Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Содержание

Характер ребенка: особенности и виды | Как сформировать правильный характер

Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Понятие характера и темперамента

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды.

Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей.

С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах.

Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку.

Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша.

С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей.

Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.

определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя.

Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей.

И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.

  • Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие. 
  • Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
  • Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия. 
  • Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
  • Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.

Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

Источник: https://pups.su/vospitanie/harakter-rebenka.html

Как и когда происходит формирование характера у детей

Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение.

Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства.

Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов.

Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится.

Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет.

Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию.

Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда.

Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

Источник: https://mamaipapa.org/psihologiyaj/formirovanie-haraktera-u-detey.html

Типы воспитания, которые формируют характер ребёнка

Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Формирование характера ребёнка начинается в самом раннем детстве. На этот процесс оказывают влияние многие факторы.

В это время закладываются основы того, каким будет характер в будущем, поэтому очень важно, чтобы в этот период на малыша оказывалось правильное влияние.

Рост и развитие ребёнка сопровождается спокойными и критическими периодами. Во время критических этапов происходит быстрый скачок в развитии, во время которых складываются непростые отношения со старшими, поскольку малыш начинает по-другому себя осознавать и требовать к себе иного подхода.

Выбирая метод воспитания, родители заранее определяют характер и поведение ребенка во взрослом возрасте в будущем.

К возрасту двух лет у ребёнка происходит качественный прорыв в развитии памяти и интеллекта. Но родители зачастую считают, что их малыш ещё слишком маленький и позволяют ему всё.

Это может привести к тому, что будет упущен момент, когда ребёнку нужно прививать разумные привычки, например, ребёнок должен научиться уважительно относиться к взрослым, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок, быть подельчивым.

Значение окружения в воспитании ребёнка

Родители должны с особым вниманием относиться к воспитанию ребёнка в ранние годы жизни и прививать ему умения и способности, которые понадобятся ему в будущей жизни.

В раннем периоде развития характера на ребёнка оказывает большое влияние положительные опыт поведения окружающих его взрослых.

Родители и другие близкие взрослые должны своим поведением подавать правильный пример, которому ребёнок сможет подражать. Кроме того, большое значение имеет то, какие дети окружают вашего ребёнка в детском саду. Обратите внимание, чтобы малыш играл не только тогда, когда у него есть компания. Когда ребёнок играет один, он создаём свой мир фантазий.

Но время от времени родители могут присоединиться к нему и поучаствовать в игре. Занимаясь с ребёнком, нужно всегда сохранять спокойствие, не раздражаться, даже в тех случаях, когда малыш что-то сломает или разобьёт. Он должен понимать, что слёзы ему не помощники, а вещи нужно беречь и стараться быть аккуратным.

Но бывают моменты, когда родители должны соблюдать твёрдость.

У малыша должно сформироваться понимание того, что есть определённые правила, которые нужно соблюдать и не нарушать. Ребёнка с малых лет нужно научить беспрекословно слушаться своих родителей, ведь чем старше он будет, тем сложнее будет его перевоспитывать.

Существует несколько типов воспитания:

Воспитание, основанное на любви и принятии.

Эта форма воспитания предусматривает нахождение ребёнка в центре родительских интересов. Взрослые относятся к ребёнку с большой нежностью и заботой, придумывают для него различные занятия, много времени проводят со своим малышом.

Существует несколько методов воспитания детей.

Традиционное воспитание.

Основным принципом традиционного воспитания является абсолютное послушание детей родителям.

Этот тип воспитания к тому времени, когда ребёнок входит в подростковый возраст, перестаёт действовать, поскольку подросток уже не так подвержен влиянию родителей, он проявляет большую самостоятельность, начинает противопоставлять себя родителям, их образу жизни, ценностям и идеалам. В это время для них более авторитетными становятся сверстники

Потакающее воспитание.

Следствием такого воспитания становится избалованность ребёнка. В результате может вырасти эгоист, который будет отказываться помогать своим родителям, и искренне считать, что весь мир должен крутиться вокруг них. Ребёнок, выросший при таком воспитании, начинает манипулировать родителями и выбирает такую линию поведения, при которой всегда добивается того, что он хочет.

