и не повторять больше ошибок.
  3. Наказанием в семье пусть воспользуется тот человек, которого больше всего уважает и любит ребенок.
  4. У вас плохое настроение и вы наказываете ребенка? Это неправильно, поскольку ребенка необходимо наказывать за совершенный им проступок и ни в коем случае не из-за вашего плохого настроения.
  5. Не читайте деткам длинные нравоучения.
  6. Ни в коем случае не напоминайте о былых промахах и неприятностях в дальнейшем. Припоминание проступков нередко является привычным способом обязать и усмирить ребенка. В этом случае главным чувством деток по отношению к маме и папе может стать вражда.
  7. Ведите разговор о содеянной шалости наедине.
  8. Значимым является наказание, следуемое за поступком.
  9. Наказание должно быть суровым, но не жестоким. Вы должны объяснить ребенку о содеянной ошибке.
  10. Необходимо контролировать поведение детей и стараться предупредить мыслимые негативные поступки.
  11. Наказание должно оценивать действие ребенка и не тронуть его человеческие качества.
  12. Во время игры, еды, до сна и после него, в период болезни не наказывайте деток. Получается, что не остается времени для наказания? Очень приятно представить такое.
  13. Запоздалое наказание недопустимо.
  14. Наказание не должно причинять вред ни психическому, ни физическому здоровью.
  15. Профилактически никогда не наказывайте.
  16. Одно наказание — за один проступок. За несколько проступков можно наказать сурово, но один раз.
  17. Ребенок не должен сильно бояться наказания. Он должен знать, что есть случаи, когда наказание неизбежно. Малютка должен бояться огорчения мамы или папы, а не возмущения, поскольку расстройство родителей для него уже является наказанием.
  18. Нельзя унижать ребенка. Если дитя самолюбив, он может считать, что он прав, тогда никакой пользы наказание не принесет.
  19. Если незаслуженно наказали дитя, наберитесь мужества и извинитесь перед ним.

Непозволительные наказания

  • Не наказывайте ребенка трудом, поскольку в будущем работа будет восприниматься как наказание. Любое действие на ребенка должно являться индивидуальным, а наказание непродолжительным, конкретным и в то же время редким. Нельзя наказывать трудом, изоляцией, игнорированием, запугиванием, лишением приятного. Вместо этих методов попробуйте объяснить карапузу, сочините некую историю, чтобы малыш понял, что так поступать нехорошо.
  • Не используйте запугивания, угрозы. Не наказывайте едой, не бейте ребенка, не обзывайте плохими словами, не наказывайте на виду у всех. Несдержанность в наказании приведет к тому, что ваш ребенок станет ничтожным, забитым, а впоследствии – моральным циником.
  • Телесные наказания недопустимы.К детям, к которым принимаются телесные наказания, выявляются черты упрямства, жестокости, низкой самооценки в характере.

Что такое поощрение?

Более действенным методом воспитательного средства является поощрение, которое может быть и полезным, и вредным. Наказание является остановкой плохих поступков, а поощрение направляет на хорошие действия и закрепляет их. Рассмотрим некоторые наиболее важные моменты в технике поощрения:

  • Преувеличенно не хвалите ребенка. Не поощряйте детей неоправданной, неуместной похвалой и за неестественные вещи. Ребенок оценивает настоящую похвалу.
  • Расхваливание направляйте на поступок детей, а не на личность.
  • Свое одобрение не выражайте деньгами.
  • В семье с несколькими детьми, будьте осторожны, поскольку поощрения одного малютки может вызвать зависть у других.
  • Не поощряйте конфеткой.
  • Поощряйте ребенка за хороший поступок и ни в коем случае не делайте это заранее.

По утверждениям специалистов наказание должно носить обучающее действие. Нередко наказание влечет за собой тревогу, вражду и желание уклониться от него в следующий раз. Вследствие этого психологи выступают не за безнаказанность, а за гуманное отношение во всем:

  • за справедливость выражений и реакций;
  • за единогласие договоренных требований и демонстрацией их всеми членами семьи;
  • за личный образец во всем;
  • за постоянство в воспитательских действиях;
  • за согласие признавать личные промахи и слабости;
  • за то, чтобы не пренебрегать поощрениями хорошие действия, поведение. Может тогда, больше не надо будет наказывать?

Когда ребят наказывать не стоит? Если малыш неправ или совершил оплошность, объясните ему, что это неправильно и как необходимо поступать в этом случае. Карапузики должны знать о хороших и плохих действиях.

Слово — лучшее оружие в воспитании. Поэтому наберитесь терпеливости, снисходительности в воспитании крох и любите их со всеми оплошностями и ошибками.

Пусть у детей будет счастливое будущее, и они станут хорошими людьми.

Источник: http://mamamozhetvse.ru/pooshhrenie-i-nakazanie-detej-v-seme.html

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Сам по себе процесс воспитания детей невероятно сложен и требует титанических усилий и выдержки от родителей. Ведь каждый из них заботится о своем чаде и старается воспитать его правильно.

