Традиционные роды индейских племён

Содержание

Семейные традиции индейцев: дети природы

Традиционные роды индейских племён

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн – обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), а слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю – это можно встретить в любом индейце.

Множество народностей в современном мире постепенно утрачивают свои традиции. Многое их нас не знают истории своих семей. Усилия фольклористов по крупицам восстановить сценарии праздников, песни, былины, легенды, народные рецепты «уходят в песок»: дальше написания книг и разговоров дело не идет, в повседневную жизнь традиции не возвращаются.

А взгляд индейца с любого портрета или фотографии говорит о его гордости за свой великий народ, потому что его величие в знании, в том, что они, несмотря ни на что, передают внукам и таким образом сохраняют каждое действие и умение.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

Индейцы Северной Америки — в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки — в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины.

Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства – плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты.

Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой.

Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями.

Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами.

Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие.

Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда – картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

«Все дети — наши дети»

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости.

А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы.

Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Естественное индейское родительство

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов – без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии.

Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них.

Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока.

Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится.

Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» – это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах.

Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» – кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники “естественного родительства” придерживаются основных правил:

– естественные роды;

– во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

– частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

– присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

– индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

– в большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

– не критикуйте, не сравнивайте детей. Тем более при всех, наедине ему потом можно рассказать, что какое-то действие неправильное и к чему оно может привести;

– важно всегда приходить к ребенку на помощь, находиться рядом, чтобы он чувствовал защиту и любовь. Это даст ему уверенность на всю жизнь;

Ко всем детским желаниям и действиям индейцы относятся с уважением, что и взято за основу метода «естественного родительства».

И мальчики и девочки до пяти лет участвуют в жизни семьи помогая мамам, после пяти лет, иногда чуть позже, мальчиков начинают обучать отцы. С этого момента начинается разделение воспитания мальчиков и девочек.

Девочек учат уважать мужчин, заботиться о них и даже побаиваться. Во многих племенах совершаются обряды инициации (девочки в 13 лет, мальчики в 15), когда ребенок становится взрослым.

Сейчас это обычные праздники с обрядовыми танцами и песнями.

Любимые игры индейцев

Игра в мяч– это и футбол, и игра, похожая на волейбол, где мяч отбивают ладонями, локтями, бедрами;

Запуск воздушных змеев – у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности – они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки – ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук – настольная игра с фишками на очки.

Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях.

Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача – это возможность дать образование индейским детям.

Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43792944611

Обычаи и традиции индейцев

Традиционные роды индейских племён

До момента, когда в Америке появились белые торговцы, индейцы пользовались различными природными красителями, например, некоторыми породами глины. Ассинибойны при помощи белой глины вымазывали свои лица и накидки, когда они скорбили.

Также, в ходу было множество других видоа природных красителей. В частности, равнинные Кри для получения черного цвета, смешивали жир и древесный уголь с графитом. Скиди-пауни свои лица покрывали сажей, получаемой при сжигании ими травы.

Но после появления торговцев, индейцы у них стали покупать охру, чтобы ей заменять природные красители. Тогда перед нанесением на лицо воин брал чуток охры и столько же жира, растирал смесь в ладонях до получения требуемого оттенка и потом наносил на кожу.

Европейские торговцы продавали охру индейцам в маленьких коробочках, а получали за неё до 500% чистой прибыли.

Обычаи и традиции индейцев

Зачем индейцы использовали краску?

Военная раскраска для индейского народы была традицией, она служила им магической защитой. Причем, считалось, что защищает она, как самого для воина, так и его скакуна. К тому же, индейцы верили, что раскраска усиливает магические способности воина.

Зачем индейцы используют краску
Совет

Полезно знать, что различные виды раскрашивания были результатом видений и были индивидуальны. Существовали так же определенные виды раскрашивания, которые показывали заслуги воинов и их деяния.

Боевая раскраска и ее виды в разных племенах

У индейцев племени Сиу горизонтальные, слегка волнистые разноцветные линии, нанесенные на запястья воина, обозначали, что он тот захвачен в плен врагами, но сумел спастись. Красные же пятна на теле – это места прошлых ранений от стрел и от копий.