Программирующее воспитание.

При таком типе воспитания родители проводят целенаправленную подготовку своего ребёнка к определённому будущему, которое, по их мнению, будет единственно верным. При этом они игнорируют способности и пожелания самого ребёнка. Такой вид воспитания похож на традиционный, и широко практиковался в прошлые годы.

Эпизодическое воспитание.

При эпизодическом воспитании ребёнок часто испытывает дефицит внимания со стороны родителей, так как они почти всё своё время посвящают работе и у них просто не хватает его для того, чтобы заняться ребёнком. Итог такого воспитания достаточно случаен и зависит от того, в какое окружение попадёт ребёнок и чьему влиянию будет подвержен.

Источник: http://mammypage.ru/tipyi-vospitaniya-kotoryie-formiruyut-harakter-rebyonka/

Характер ребенка — воспринять или воспитать

Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Еще будучи беременной, каждая мама представляет каким будет ее малыш. Это касается не только пола, но и того, какие черты характера будут у ребенка.

Воспитание дело ответственное, поэтому все родители стараются приложить максимум усилий, чтобы их чадо выросло с необходимым набором знаний, умений и навыков, необходимых для успешной взрослой жизни.

Они также стремятся заложить и положительные черты характера в ребенке, благодаря которым малыш займет свое место в обществе.

Общаясь со взрослыми людьми, мы всегда стараемся подстроиться под них, так сказать, учитываем характер, а вот про детскую индивидуальность чаще всего забываем.

А ведь чтобы из ребенка выросла гармоничная личность об этом забывать не стоит.

Родители должны найти золотую середину, то есть знать где стимулировать развитие недостающих качеств характера, а где наоборот, мягко подавлять те, которые будут мешать малышу по жизни.

Воспитание характера ребенка начинается в младенческом возрасте, когда он как губка впитывает все интонации взрослых. Психологи убеждены, что «ядро личности» полностью сформировано у детей к трем годам.

К этому возрасту они уже должны овладеть некоторыми социальными навыками: могут строить отношения со сверстниками, они коммуникабельны, у них должно быть развито чувство ответственности, самостоятельности и собственности.

Качества характера ребенка формируются под воздействием двух составляющих: темперамента и социализации. И если первым наделила природа, то второй включает несколько аспектов:  

  • среда,     в которой растет ребенок;
  • воспитание;
  • влияния     культурных принципов общества;
  • нормы,     принятые в его семье.

Что дано – то дано

Поговорим о темпераменте. Ведь именно он составляет основу характера, а также влияет на поведение и коммуникации с другими людьми.

Он отвечает за стрессоустойчивость, активность, скорость реакции. Темперамент – не изменен в течение всей жизни, это индивидуальная биологическая особенность человеческой личности.

Различия в типах темперамента не имеют ничего общего с развитием способностей.

Итак, выделяют 4 основных вида темперамента:

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Меланхолик

Эти дети очень ранимы, задумчивы и не отличаются гиперактивностью. Они по большей части застенчивы, задумчивы, в большей степени их волнует собственный внутренний мир. Их нервная система неустойчива и принятие решения у них занимает достаточно много времени. Негативные ситуации откладывают на них большой отпечаток, они долго переживают, уходят в себя.

У детей меланхоликов глаза постоянно на мокром месте. Но при этом, они способны долго высидеть на одном месте, любят заниматься творчеством. Они боятся публики, выступления на сцене – не их конек, им подойдет рисование, вышивка, гончарное искусство, лепка или игра на музыкальном инструменте.

Правильное воспитание меланхолика позволит вырастить из него талантливого, серьезного, уравновешенного человека с богатым внутренним миром, заботливого и чувственного.

Если же заставлять его постоянно быть на публике, жить в быстром темпе , то кроме слез и даже истерик вы ничего не добьетесь. Как следствие – сильный стресс, уход в себя, стена от окружающего мира.

В воспитании ребенка меланхолика нужно делать упор на адаптацию к реальной жизни, задействовав его творческие задатки.

