Воспитание ребенка инвалида

Содержание

Как воспитывать ребенка инвалида

Воспитание ребенка инвалида

Любой ребенок-инвалид всегда остается ребенком, именно об этом взрослые должны помнить в первую очередь. То есть, они ничуть не меньше других нуждаются в родительской заботе и в ласке, они ее прекрасно чувствуют и понимают.

Более того, в ответе на вопрос, как воспитывать ребенка-инвалида, особенно важно сказать о необходимости создания вокруг него здоровой обстановки и окружающей среды.

Это и является первоочередной задачей родителей, которые будут самыми первыми помощниками крохе в борьбе с его заболеванием.

Правила воспитания ребенка-инвалида

Итак, любой ребенок-инвалид, возможности которого существенно ограничены, является уникальной заслуживающей уважения личностью.

Конечно же, ему особенно сложно адаптироваться к тому образу жизни, который привычен для его сверстников, равно как и самореализоваться в жизни. Именно на этом этапе они особенно нуждаются в помощи родителей.

Именно от их поступков, действий, а также мыслей, и будет зависеть будущее такого ребенка. Так как все-таки воспитывать ребенка-инвалида?

Итак, если при рождении ребенка у него обнаружились какие-то психические либо физические отклонения, то родителям в первую очередь необходимо это принять.

Главное ни в коем случае не требовать от такого ребенка выполнения задач, которые ему не под силу, то есть, завышенные требования для него не допустимы.

Если родители будут мягче, то и у ребенка появится возможность проявить себя и свои личные качества на практике.

На самом деле психологи приводят немало примеров, когда родители не понимают, как воспитывать ребенка-инвалида и попросту бросают все на самотек.

При этом многие из них пребывают в полной уверенности, что они и так слишком много делают для своего чада.

Но это в корне неверный подход, ведь необходимо удовлетворение не только физических, но и психологических потребностей, оставлять возможности для смягчения или полного устранения имеющегося дефекта.

Также ни чем хорошим не обернется и вариант с повышенной опекой. Ведь многие родители начинают чрезмерно вмешиваться со своим контролем в жизнь ребенка, оберегая его попросту от всего.

Но дело в том, что любой ребенок быстро привыкает к тому факту, что все делается только лишь ради него, а он только все получает. Не удивительно, что в конечном итоге он становится эгоистичной личностью.

Если сам человек уверен, что все ему должны, то и в обществе его никто не будет любить.

Так как воспитывать ребенка-инвалида, чтобы он не вырос с комплексом неполноценности и при этом не оказался излишне самовлюбленным? Для этого достаточно просто растить его, как обычного и вполне здорового ребенка. То есть, его нельзя чрезмерно жалеть.

Как наказания, так и поощрения для него должны быть наравне с другими детьми. Ни в коем случае ничье внимание не должно акцентироваться на его недостатках. В ответ на вопрос, почему он отличается от окружающих детей, достаточно просто ответить, что люди все разные.

При этом важнее не сосредотачиваться на недостатках.

В процессе воспитания ребенка-инвалида он остро нуждается в достаточном количестве общения, как с родителями, так и со сверстниками, другими взрослыми.

Важно найти для него друзей или просто часто приглашать в гости знакомых с детьми. Но при этом поведение детей и взрослых нужно жестко контролировать, ведь они зачастую к слабости проявляют лишь жестокость, но не понимание.

В зависимости от возможностей ребенка-инвалида для него выбираются и подходящие игры.

Нередко один из членов семьи отказывается принимать ребенка-инвалида. Как ни странно, но чаще всего это отец, который из-за него готов даже покинуть семью. Конечно же, в первую очередь предательство близкого человека ощутит именно ребенок.

Простые правила

Итак, как уже было отмечено выше, ни в коем случае нельзя проявлять по отношению к ребенку-инвалиду жалость. Многие родители боятся его наказывать за проступки и шалости.

Напротив, куда лучше, когда с ранних лет такой ребенок будет активным членом семьи, принимая участие в ее жизни. Ведь он тоже может выполнять некоторые обязанности и нести за них ответственность.

Тогда и сам ребенок будет более ответственным и менее шаловливым.

Оптимальный путь познания мира для любого ребенка — это игра. Но многие дети-инвалиды попросту не могут играть. Тогда задача взрослых сводится к тому, чтобы научить такого ребенка играть. Желательно для игр отвести определенное место. Сюжет же может быть самым разным.

Главное, чтобы в игрушечном выдуманном мире всегда царил мир и порядок, обстановка в кукольном хозяйстве должна быть красочной и периодически обновляться. Ссоры и конфликты между куклами в такой игре категорически не допустимы.