Кто-то выдерживает любые истерики и может спокойно повторить в 10-ый раз заданный вопрос, а некоторым даже наказания ремнем и розгами не помогают от постоянных каприз и фокусов ребенка.

Однако второй способ ни к чему хорошему не приводит, поэтому нужно понимать, как воспитать ребенка без криков и физического воздействия.

Кризис или каприз?

Как часто можно увидеть в большом магазине капризного ребенка, который не просто плетется со слезами за мамой, а лежит на полу и колотит обеими руками, требуя что-то купить.

Если такая ситуация в семье случилась единожды ничего страшного, но когда такое повторяется постоянно, даже у самых терпеливых родителей повалит пар из ушей.

И тогда некоторые просто бросают шопинг и утаскивают ребенка домой, где проводят воспитательный процесс, или прямо там отшлепают его по попе и побыстрее заканчивают поход в магазин.

Зачастую причинами капризов у детей выступают следующие факторы:

  • Возрастные кризисы, которые повторяются в первый, третий, седьмой год и так называемый подростковый кризис. Против них идти нельзя, поскольку эти периоды очень важны для развития вашего чада. В это время ребенок ведет себя несколько иначе, становится более капризным. Ему нужно предоставлять больше свободы и пространства, но не обязанностей.
  • Многие родители говорят о том, что их дитя постоянно все делает назло. Однако это не верно: если он что-то делает именно таким образом, значит он действительно не нашел другого выхода из этой ситуации.
  • Нестабильное поведение родителей, которое зачастую выражается в том, что они не постоянны в своих наказаниях и правилах, приводит к тому, что ребенок просто напросто запутался, можно или нельзя это делать: ведь сегодня его наказали за просмотр мультика или другого видео, а вот вчера или позавчера нет. И теперь, пока он не поймет наверняка, можно ли это делать, он будет и дальше прощупывать почву.

Основные способы и методы

Крики и наказания, собственно как и поощрения, всегда присутствуют в воспитании детей.

Однако если ребенку своевременно и, что самое главное, правильно объяснить правила поведения, что хорошо и что плохо, к «кнуту» в последующем просто не нужно будет прибегать.

Поэтому не стоит пугать детей розгами и ремнем по попе, как это делали в старину, а лучше лишний раз спросить, почему именно так он сделал. Ведь, возможно, причина не в нем, а в вас.

Существует множество приемов, которые позволят вам как можно меньше прибегать к крикам и наказаниям. Как только вы освоите эти способы, понимать психологию детских поступков станет легче. Помните о том, что вы воспитываете не только своего карапуза, но и себя.

Система стабильности

Если вы выбрали какое-то правило или наказание, следуйте ему постоянно. Поощрения также попадают под это правило.

Ведь если дома вы карапуза за что-либо наказывать не будете, а по приходу гости он за этот же поступок схлопочет наказание, это будет несправедливо. Ваше чадо еще только начинает жить и не знает всех тонкостей.

И поэтому непостоянное поведение родителей сбивает его с толку, лишний раз приводит в смятение и боязнь.

Считается, что для того, что бы малыш что-то запомнил, нужно ему об этом сказать как минимум 5 раз. Ведь на первый раз он даже никак не отреагирует или вообще не услышит. На второй раз он уже может оглянуться. В третий раз он начнет задумываться о том, что где-то уже слышал эти слова. А вот в 4-ый и 5-ый разы он отреагирует должным образом.

А если вы дома разрешаете смотреть видео на планшете сидя за кухонным столом во время трапезы, то и в гостях он поступит также. А почему, собственно, все против, если дома это можно? И никакие крики, рассказы о непристойном поведении и шлепки по попе не пояснят малышу, в чем именно он не прав.

Сказкотерапия

Достаточно эффективным методом понять, почему он поступил именно так, – это разговор, рассказы, сказки. Но не просто допрос. Ведь очень часто прямые вопросы родителей остаются без ответа. Особенно те, которые не обходятся без криков, угроз отшлепать по попе ремнем или розгами.

Придумывайте рассказы или сказки, где главный герой будет похож на вашего малыша. Описывайте ту же ситуацию, только с участием сказочного героя, а после спросите аккуратно ребенка: «Как тебе кажется, а почему Петя (или другое вымышленное имя) сделал именно так? Или «так себя ведет», «грубит/не случает» и т.д.

Зачастую малыши в ответ представляют свои рассказы, в которых раскрывает причину своего поведения. К тому, что скажет маленький человечек, следует внимательно прислушаться и проанализировать. Возможно, решив его наказать, вы совершите ошибку. Также можно показать поучительное видео и подробно разобрать ситуацию.

В тоже время стоит помнить, что отсутствие наказаний, – это далеко не свобода действий для вашего ребенка. Все равно остаются правила и нормы поведения и общения, которых необходимо придерживаться.

И если ребенок их не соблюдает и ведет себя безобразно, за этим последует как минимум беседа, объяснение, почему так делать нельзя, и наказание, но не ремнем по попе, а лишение приятного времяпровождения (например, за компьютером или с любимыми игрушками).