Горизонтальные линии красного цвета на руках и на теле, как и красные вертикальные линии, нанесенные на шею, говорили о том, что воин бывал во многих битвах. Каждая из линий означала участие им в одном бою.

Черные круги, как у панды, вокруг глаз придавали воинам магическую возможность побеждать врага ночью, либо неожиданно нападать на него, чтобы победить. А горизонтальные линии черного цвета на одной щеке указывали на то, что воин уничтожил врага. Диагональные линии черного цвета на бедрах – это знак того, что воин сражался пешим в бою.

Черные кресты на его бедрах – это указка на то, что он сражался в бою на собственном скакуне. Вертикально-восходящие красные линии, проходящие по щекам от висков к челюсти, у сиу, как и шайеннов, обозначали, что воин уничтожил врага при рукопашной схватке. 

Значение белой краски у индейцев

Значение черного

Черный цвет для большинства племен, как сиу, шайенны, арапахо и пауни вместе с некоторыми другими, считался цветом победы. Он обозначал прекращенную вражду, символизировал затухания углей на вражеских кострах и постепенное угасание вражеских жизней, которые покидали врагов. В то же время, племена команчей и осейджи рисовали черной краской перед битвой. 

Значение черного цвета

Церемонии раскраса

При разных племенных церемониях раскраска воинов могла указывать на принадлежность его к какому-либо военному обществу и клану, а то и говорить о совершении им различных боевых подвигов.

Те воины, что смогли проявить себя «на тропе войны», получали право раскрашивать лица своих жен. Если мужчина не было боевых заслуг, то данной привилегии он был лишен.

Лошади тоже раскрашивались, а гривы и хвосты их были украшены по традиции орлиными перьями и разными яркими лентами. 

Церемония раскраса

Раскрашивание коней

Традиция раскрашивания коней перед важным боем существовала у всех индейских племен. Лошадей темных мастей раскрашивали в белую или желтую краску, а тех, что имели светлую масть – в красную краску.

Круги вокруг глаз у боевого коня делали, чтобы зрение у скакуна становилось острее. Места ранения скакунов у племен сиу и шайеннов, а также среди черноногих отмечали круглым пятном, обычно красного цвета.

 

Раскрашивание коней

Символы на лошадях

Существовали различные символы, наносившиеся на боевых лошадей. Они отображали подвиги того или иного воина, который был хозяином лошади. Например, сиу ставили отпечаток ладони на свою лошадь. Этот знак означал, что воин сумел дотронуться до врага, будучи верхом на коне. 

Символы на лошадях
Вывод:

Индейцев можно назвать детьми природы, потому именно с окружающим их миров связаны все их традиции и обычаи. Неотъемлемой частью их традиционной культуры считается раскрашивание собственных тел. Это делалось для защиты, а также для выделения статуса того или иного представителя данной народности.

Обычаи и традиции индейцев

Источник: http://www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-indejtsev

Культура, быт и обычаи индейцев, проживающих на территории Южной Америки

Традиционные роды индейских племён

Племена аймара, уальякан, кеуар также были инками.

Они проживали в долине города Куско, их язык назывался кечуа.

На Южноамериканском континенте в XIV – XV веках государство инков было самым влиятельным и значительным.

Главным занятием было натуральное хозяйство, каждая семья обеспечивала сама себя.

В каждой области были свои верования, так как религия занимала важное место в жизни инков.

Они поклонялись тотемам, считая их родственными душами.

Был широко распространен культ предков.

Умершие могли поспособствовать плодородному урожаю, плодовитости животных, удачливости людей.

Дома строили из разных видов каменных пород:

  • базальта,
  • диорита,
  • известняка,
  • кирпича-сырца.

Жилища простых людей были скромнее, в домах не было печей.

Золотой двор – ансамбль храмов (Кориканча) – считается высшим достижением культуры инков.

Инки осваивали множество ремесел, таких как горное дело, добыча руд металлов.