Именно в таком случае игра вскоре перенесется и на реальный мир.

Источник: http://mamairebenok.com/vospitanie-rebenka/kak-vospityivat-rebenka-invalida.html

Воспитание ребенка-инвалида

Воспитание ребенка инвалида
/ Статьи о детях / Воспитание ребенка-инвалида

Дети – всегда радость. Но рождение ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем становится испытанием для всей семьи. Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями очевидны. Условия современной жизни в нашей стране не способствуют счастливому детству для таких малышей.

Родители вынуждены прилагать максимальные усилия, чтобы воспитать ребенка инвалида. Затраты душевных сил и материальных ресурсов иногда кажутся невыносимыми. Многое, конечно, зависит от конкретной ситуации. Воспитание глухого ребенка отличается от воспитания инвалида-колясочника.

Но в любом случае, если родители берут на себя ответственность за малыша с проблемами, они сталкиваются со множеством трудностей.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют свою вину в этом событии, даже если никаких объективных причин для этого нет. Горе разделяет семью, противопоставляя мать и отца.

Воспитание ребенка-инвалида в большинстве случаев происходит в неполных семьях. Мужчины возлагают всю ответственность на мать ребенка и уходят.

Такая реакция встречается очень часто и подтверждается печальной статисткой.

Оставшись одна с ребенком, женщина часто не обнаруживает поддержки даже у самых близких. Бабушки, дедушки, другие родственники пытаются игнорировать проблемы ребенка или советуют отдать его в специализированное учреждение. Конечно, случаются и более благоприятные ситуации, но их не так уж много. Воспитание ребенка-инвалида почти всегда полностью ложится на маму малыша.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с неприятием в обществе подобных детей. Изоляция семьи часто становится одной из самых тяжелых проблем. Соседские ребята, дети в общеобразовательных школах не способны чутко относится к малышу с проблемами. Такое же непонимание и неприятие может встречаться и среди взрослых: соседей, педагогов, знакомых.

Материальные трудности, безусловно, дополняют психологические. Затраты на лечение, обучение, реабилитацию, содержание, воспитание ребенка-инвалида значительно превышают выплачиваемые пособия. Кроме того, ребенок требует постоянного контроля и ухода, поэтому мать не имеет возможности активно работать и зарабатывать достаточно средств.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с самой повседневной жизнью нашего общества. Самостоятельное передвижение таких детей сильно ограничено, мало специализированных школ, во многих населенных пунктах нет перспективы последующего трудоустройства. Ситуация постепенно меняется, но темпы этих изменений недостаточные.

Воспитание ребенка-инвалида в крупных населенных пунктах считается более простым, так как выше доступность медицинской и социальной помощи, больше возможностей для обучения и дальнейшего трудоустройства.

Задачи воспитания ребенка-инвалида

Главной задачей в  воспитании ребенка-инвалида является адаптация к современной жизни. Необходимо максимально скорректировать физические и интеллектуальные проблемы малыша. Это достигается с помощью правильного лечения и воспитания. Ребенок с ограниченными возможностями должен получать максимум заботы и внимания в семье.

Ребенка поддерживают с самого раннего детства в моральном плане, помогают не ощущать свою ущербность, отдаленность от коллектива. Для этого необходимо избегать изоляции, поощрять общение со сверстниками. В быту обучают подрастающих детей обслуживать себя.

В профессиональном плане адаптация заключается в постоянном развитии способностей ребенка и правильном выборе специальности. Воспитание ребенка-инвалида проводится и в общеобразовательных и специальных школах. В дальнейшем многие дети смогут получить профессию  и работать. Особенности воспитания и обучения зависят от медицинской проблемы малыша.

Умственно отсталые дети осваивают специальные программы в отдельных группах под руководством опытных педагогов. Специальные школы существуют и для слабовидящих детей. Такие учреждения оснащены специальными пособиями и оборудованием, позволяющим воспринимать информацию с помощью тактильных ощущений и на слух.

Воспитание глухих ребят также осуществляется в специальных классах. Для них максимум информации предоставляется в визуальной форме.

Воспитание ребенка-инвалида в современном мире

Отношение к детям с ограниченными возможностями постепенно меняется и на бытовом, и на государственном уровне. В настоящее время родители все реже отказываются от таких малышей, у детей из детских домов появляется больше шансов обрести опекунов или приемную маму.

Социальная реклама способствует уменьшению негативного отношения сверстников и взрослых к детям с ограниченными возможностями. Воспитание ребенка-инвалида становится несколько проще из-за функционирования государственной программы “Доступная среда”.

В ее рамках увеличивается количество пандусов в общественных местах, специализированных табличек для слабовидящих, появляется транспорт с необходимыми подножками и поручнями.