Флегматик

Его можно охарактеризовать как ребенка тихого, задумчивого, немного медлительного, но при этом он способен прекрасно защищать себя от негативных ситуаций и обстоятельств. Он не такой ранимый, как его брат меланхолик, но также, как и он, не любит быстро принимать решения и не приветствует спешку.

Маленький флегматик вдумчивый, очень аккуратный. Игрушки собирает медленно, но раскладывает по своим местам. Он не любит бывать на публике, ему в меньшей степени присущи лидерские качества. Может выступать на сцене только в составе оркестра, хора, каждый выход на нее дается с трудом.

Воспитывая юного флегматика стоит уделить больше внимания тому, что его интересует. А это будет искусство, наука, компьютеры. Дети, имеющие этот тип темперамента, в будущем становятся учеными, компьютерными гениями, писателями и мыслителями. Взрослые должны научить ребенка флегматика адаптироваться среди других детей и тогда он найдет свое место в жизни.

Сангвиник

Это ребенок сильный, всегда знающий чего он хочет. Он уверен в себе, в меру напорист, с сильной и устойчивой нервной системой. Яркий, харизматичный, целеустремленный – такой сангвиник от рождения.

Ему присущи лидерские качества, он любит бывать на виду, его не пугает сцена, она даже его манит.

Его темперамент позволяет быстро справляться со стрессами, быстро и легко принимать решения, но при этом он совсем не обращает внимания на мелочи.

Поведению детей сангвиников свойственна активность, а также желание быть лучше всех. Родители должны научить их ответственности, ведь статус лидера это предполагает. Также важно объяснить своему ребенку то, что у окружающих то же есть мнение и его нужно учитывать. Хорошо воспитанный сангвиник – это мудрый, уверенный руководитель, социально-активная личность.

Холерик

Яркий, суматошный, очень эмоциональный ребенок – это про вашего маленького холерика? У него очень быстро меняется настроение, он то радостный, игривый, пылающий идеями, то грустный, практически убитый, может даже впасть в отчаяние. В общем эмоции у него через край!

Такой ребенок имеет свое «я», стремится быть на публике, любит, когда им восхищаются, но при этом он болезненно переносит критику и негативные высказывания в свой адрес. Безусловно холерики имеют лидерские качества, любят руководить, но не внимательны к деталям. Своей импульсивностью могут обидеть, поэтому им однозначно необходимо помогать.

Родителям ребенка с таким темпераментом следует воспитывать в нем сдержанность, умение проявлять эмоции в приемлемой форме. Дети холерики, сумевшие справиться с бурей эмоций, становятся яркими публичными личностями, изобретателями, генераторами идей.

Что мы можем изменить

Выше мы поговорили о видах темперамента, теперь поговорим непосредственно о характере.

Им принято называть совокупность поведения, реакций, эмоций, то есть всех психологических особенностей, свойственных конкретному ребенку. Он формируется, видоизменяется в течении всей жизни.

Уже у младенцев можно наблюдать зачатки будущего характера, а в дошкольном возрасте он начинает набирать обороты.

До 7 лет образ поведения в будущем начинает проявляться у ребенка в игре. Присмотритесь внимательно, как он строит взаимоотношения, как реагирует на сложности и домашние обязанности. В младшем школьном возрасте формирование характера продолжается.

Теперь вчерашний малыш попадает в систему жестких рамок и правил, его поведение определяют новые обязанности.

Личность ребенка дополняется новыми качествами, такими как аккуратность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, у него появляются новые виды отношений: умение дружить с одноклассниками, общаться с учителями.

В подростковом возрасте черты характера развиваются с большей интенсивностью. Это происходит по тому, что ребенок в большей степени чувствует участие в жизни своей семьи. Он осознает свои обязанности, понимает, что такое общество и действует согласно правилам и нормам, установленным в обществе. На этом этапе в ребенке, то есть в его характере, могут проявиться отрицательные черты.