Из металлов изготавливали домашнюю утварь.

Инки были искусными ювелирами: из золота создавали множество изделий, при этом оно не являлось средством платежа.

Ювелиры изготовили кукурузный початок: зерна в нем были золотые, а волокна были из серебра.

Из огромного диска золота искусные мастера создали изображение бога Солнца.

Правитель Уайн Капак приказал облицевать золотом стены и крыши своих дворцов.

Но все золото было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро.

Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию.

Скорее всего, империя инков погибла из-за религии.

Аймара

Аймара – индейский народ, проживающий в Андах.

Представители этого народа живут на западе Боливии, юге Перу, севере Чили.

Большую часть шахтерского населения в Боливии составляют как раз представители племени аймара.

И язык тоже называется аймара – так же, как и само племя.

Традиционной мужской одеждой являются короткие брюки и рубаха-туника, пончо; женщины носят блузки, широкие сборчатые юбки, надетые друг на друга, и шали.

Головные уборы – соломенные и фетровые шляпы у женщин, у мужчин – вязаные шапки-лючо.

Традиционные занятия:

  • земледелие (выращивание картофеля, киноа, ока)
  • животноводство (разведение лам),
  • занятия ремеслом (ткачество и вязание из шерсти ламы, лепка расписной керамики),
  • металлургия,
  • изготовление тростниковых лодок (уампу),
  • выращивание коки – лекарственного растения – и множество других.

Танцы уайно очень популярны, особенно если они исполняются в сопровождении ансамбля, в котором участвуют национальные музыкальные инструменты.

Песни-молитвы также распространены в племени аймара, они обращены к божествам, духам и святым.

Мапуче

Чтобы добраться до племени мапуче, предстоит пройти через город Карауэ.

Мапуче хотели завладеть Карауэ и много раз хотели его сжечь.

Вы знали, что именно индейцы Южной Америки первыми открыли и начали выращивать картофель?

А со всеми государствами Латинской Америки вас познакомит эта статья

Поэтому в городе не осталось исторических памятников: все здания и дома построены в прошлом веке.

Основным занятием осталось сельское хозяйство:

  • выращивание картофеля, пшеницы;
  • разведение свиней, коров, лошадей.

Национальным напитком мапуче является мудай: его готовят из пшеницы, зеленого горошка и картофеля.

Национальная игра мапуче напоминает игру в хоккей и называется «палин».

Отличается тем, что мапуче используют шарик из конской кожи. Ширина поля составляет 7 метров, длина около 140 метров.

Соревнование обычно проводится между соседними деревнями.

Правила довольно интересные: если команда забьет 4 гола подряд, то она побеждает, но в то же время, когда команда пропускает мяч, то все предыдущие очки не засчитываются.

Из-за таких запутанных правил соревнование может длиться больше одного дня.

Конибо и шипибо

Проживают в большинстве своем на территории Перу, возле амазонской сельвы, также по берегам реки Укаяли.

Шипибо-конибо говорят: «Река нас кормит, а джунгли нас приютили».

Зарабатывают на жизнь, занимаясь земледелием, рыболовством, пивоварением, перевозками по близлежащим рекам.

Шипибо и конибо прославилось благодаря своим шаманам, самый известный из них – художник Пабло Амаринго.

Про это самобытное племя даже снят фильм «Иные миры» режиссера Яна Кунена.

Миф о Пернатом змее и вера в двойственность души играют не последнюю роль в мифологии племени конибо.

Шипибо, в свою очередь, верят в легенду о всемирном потопе.

Также они верят, что если мужчина отличался недостойным поведением, то он перерождался в каймана (попросту крокодила) либо ягуара, а неверная женщина перерождается в опоссума или броненосца.

Обычаи племен шипибо-конибо по-своему уникальны и самобытны.

Узор «Космический змей», воплотивший в себе немыслимые сочетания рисунков и цветов, очень интересен и красив.

Для создания узора индейцы используют краски из натуральных материалов.