Воспитание ребенка-инвалида  в настоящее время становится все более перспективным. У родителей появляется надежда на счастливое будущее таких детей. Это связано в первую очередь с глобальными изменениями в мире. Развитие информационных технологий делает возможным полноценное обучение на дому, общение и профессиональную реализацию через сеть Интернет.

Кроме того, в России функционируют многочисленные общества, объединяющие детей-инвалидов и их родителей. Взаимная поддержка в таких коллективах помогает преодолевать все трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Слайд-шоу

Как внести в свою жизнь больше позитива?

Многим кажется, что добавить немного позитива в свою жизнь очень сложно. Но они неправы. На самом деле существует множество спо…

Читать далееЗдоровые волосы: миф или реальность?

Каждая женщина мечтает иметь красивые и здоровые волосы, ведь они являются непременным атрибутом привлекательной внешности. Н…

Читать далее

Витамины…вся ли правда о них нам известна? Многие врачи рекомендуют в осенне-зимний период принимать комплексы витаминов. А не…

Читать далееВ мире запахов, или чем должен пахнуть дом?

Запахи – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Все имеет запах – букет цветов, табачный дым, кошачий туалет, утренний кофе и т…

Читать далее

Статьи о здоровье

Волшебные свойства зеленого чая

Зеленый чай, в отличие от своего черного собрата, совсем недавно вошел в употребление в наших краях. Привыкшие к более насыщенно…

Читать далееЭпидуральная анестезия при родах

Эпидуральная анестезия – это один из методов регионарной анестезии, при котором лекарственные вещества вводятся через катетер…

Читать далее

Вопрос о том, как похудеть после родов, интересует многих женщин. Однако при грудном вскармливании не стоит придерживаться диет…

Читать далее

Оздоровительные упражнения цигун полезны для всех, кто хочет поправить свое здоровье и предупредить появление болезней. Эти уп…

Читать далее

По своей сути мантра является короткой молитвой на санскрите с высоким энергетическим потенциалом. Человечество третьего тыся…

Читать далее

Современный ритм жизни и питания привели к тому, что заболевания желудочно-кишечного тракта обошли сердечно-сосудистые и стали …

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6603-vospitanie-rebenka-invalida.php

Ребенок — инвалид

Первым этапом обязательно становится получение статуса «ребенок-инвалид». Только на этой основе можно пользоваться льготами и получать дотации.

Такой статус присваивается медико-социальной экспертизой, направление выдается любой поликлиникой или иным лечебным учреждением.

Можно пройти обследование и самостоятельно, если поликлиника отказывает в выдаче направления, на основании соответствующей справки. Впервые статус присваивается сроком на 1 — 2 года, затем потребуется повторная экспертиза.

Реабилитация ребенка — инвалида

Любой ребенок, неважно, здоров он или нет, нуждается в заботе, воспитании, обучении. И его права на это закреплены Законом. Воспитание ребенка инвалида обязательно включает процесс реабилитации, необходимый для дальнейшего нормального существования в обществе, адаптации к его условиям. В понятие реабилитации входят:

  • терапевтические методы восстановления здоровья, включая обеспечение лекарственными препаратами
  • санаторно-курортное лечение
  • спортивные и оздоровительные занятия
  • снабжение необходимыми техническими средствами (инвалидные кресла, специальные ортопедические приспособления и т. п)
  • протезирование
  • лечебное питание
[box type=»shadow» ]

В каждом конкретном случае заболевания назначается индивидуальная программа реабилитации, и полномочные органы обязаны выполнять пункты этой программы. В случае невыполнения хотя бы одного из пунктов, мама имеет право на получение соответствующей денежной компенсации.

Помните, что все реабилитационные меры – бесплатны! В то же время мама ребенка-инвалида имеет право по закону отказаться от любого из предложенных мероприятий, впрочем, как и от всей программы в целом.Не оплачивается мамой (опекуном) проезд на пригородном или междугородном транспорте к месту лечения в санатории.

Компенсируются деньгами недополученные медикаменты и технические средства. Однако важно знать, что государство предоставляет технические средства во временное пользование, то есть они не становятся собственностью семьи. Ни продать, ни подарить их она не имеет права.

Назначение видов санаторно-курортного лечения полностью зависит от особенностей болезни.

Для получения перечисленных льгот потребуется представить в органы социальной поддержки справку, выданную экспертным бюро, справку из Пенсионного фонда о наличии права на получение льгот, медицинский полис и паспорт. Талоны на бесплатный проезд выдаются на тех же основаниях.