Решающий фактор – воспитание, полученное в семье и школе. Не бывает детей, которых нельзя перевоспитать. Хорошее отношение, ласка и забота, сочетающая в себе мудрость, постоянство и постепенность требований – способны огранить даже алмаз детского характера.

Как воспитать в ребенке характер

Для этого необходимо сформировать у него идеалы, убеждения и, конечно же, мировоззрение. Благодаря последнему можно развить жизненные цели, стремления и правила в области морали. Становление мировоззрения должно происходить одновременно вместе с воспитанием поведения. И только тогда трудовая, игровая и учебная деятельность, воспитывающая в ребенке черты характера, дадут свои плоды.

Итак, переходим к 5 способам формирования характера:

  1. Планирование дня – дети тоже могут. Когда ребенок знает, что ему предстоит сегодня или завтра, у него вырабатывается дисциплина. Как можно    воспитать дисциплинированного и обязательного ребенка? Ответ довольно прост: начните с себя. В воспитательных целях научите его вести ежедневник или блокнотик, объясните, что всему свое время, главное, не сдавайтесь, если ваше чадо забросит этот блокнот, кладите его на видное место и результат не заставит себя ждать
  2. Добиваться поставленных целей.     Учите ребенка не сдаваться, если что-то не получилось, не бросать на полпути и доводить все дела до конца. Именно это характеризует  ребенка как ответственного, целеустремленного человека, с чувством долга.
  3. Постоянная занятость. Труд – важнейший принцип воспитания. Помните, как школьников отправляли на картошку или заставляли 20 дней отрабатывать на благо родной школы в летние каникулы в воспитательных целях? В ежедневном домашнем или общественно полезном труде, который связан с преодолением препятствий и решением сложных задач, можно заложить     лучшие черты. Главное, чтобы цели семьи и школы были едины.
  4. Дисциплина     без драм или как помочь ребенку воспитать характер. Книга     Дэниела Сигела, рассказывает какой     у ребенка бывает характер, как справляться с истериками и бороться с проблемами дисциплины, отражает новый подход в воспитании. Автор дает полезные советы как вести себя в конфликтах с детьми, в них рассматривается психология и развитие детского мышления. Также в книге говорится о том, как не стать врагами с детьми. Дэниел Сигел очень реалистично показывает на ситуациях, как привить детям     дисциплину, не наказывая их. Доктор Комаровский о написал дисциплине также целую статью. Он считает, что отсутствие ее – это проявление     ненависти к ребенку, а присутствие,     наоборот, синоним любви. Он говорит, что бывают дети,     не знающие понятие «дисциплина» и от этого их развитие, происходит не естественно.    
  5. Доброта – главная добродетель. И это на 100% правда. Ведь образы героев из сказок, мультиков оказывают большое влияние на становление характера ребенка,     особенно в школьном возрасте. Занятия театром, музыкой, прочтение сказок и классической литературы, в купе с родительскими     рассказами о великих людях, способны обогатить характер вашего ребенка такими качествами как милосердие,     сочувствие, искренность, честность.

Мы много поговорили о темпераменте и характере и надеемся, что вы поняли для себя в чем разница. Если с первым мы рождаемся, то второй еще можно изменить, если работать над целенаправленно. Также советуем для прочтения работу Дэниела Сигела, описывающую как не стать жестоким воспитателем и надеемся, что вы в своем ребенке сможете воспитать только хорошие черты.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/harakter-rebenka-vosprinyat-ili-vospitat/

Какими бывают стили воспитания детей?

Типы воспитания формирующие характер ребёнка

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей.

Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг.

И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный.

Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их.

Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься.

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача.

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх.

В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение.

В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина.

Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях.

Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать.

Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем.

Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Наконец мы подошли к наиболее удачному стилю семейного воспитания, благодаря которому вырастают гармоничные, самостоятельные, не оторванные от общества люди.

Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга.

В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки.

Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании.

Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Если ваш стиль семейного воспитания демократичный, мы не будем давать вам советов. Вы и так проявляете чудеса понимания своего ребенка, адекватно оцениваете его возможности, играете активную, положительную роль в его жизни.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kakimi-byvayut-stili-vospitaniya-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.