Церемония Аяваски, исцеляющая духовно и физически, проводится шаманами, которые были удостоены обладать тайными знаниями.

Диагиты и кечуа

До XVIII века в Аргентине проживали индейские племена.

Они считались самыми развитыми по сравнению с другими племенами.

Ведя оседлый образ жизни, они владели ремеслами, строили мосты, дороги, ирригационные сооружения – доказательства их существования можно обнаружить в настоящее время.

Земледельцы гуарани обитали на северо-востоке, в пампе жили кочевники:

  • пуэльче,
  • хэт,
  • гарруа,
  • керанди.

Теуэльче и алакалуфы продавали ткани и шкуры животных, жили в Патагонии.

Кечуа

Индейский народ, проживающий в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили.

Письменность основана на латинском алфавите.

Являются носителями высокой культуры.

Основные занятия:

  • террасное орошаемое земледелие с помощью чакитакльи (заступа с поперечным выступом для ноги),
  • скотоводство,
  • производство тканей,
  • прядение,
  • выделка фетровых шляп,
  • плетение,
  • изготовление украшений,
  • резьба по дереву.

В долинах живут все вместе, рядом друг с другом, в горах – обособленно.

Жилища построены из сырца, в форме прямоугольника, с двускатной крышей.

Кечуа обычно живут в одной комнате, в остальных хранят вещи.

Мужчины носят короткие брюки с курткой, сверху накидывают пончо из шерсти, сделанной вручную.

На голове носят широкополую шляпу из фетра, под ней часто можно заметить чульо – не что иное, как подобие вязаного шлема.

Мужчин сопровождают женщины, которые сразу надевают несколько юбок с цветным окаймлением и льиклью – шерстяную шаль.

Украшают шаль изделиями из камня, кости, раковин и металла.

В основном ходят босиком, но иногда надевают сандалии.

Главным праздником кечуа остается праздник очистки оросительных каналов.

Горные вершины у них в особом почете.

Шаманизм и жертвоприношения также имеют место в культуре племени.

Древние индейцы Перу оставили послу себя много загадок:

Например плато Наска с гигантскими рисунками, про которое вы можете почитать ЗДЕСЬ

С остальными достопримечательностями Перу вы можете познакомиться в этой статье:
http://latintour.ru/peru/pe-info/dostoprimechatelnosti.html

В фольклоре — сочетание местных и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри, который должен ожить и уничтожить европейских недоброжелателей.

На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Смесь местных и европейских сюжетов составляет фольклор племени.

Музыка уайно получила мировую известность.

Гаучо

Гаучо также населяли Аргентину.

Они были приспособлены ночевать под открытым небом, есть однообразную пищу, справляться с коровами; в быту были довольно скромны.

Широкие брюки, куртки с бахромой, широкополые шляпы из войлока, ремень из кожи, украшенный монетами и серебряными накладками, шейный платок – гардероб практически каждого представителя гаучо.

Современные аргентинцы гордятся фольклором гаучо.

У аргентинцев сохранилось много обычаев от них – пить чай мате, например.

Соревнование «сор-тихо» пользовалось популярностью среди молодежи.

Золотое кольцо прикреплялось к деревянной планке, и участник состязания верхом на коне должен был надеть кольцо на деревянную пику.

Полученный трофей победитель вручал нравящейся девушке. Это считалось помолвкой.

Такой обычай сохранился и по сей день.

Портеньос

Портеньос населяют территорию Буэнос-Айреса.

В большинстве своем являются клерками, мелкими промышленниками, лавочниками .

Отличаются особым патриотизмом, отвагой и безграничным чувством товарищества.

У портеньос есть особый собственный язык, который был сформирован в низших слоях общества.

Он схож с испано-итальянскими диалектами.

Если вам близка по духу колоритная и удивительная культура южноамериканских племен, то вы захотите:

  • воочию увидеть золото инков;
  • посмотреть на национальный танец племени аймара, или даже поучаствовать в нем;
  • увидеть настоящий «южноамериканский хоккей»;
  • прикоснуться к узору «Космический змей». Он очень красив, и его родина – Южная Америка;
  • пообщаться с шаманами племени кечуа – они имеют возможность связаться с духами и потусторонними силами;
  • попробовать чай мате – напиток, приготовленный по рецепту индейцев гаучо.