[/box]

Образование

В зависимости от состояния здоровья ребенка, малыш-инвалид может пребывать либо в обычном дошкольном учреждении (детском садике), школе, либо в специальном (интернате). В некоторых случаях обучение ребенка инвалида может проходить на дому.

Для этого родители дают согласие на индивидуальную (или общую) программу обучения школой, расположенной в непосредственной близости от места проживания, назначаются приходящие педагоги, бесплатно предоставляется вся необходимая учебная литература, имеющаяся в наличии в библиотеке.

Требующиеся для получения аттестата экзамены ребенок сдает также на дому. Ребенок-инвалид получает такой же аттестат, как и обычные детки – установленного образца.
Родители могут принять решение самостоятельно подготовить своего ребенка.

В этом случае на обучение детей инвалидов им полагается соответствующая денежная компенсация. Кроме того, родители вправе воспользоваться помощью педагогов школы, если считают это необходимым.

Для адаптации подростка, прошедшего обучение в школе, к последующей трудовой деятельности, проводятся занятия по профориентации. Как правило, тестирование проходит в специальных интернатах, но может проводиться и обычной школой. На основе пройденного теста в дальнейшем подбирается подходящая для инвалида работа.

Обучение детей инвалидов I и II группы в средних профессиональных и высших учебных заведениях вполне возможно, зачисляются они вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

В дошкольные учреждения ребенок-инвалид зачисляется вне очереди!

Что касается негосударственных образовательных учреждений, то воспитание и обучение детей инвалидов в них возможно только при условии полного перечня специальных услуг. В него входят:

  • соответствующие технические средства
  • имеющие специальную подготовку педагоги
  • специальные программы обучения
  • медицинское обслуживание
  • установленная социальная среда

Воспитание

В процессе реабилитации большое значение имеет посещение специальных клубов, где ребятишки могут почувствовать, что они не одиноки. Практически в каждом городе организованы такие клубы, их посещают родители с детками любого возраста.

В клубах практикуются различные методики реабилитации – арттерапия, общение с живой природой, группы взаимопомощи, индивидуальная психологическая работа с ребенком (а также с родителями, опекунами, осуществляющими воспитание инвалида) и так далее.

Если у вас имеется возможность посещать подобные клубы обязательно воспользуйтесь ею!

Реабилитационные центры играют едва ли не самую главную роль в таком сложном процессе, как воспитание детей инвалидов. Конечно, при условии, что родители активно и сознательно участвуют в этом процессе.

Особенно важно, что сотрудники таких центров могут дать максимум информации семье, в которой появился особый ребенок, о возможных способах борьбы с болезнью, познакомят с семьями, где есть аналогичные проблемы.

Вот перечень услуг социального характера, которые оказывают реабилитационные центры:

  • психологическая и социальная реабилитация;
  • помощь в бытовых проблемах;
  • консультации по правовым вопросам;
  • помощь в получении пособий и компенсаций;
  • помощь в получении образования детками.

На этой основе в центрах реабилитации создаются различные службы, включая отделения дневного пребывания, стационарные, реабилитационные группы для объединения детей одного возраста, схожих диагнозов и так далее, отделения для диагностирования и разработки индивидуальных программ социальной реабилитации и, конечно, служба психологической помощи.

Психологическая помощь

Этот вопрос очень актуален для семей с детьми-инвалидами. Причем в первую очередь психологическая помощь нужна родителям, в частности, мамам таких деток.

Только преодолев свой страх и растерянность, решив проблему нервного расстройства, мама сможет действительно помочь своему ребенку нормально существовать, чувствовать себя любимым, нужным, таким же, как все.

Виды психологической помощи зависят от многих факторов – например, является ли инвалидность врожденной или стала результатом полученных травм, в каком возрасте наступила инвалидность и так далее. Для разработки индивидуальной программы с ребенком будут работать специалисты реабилитационного центра.

Часто случается, что воспитание детей инвалидов в семье заключается в так называемой гиперопеке.

Нет сомнений, что такие детки – особенные, но полностью лишать их возможности уметь обеспечивать себя самостоятельно – значит, обречь на серьезные проблемы в жизни.

Мама, делающая за ребенка-инвалида буквально все, лишь создает ему комплекс неполноценности. Научиться придерживаться «золотой середины» — вот что главное в семейном воспитании ребенка с инвалидностью.

В числе функций реабилитационных центров – решение психологических проблем мамы ребенка-инвалида. Так, в большинстве организаций созданы специальные программы работы с матерями, включающие предварительную оценку состояния, объединение в группы взаимопомощи, разработку индивидуальной программы помощи конкретной семье и постоянное наблюдение за семьей в дальнейшем.