Если в семье соблюдаются основные правила, то гармонии без крика и шлепков ремнем по попе будет достичь достаточно легко:

  • Перед тем как наказать, задумайтесь, взвесьте все «за и против». А есть ли действительно основа для этого или это просто неприглядная шалость?
  • Нельзя наказывать ребенка за совершение поступка в первый раз. Ведь для детей все в новинку, и они хотят познать весь мир. Если они совершили что-то нехорошее в первый раз, не стоит сразу бежать за ремнем и шлепать его по попе. Лучше объясните, почему это плохо.
  • Установите в своей семье правила и нормы поведения и предупредите его о том, что может быть, если он их нарушит. Но в тоже время помните, что то, что не запрещенное разрешено. И если вы оставили чашку или вазу на краю стола, а ваше чадо ее случайно столкнуло и разбило, виноват не он, а вы.
  • Если бы применили наказание (оставили ребенка без компьютера), то уж будь те любезны, выполните его безоговорочно. Не идите против своих же слов, иначе у ребенка появится мысль о том, что не все наказания страшны.
  • Поставьте табу на всевозможные физические наказания: шлепки ремнем и ладонями по попе, подзатыльники и т.п. Также ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка. Наилучшее наказание – это лишение его приятного времяпровождения.
  • Если ребенок признается и говорит, что он виноват и осознал вину за совершенный проступок, отменять наказание не стоит. Поговорить, простить, пожалеть – да, но отменять – нет. Иначе это будет грозить ситуацией, когда малыш после каждого проступка будет говорить «я так больше не буду» и через 5 минут повторять то же самое.

Система поощрений

Так же как и кнут, пряник в виде поощрения может быть полезен. Если ребенок ведет себя хорошо, или сделал какой-то хороший поступок – скажите ему об этом.

Для деток меры поощрения оставляют не меньше впечатлений, чем шлепки ремнем по попе. Ведь для детей поощрения и небольшие презенты остаются в памяти намного дольше, чем о наказании.

Поэтому в следующий раз он будет снова стремиться заслужить вашу похвалу.

Но их похвалу следует использовать разумно:

  • Только искреннее поощрение и теплые слова позволят ребенку осознать, что он действительно сделал что-то хорошо. Если же вы слишком изощряетесь, сплетая целые рассказы о том, какой ваш ребенок хороший, потому что убрал игрушки, это может повлечь за собой совершенно противоположную реакцию.
  • Делайте похвалы и поощрения такими, чтобы ребенок мог сам делать вывод. Например, если он помог перетащить шкаф, не нужно говорить прямо «Ты такой сильный! Молодец». Лучше расскажите о том, какой тяжелый был шкаф, и как вам было не просто с ним справиться. Услышав это, ребенок самостоятельно сможет сделать вывод: если он помог с таким тяжелым шкафов, значит, он сильный и без него мама никак не обойдется.
  • Никогда не делайте похвалу ребенку. Делайте поощрения и хвалите только за поступки.
  • Если у вас несколько малышей, следите, чтобы поощрение одного не вызвало у остальных завистливых или обидных чувств.
  • Исключите поощрения в виде конфет, шоколадок и финансов.
  • Никогда не акцентируйте внимания на стоимости подарков. Наилучшим подарком было и будет внимание со стороны дорогого человека.

Как сохранить спокойствие при истериках детей?

Терпение и спокойствие – то, чего современным родителям так не хватает. Ведь для детей нет никаких ограничений. Они делают все, чтобы узнать этот мир лучше и быстрее, и совершенно не замечают нервный тик у родителей.

В каждой семье бывают моменты, когда родители, уставшие на работе, начинают срываться и кричать на детей. В таких случаях нужно постараться не терять над собой контроль и вместо того чтобы кричать, начать говорить шепотом. Для детей это будет необычно и вместо того, чтобы дальше капризничать и истерить, они отвлекутся и начнут прислушиваться к вашим словам.

В то время, когда вы начинаете злиться на детей и выходить из себя, посмотрите в зеркало. Неужели вам хочется, чтобы ребенок помнил вашу злую физиономию? В конце концов, ваши дети – это отражение вас самих. То, что они делают, является следствием ваших поступков.

Что делать, если вы все-таки сорвались?

Рано или поздно в каждой семье возникают такие моменты, о которых родители не хотят вспоминать. Например, как они разок сорвались на ребенка, сказали ему что-то неприятное или даже дали шлепок ремнем по попе. А еще страшнее, что малыш также помнит об этой ситуации и начинает бояться ее повторения.

Наиболее оптимальное решение в данной ситуации – это разговор с извинением и объяснением без криков. Расскажите малышу, почему вы сильно разозлились на его проделку, и попросите прощения.

Некоторые против такого метода, думая, что из-за этого поступка можно потерять авторитет в семье в глазах карапуза. Однако это не так. Если малыш поймет, почему так случилось, он сможет вас простить, и авторитет, наоборот, повысится.

Если понять, как думает ребенок, и почему именно так он делает, будет намного проще наладить гармоничные отношения и воспитать малыша без неприятных моментов с криками и срывами.

Источник: http://StranaDetstva.ru/kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.