об империи инков

Источник: http://latintour.ru/sa/sa-info/indejjcy.html

Семейные традиции индейцев: дети природы / Сайт для мам – все о беременности и детях!

Традиционные роды индейских племён

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн – обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), а слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю – это можно встретить в любом индейце.

iStock_000017291285Small.jpg Множество народностей в современном мире постепенно утрачивают свои традиции. Многое их нас не знают истории своих семей.

Усилия фольклористов по крупицам восстановить сценарии праздников, песни, былины, легенды, народные рецепты «уходят в песок»: дальше написания книг и разговоров дело не идет, в повседневную жизнь традиции не возвращаются.

iStock_000020633181Small.jpg А взгляд индейца с любого портрета или фотографии говорит о его гордости за свой великий народ, потому что его величие в знании, в том, что они, несмотря ни на что, передают внукам и таким образом сохраняют каждое действие и умение.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

iStock_000026256866Small.jpg А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой.

Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями.

Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами.

Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие.

Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

iStock_000026364550Small.

jpg Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда – картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

«Все дети — наши дети»

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей.

Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Естественное индейское родительство

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов – без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии.

Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них.

Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

iStock_000019776840Small.

jpg С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.
По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока.

Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится.

Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» – это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах.

Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» – кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники “естественного родительства” придерживаются основных правил:

– естественные роды;

– во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

– частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

– присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

– индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

– в большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

– не критикуйте, не сравнивайте детей. Тем более при всех, наедине ему потом можно рассказать, что какое-то действие неправильное и к чему оно может привести;

– важно всегда приходить к ребенку на помощь, находиться рядом, чтобы он чувствовал защиту и любовь. Это даст ему уверенность на всю жизнь;

Ко всем детским желаниям и действиям индейцы относятся с уважением, что и взято за основу метода «естественного родительства».

И мальчики и девочки до пяти лет участвуют в жизни семьи помогая мамам, после пяти лет, иногда чуть позже, мальчиков начинают обучать отцы. С этого момента начинается разделение воспитания мальчиков и девочек.

Девочек учат уважать мужчин, заботиться о них и даже побаиваться. Во многих племенах совершаются обряды инициации (девочки в 13 лет, мальчики в 15), когда ребенок становится взрослым.

Сейчас это обычные праздники с обрядовыми танцами и песнями.

Название племен индейцев: майя, ацтеки, инки, ирокезы, могикане, апачи. Индейцы Америки

Традиционные роды индейских племён

Территория Америки, открытая Колумбом, весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки – индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители – это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей колонизации Америки странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых индейских племён: гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

Местное население Америки существенно сократилось в течение колонизации мест европейскими переселенцами, постепенного истребления и вытеснения, а также болезнями, занесёнными колонизаторами, и отсутствием иммунитета у индейцев. Все это значительно сократило их численность. Оставшиеся индейцы были переселены из традиционных зон обитания в резервации.

Гуроны

Племя гуронов – одно из самых многочисленных племён американских индейцев. До вторжения европейцев его численность составляла приблизительно 40 000 человек.

Центральная часть Онтарио изначально была местом пребывания гуронов. Известно, что в ходе кровавой и долговременной вражды с племенем ирокезов, гуроны были разбиты на две неравные группы. Меньшая часть группы племени пыталась осесть в Квебеке (современная Канада). А более многочисленная группа осела на территории Огайо (США), однако очень скоро была вынуждена переселиться в Канзас.

Гуроны были первым племенем, которое вступило в торговые отношения с европейцами. На сегодня в Канаде и США проживает около 4 000 индейцев.

Ирокезы

Ирокезы, как оказалось, – достаточно предприимчивые индейцы. Племя ирокезов является одним из самых влиятельных и воинственных племён до колониальных времён Америки. Их родственность формировалась по материнской линии, а также существовало деление на кланы.