И все же, какую бы действенную помощь ни оказывало государство семье, в которой есть ребенок-инвалид, большей поддержки, чем от собственных родителей, малыш не сможет получить. Тесная эмоциональная близость с мамой, уверенность, что она рядом, несмотря ни на что — главное условие комфортного существования, настоящего и будущего особенного ребенка.

Любите свое

Источник: http://posobiamame.ru/drugie-posobiya/vospitanie-rebenka-invalida-2.html

Воспитание детей-инвалидов: как выйти за рамки «ограниченных возможностей»

Воспитание ребенка инвалида

Мы мечтали о том, как наши дети появятся на свет. Хотели гордиться их способностями и талантами. Но жизнь дала нам особую задачу: воспитание детей-инвалидов.

Осознание того, что твой ребенок — инвалид, тяжело обрушилось на одних из нас еще в роддоме. Это коснулось тех семей, чей ребенок имел врожденные пороки развития или генетические аномалии, например, синдром Дауна. Ничуть не легче переживали трагедию в тех семьях, где причиной инвалидности стал несчастный случай или психофизические нарушения в развитии малыша.

После первого шока возникает ураган вопросов:

— Что делать? Чем я, как мать или отец, могу помочь своему малышу?
— На какое обеспечение и обучение может рассчитывать мой ребенок? Какие правовые нормы определяют воспитание и обучение детей-инвалидов?
— Какие социальные проекты могут помочь родителям, имеющим ребенка-инвалида?
— Как обеспечить детям-инвалидам максимальное физическое и умственное развитие? Что если такой ребенок растет в неполной семье?

Вопросы правового и социального обеспечения детей-инвалидов имеют решение, предоставленное государством. Существуют обучение детей-инвалидов на дому и метод инклюзивного образования. Дополнительную поддержку родителям, имеющим ребенка-инвалида, оказывают социальные проекты и мероприятия. Но главный вопрос, от которого зависит судьба ребенка, часто остается висеть в воздухе:

Что будет с нашими детьми-инвалидами, когда не станет нас самих? Как обеспечить такое обучение и развитие личности ребенка-инвалида, чтобы инвалидность не стала преградой его самостоятельной реализации?

Решение существует. Об этом в нашей статье.

Воспитание детей-инвалидов: вдохновляющие примеры

Учиться и перенимать опыт мы можем только у тех, кто действительно имеет серьезные результаты в воспитании детей-инвалидов. У тех, кто знаком с проблемами детей-инвалидов не понаслышке и сумел с ними справиться.

История знает немало таких примеров. Ник Вуйчич, который от рождения не имел ни рук, ни ног, сегодня счастливый муж и отец, обладатель крупного состояния. Юлия Самойлова, несмотря на жизнь в инвалидной коляске, вышла замуж, создала рекламное агентство и в 2017 году номинирована на Евровидение от России.

Воспитание и обучение детей-инвалидов дается очень нелегко. Как удалось родителям этих известных людей помочь своим детям реализовать их способности в обществе? Как обобщить этот опыт и взять его на вооружение?

  1. Семьи этих детей-инвалидов сумели привить своим детям навык преодоления трудностей. Не взирая на проблемы здоровья, физическое недомогание или психические особенности.
  2. Отцу и матери удалось сделать упор на развитие тех способностей, что дала ребенку природа.
  3. Родители, имеющие ребенка-инвалида, сумели сохранить собственную высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие. Тем самым передавая детям любовь к жизни и силу. Помните: ваше состояние, ваше спокойствие и умение справляться со стрессом — исключительно важно. Тогда вы сможете дать ребенку так необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Как этого достичь в каждом конкретном случае?

Ребенок-инвалид: тяжело не значит — невозможно

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что психика любого человека подчиняется двум природным силам: либидо (влечение к жизни, деятельности) и мортидо (стремление к неподвижности, статичности).

Чтобы стимулировать силу жизни, желание действовать, научите ребенка получать удовольствие через доступную ему реализацию его врожденных свойств.

Это задаст ему активную позицию на всю дальнейшую жизнь, помогая стать более реализованным в обществе.

Если ребенок родился или стал инвалидом, его психика устроена так же, она по-прежнему работает по принципу наслаждения. Не понимая этого, в семье мы часто подменяем жалостью истинное добро для детей-инвалидов.

Нам кажется, что в силу диагноза ребенок не способен преодолеть даже те проблемы, которые явно ему по плечу. Ограничивая социальное, учебное и трудовое развитие детей, мы наносим им колоссальный ущерб.

Специалисты называют это «стигматизацией» или «инвалидизацией».

Решение проблем детей-инвалидов требует и понимания индивидуальных особенностей ребенка. Что будет стимулом преодоления трудностей для вашего малыша? Какими способностями он наделен? Важно знать, чтобы задать правильное направление развитию.

Развиваем врожденные таланты

— Ваш ребенок демонстрирует целеустремленность? Несмотря на проблемы со здоровьем, стремится конкурировать, добиваться первых мест?

В воспитании детей-инвалидов с кожным вектором очень важен режим дня, посильные физические упражнения, навыки организованности. Именно из таких ребят вырастают будущие паралимпийские чемпионы. Поощрительным стимулом для них будут призы или поход в новые места.

— Ваш ребенок очень привязан к матери, зависим от ее мнения? Он медлительный, с трудом адаптирует перемены? Вы только усугубите инвалидность, если ребенка-инвалида с анальным вектором будут прерывать, торопить.

Дайте ему больше времени на выполнение заданий — он выполнит их качественно. Своими «золотыми руками» он сможет создавать интересные поделки, настоящие произведения искусства . Лучшее поощрение — заслуженная похвала.

— Ребенок «не от мира сего»? Отвечает на вопросы с опозданием, погружен в себя? Ему диагностируют умственную отсталость или ранний детский аутизм? Не спешите отчаиваться.

Если соблюдать звуковую экологию и правила воспитания детей со звуковым вектором, состояние может выправиться.

Сильной стороной такого ребенка может быть прекрасный музыкальный слух, особый интерес к «умным» книжкам, к решению математических задач.

Это лишь единичные примеры. Полная картина психофизических особенностей личности ребенка позволяет безошибочно определять необходимые мероприятия учебы, досуга, трудовой деятельности. Но главная предпосылка успеха — психологическое равновесие родителей.

Где взять силы?

Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов требует от родителей недюжинной стрессоустойчивости. Нередко такие дети растут в неполных семьях, потому что не каждой паре удается преодолеть стресс, сохранить свои отношения. Картину дополняет колоссальное отвержение социума, через которое приходится пройти.

Но от нашего состояния (особенно матери) напрямую зависит состояние ребенка. Не отчаивайтесь, есть возможность помочь выровнять стресс, чтобы начать действовать и помочь своему ребенку! Послушайте результаты мам, прошедших тренинг:

Любовь и добро для детей-инвалидов начинаются со счастливых родителей и понимания особенностей ребенка. Начать можно на бесплатных онлайн-тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Евгения Астреинова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/vospitanie_i_obuchenie_detej_invalidov/

Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Воспитание ребенка инвалида

Каждый из нас по-своему понимает, что такое семья. Но, как это понятие представляет наука, знают не многие. Оказалось, не так уж и просто словами описать термин «семья». За всю человеческую историю самые именитые ученые и мыслители выдвигали свои гипотезы относительно «семьи».

Хотя никто не может утверждать, что именно это, а ни какое другое объяснение есть самое верное и не оспоримое. Теперь обратимся к современному представлению о семье.

Сегодня под термином «семья» понимается группа разнополых и разновозрастных людей, объединенная кровным родством или брачными узами, также связанная моральной ответственностью, общим бытом и взаимопомощью. Разность полов в семье предполагает половую потребность, которая проявляется в форме нравственно-психических отношений.

Кроме этого семья выполняет воспитательно-педагогическую роль, удовлетворяет потребности в самосохранении, то есть детопроизводстве, а также в самоутверждении, или точнее самоуважении. И это должно касаться не только семей, где растут здоровые дети, но особенно семей воспитывающих ребенка инвалида.

Семья это важное первичное социальное звено в жизни каждого человека. Семья становится базовой социальной группой, благодаря которой человека спокойно (если нет индивидуальных семейных проблем) выходит в жизнь. Именно семья объясняет, обучает, человека с общепринятыми правилами жизни в обществе.

Именно от того, как семья воспитала ребенка, и будет зависеть его будущее поведение. В семье у каждого его члена есть свой статус и своя роль, которые определяются как общепринятыми правилами, так и межличностными отношениями. Как не прискорбно, но далеко не всегда семья оказывает положительное влияние на ребенка.

Возможно, это прозвучит несколько абсурдно, но семья может оказать два абсолютно разно полярных эффекта. Например, положительное семейное влияние заключается в особом и неповторимом отношении членов семьи к ребенку. Никто, кроме них не может, и не будет любить его так, как это делает его семья.

Но если посмотреть с другой стороны, то ни одна инстанция в мире не может принести столько вреда малышу, как это может сделать его семья.

Семейное воспитание

Воспитание в семье должно включать в себя множество направлений. Помимо социализации, семья должна развивать все стороны личности ребенка. По отношению к малышу в семье должно царить гуманное и милосердное отношение. Ребенок по возможному максимуму должен принимать участие в жизни семьи.