Ирокезы имели конституцию, которая была «записана» при помощи ракушечных бусин. Кстати, благодаря своей способности к языкам, вели торговые дела, как с соседними племенами, так и с европейцами. В XVII веке племя имело достаточно развитые отношения с голландцами.

Ирокезы изготавливали и использовали различные маски с отличительной особенностью – крючковатым носом. По их преданиям, маски защищали народ и их семьи от болезней. Проживали индейцы в овачирах – длинных домах, в которых помещался практически весь род, включая старейшину.

Народ реки

Могикане – индейцы с восточно-алгонтинского племени. Название племени в переводе означает «народ реки».

Первоначальное место проживания – долина реки Гудзон и вокруг неё (район Олбери, штат Нью-Йорк). Первый контакт с европейцами произошёл в 1609 году. Могикане были конфедерацией, и на момент первого контакта распределялись на пять племён: могикане, викагьок, вавайхтонок, мехкентовун и вестенхук.

Жители занимались земледелием, охотой и рыболовлей, а также собирательством. Интересно то, что они имели монархическую форму правления. Во главе был вождь, статус которого передавался по наследству.

Впоследствии, многие мигрировали в штат Массачусетс Стокбридж. Некоторые из могикан обратились в христианство, в то же время ряд из них сохранили собственные традиции. Впоследствии большая часть из уцелевших представителей племени перебрались в районы Висконсина.

Апачи – индейцы

Народность, состоящая из нескольких сообществ, которая имеет сходную между собой культуру и язык.

Все они имеют общее название племён индейцев под названием апачи. Воины этого племени отличались от других своей свирепостью и выживаемостью в суровых условиях. Апачи – индейцы, владевшие военной стратегией и планированием боя. На протяжении нескольких веков воины ходили в военные походы и защищали свои территории, беспощадно уничтожали всех, кто попадался у них на пути.

Первое европейское вторжение пришлось на 1500 год. Это были испанские колонизаторы. Последствия войны привели апачей к потере старых налаженных связей с соседними племенами.

Первоначально индейцы вели кочевой и полукочевой образы жизни, перемещаясь по всей территории юго-западной части США. Их основными занятиями были охота на животных, собирательство. Пища была довольно проста, состояла, в основном, из ягод, грибов и кукурузы.

Для проживания использовали вигвамы куполообразной формы, имеющие дымовое отверстие и очаг. Строили с помощью веток, кожи и травы. На сегодня их численность составляет примерно 30 тысяч. Проживают апачи на территориях Аризоны, Оклахомы и Нью-Мексико.

На Американском континенте выделяют всего три высокоразвитые коренные цивилизации: инки, ацтеки и майя. К сожалению, многие знания о них утрачены, и только лишь благодаря учёным-археологам удалось узнать об этих древних культурах.

Ацтеки и майя – самые известные из большинства племён индейцев. Народ майя – высокоразвитое племя, находившееся в центральной Америке. Они знамениты своими городами, полностью вырезанными из камня, а также необычайными произведениями искусства. Майя построили несколько городов на достаточно отдалённой дистанции друг от друга.

Примечательно, что основу составлял комплекс пирамид, а их высота не уступала пирамидам Египта. Они имели иерографическую письменность и использовали понятие нуля в математике. Майя были отменными астрономами, и именно они создали знаменитый календарь, закончивший своё летоисчисление в 2012 году. Этот древний народ исчез задолго до прибытия Колумба.

Ацтеки – наиболее многочисленный народ Мексики. Первоначально были охотничьим бродячим племенем, но после длительных скитаний ацтеки осели недалеко от озера Тескоко. Позже освоили земледелие и построили города, главным был Теночтитлан. Интересно, что у древней народности была достаточно сложная система орошаемого земледелия.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей – рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в горах Чили и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.

Источник: http://fb.ru/article/274744/nazvanie-plemen-indeytsev-mayya-atsteki-inki-irokezyi-mogikane-apachi-indeytsyi-ameriki

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.