В семейных отношениях также очень важны доверительные и открытые отношения с детьми, которые будут помогать добиваться успеха в воспитательном процессе. Немаловажен оптимизм и позитивный настрой всех членов семьи.

Взрослые никогда не должны требовать от ребенка слишком многого, особенно того, что ему в данный момент не по силам, так как ребенок, не сумевший выполнить поставленную перед ним задачу, может либо закомплексовать, либо опустить руки, почувствовав себя «неумехой» и т.д.

Родители всегда должны быть готовы помочь и выслушать своего малыша. Это крайне необходимо, для того чтобы он ощутил свою значимость и мог гармонично развиваться.

Проблемы, с которыми сталкивается семья воспитывающая ребенка инвалида

Хоть и говорят, что деньги не главное, но, к сожалению, без них никуда. Именно с проблемой нехватки финансовых средств, в большинстве случаев, и сталкиваются семьи, в которых растут дети с особенностями развития. Этот фактор тянет за собой еще один – ограничение нормальной жизнедеятельности и ребенка-инвалида и его семьи.

Плохо организованное жизнеобеспечение особенных детей становится также и причиной плохой самореализации его родителей.

Из-за того, что дети-инвалиды и их семьи в нашей стране не получают должного внимания, их жизнь зачастую становится серой и однообразной, а экономические всплески и падения на уровне государства достаточно сильно отражаются на их финансовом, а также психологическом положении и состоянии.

Каждая семья, подспудно или нет, живет с чувством вины или мыслью о несправедливости по отношению к своему больному ребенку.

Люди с сильными и здоровыми моральными и духовными принципами не бросают своих особенных детей и берут все заботы на себя. Но среди них немало и тех, кто оставляет своих и без того страдающих детей.

У каждого из них личные причины, но ни одна из них не может оправдать такой поступок.

Способы приспособления к ситуации

Попав в данную ситуацию и ребенок, и его родители начинают приспосабливаться. Каждый делает это в силу своих психологических возможностей. У кого-то находятся силы для принятия ситуации и улучшения ее, а кто-то начинает вести себя в не свойственной ему манере.

И опять-таки, по итогам многочисленных исследований, главную и ведущую роль в адаптации ребенка играет его семья.

Существует такое понятие как «три уровня вовлечения». В первый уровень практически всегда вовлекается только одна мать. Именно ей ребенок доверяет больше всех, именно она беспокоится о ребенке как никто другой. Именно мама является связующим звеном между своим особенным ребенком и внешним миром, особенно если ее чадо склонно к аутичности или агрессии по отношению к окружающим.

Фактически ее одну волнует вопрос о том, по какой причине появилась патология и как себя вести в данной ситуации. Именно мама живет с непрерывными мыслями о том, как и что ей нужно делать в следующий момент, дабы улучшить жизнь своему ребенку. Она и никто другой ощущает все, что происходит с ребенком. Даже малейшие, перепады в течении болезни.

В общем, мама – это центр вселенной ребенка-инвалида.

На втором уровне находятся остальные члены семьи. Так семья воспитывающая ребенка инвалида разделяется на несколько частей. Их роль не настолько значимая как роль мамы. Как правило, роль второго плана достается отцу.

Он же, в отличие от мамы, находится в активном рабочем статусе, но очень боится, что семейная ситуация когда-нибудь заставит его отложить свои амбиции и дела и прийти на помощь жене, ежедневно занимающейся ребенком-инвалидом.

Это приводит к тому, что отец начинает сторониться ребенка, раздражаться на то, что супруга обделяет его вниманием, и все чаще и чаще уединяться, для того чтобы отдохнуть и скрыться от чувства вины перед ней. Далее наступает понижение настроения и нарастает беспокойство.

Мама полностью самоотрекается и полностью концентрируется на ребенке, что вызывает чувство дискомфорта у отца. Если до момента рождения ребенка-инвалида отношения в семье были не самыми крепкими, то вероятнее всего, что этот брак в скором времени распадется.

Но если брак был основан на общем уважении, доверии и взаимопомощи, то любая проблема сможет разрешиться и даже в самой сложной ситуации борьба им будет под силу. И что тут говорить, и ребенок будет это видеть и чувствовать.

Третий уровень можно еще назвать наружным. В третьем уровне фигурируют близкие люди и дальние родственники. Они естественно периодически интересуются здоровьем и состоянием малыша, но никакого физического и психологического участия в уходе за ним не принимают.

И если их спросить «Почему?», то, как не странно, у каждого из них найдется объяснение, и, по их мнению, очень серьезное. Для участников третьего уровня свойственно давать советы и рассуждать на тему «Кто виноват в происходящем?». При этом большинство из них считает, что причина болезни ребенка в главном опекуне и членах его семьи.

Такие высказывания часто подрывают положение семьи, давая ей почувствовать себя еще более беспомощной и виноватой.

После рождения ребенка-инвалида

Для каждой семьи рождение ребенка с особенностями развития является шоком. В результате женщины берут весь удар на себя, чувствуя вину.

А мужчины наоборот отстраняются, не желая взваливать на себя эту ношу и подсознательно не принимая тот факт, что это их семя воспроизвело на свет такого необычного ребенка.

В результате мужчина бросает свою семью, а женщина начинает зацикливаться на ребенке. Ее личная жизнь сводится к нулю, отчего развиваются нервно-психические расстройства.

Пытаясь совместить уход и работу, мамы начинают заниматься не тем, чем им бы хотелось, а тем, что удобно и подходит по графику и месту расположения.

Поведение семьи воспитывающей ребенка инвалида, как правило, можно разделить на аскетичное, при котором они ребенку уделяют крайне мало внимания, и чрезмерное, когда родители, руководствующиеся чувством вины, начинают всячески угождать своему «бедному» чаду. И редко кто из них выбирает правильную позицию и просто принимает малыша таким, какой он есть, относясь к нему с любовью, и равноправным уважением.

Социализация особенных детей проходит сложно, так как их общение, в основном, связано с матерью, семьей и медицинским персоналом. Для родителей детей-инвалидов общение с лечащим врачом становится одним из самых волнительных процессов.

Основной задачей врача в данный момент становится ориентирование родителей. Он должен указать направление, в котором им следует двигаться.

Разложив настоящую ситуацию по полочкам, родители немного успокаиваются и начинают более трезво смотреть на ситуацию.

Этапы осознания инвалидности ребенка

Осознание того, что родился ребенок-инвалид, принято делить на 4 этапа. На первом этапе родители находятся в растерянности и страхе. Их начинает одолевать состояние беспомощности и тревоги за судьбу ребенка.

Второй этап характеризуется состоянием шока постепенно переходящим в непринятие и отрицание диагноза. Это отрицание можно приравнять и объяснить надеждой.

Но во втором этапе есть и крайнее состояние, в котором родители полностью отказываются от обследований и коррекции состояния ребенка. Далее идет третий этап, этап осознания и принятия диагноза вводящий родителей в депрессию.

И четвертый этап, вступая в который родители начинают адаптироваться и реально оценивать ситуацию. Но дойти да четвертой стадии удается ни всем. Случается так, что даже самые оптимистически настроенные родители в итоге не выдерживают и срываются.

Социальная жизнь семьи ребенка-инвалида

В тотальном большинстве случаев изоляция семьи, в которой растет особенный ребенок, неизбежна. Снижение общения приводит к тому, что семья перестает закаляться внешними и внутренними стрессами. Конечно, все зависит от личностных качеств, но, как показывает практика, большинство семей плохо умеют приспосабливаться к стрессу.

Особенно слабая приспособленческая реакция наблюдается в семьях, где родители выбирают форму поведения в виде гиперопеки. Первое, чем начинают заниматься такие родители, это искать и покупать лекарства и безудержно ездить по врачам.

Это приводит к тому, что они забрасывают свою профессиональную деятельность и начинают все меньше и меньше общаться с родственниками и друзьями.

Итогом становится то, что называется «познание до конца», это когда из-за перенасыщенности друг другом происходит эмоциональный срыв, выражающийся в раздражительности и нетерпимости.

И та агрессия, которая ранее выходила с профессиональной реализацией, начинает крутиться в семье, нарастая как снежный ком. А когда она выплескивается, на волю выходят эмоциональная апатия, усталость и психосоматические расстройства.

Ежедневно стараясь довести своего больного ребенка до положительного состояния, родители рассчитывают на динамику. Но если в этот процесс периодически внедряется застой, они впадают в депрессию и вновь становятся заложниками разочарования, неуверенности и беспомощности.

Таким образом ограничение общения родителей со внешним миром отрицательно откликается не только на самих родителях, но и на их детях.

Заключение

Роль семьи воспитывающей ребенка инвалида в его становлении просто гигантская.

От того каков микроклимат в семье, какова моральная база, каков уровень психологической и педагогической культуры внутри семьи, какова жизненная позиция и отношение к ребенку родителей, в соответствии с его состоянием, и родительское участие в его развитии, будет зависеть и успех работы над ребенком. Главное равноправное, уважительное отношение к своему особенному ребенку и, конечно же, любовь не смотря ни на что.

Источник: http://www.childrenspace.by/psikhologiya/item/29-osobennosti-vospitaniya-rebenka-invalida-v-seme.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.