Звуковой метод обучения чтению – как он действует?

Содержание

Фонетическая методика обучения чтению дошкольника

Звуковой метод обучения чтению - как он действует?

Обучение ребёнка чтению — один из самых волнующих вопросов для родителей во все времена. А современным мамам и папам он отчасти осложнён обилием новых способов. Модные методики от именитых отечественных и зарубежных педагогов сбивают с толку:

  • как в них разобраться;
  • что предпочесть;
  • какой вариант подходит именно вашему ребёнку.

А может, традиционная методика обучения чтению дошкольников, основанная на звуковом анализе речи, всё же лучшее, что доступно сегодня дошкольной педагогике?

Друзья, мы не предлагаем готовых ответов, но по мере наших сил знакомим вас с разными концепциями развивающих занятий для детей 3–7 лет. И очередную публикацию на сайте НИИ «Эврика» мы посвятили фонетическому (звуковому) методу обучения чтению.

Этапы обучения чтению фонетическим способом

При звуковом методе обучения дошкольника чтению важно соблюдать очерёдность основных этапов. Чтобы при минимальных усилиях добиться максимального эффекта, важно к каждому новому этапу переходить лишь после того, как предыдущая ступенька будет освоена на «отлично».

Этап 1. Развитие фонематического слуха

Прежде всего необходимо научить ребёнка слышать и различать в человеческой речи отдельные звуки.

Заниматься этим можно и даже нужно уже с рождения малыша. Пойте ему простые колыбельные, читайте потешки, рассказывайте сказки для самых маленьких. Разговаривайте с младенцем каждый раз, как только представится такая возможность. Кстати, о том, как правильно разговаривать с крохой, мы писали в статье «3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком».

По мере взросления карапуза привлекайте для развития фонематического слуха специальные игры, в которых от маленького игрока требуется специальным образом реагировать на заданные звуки: фиксировать их, дифференцировать, подбирать слова по определённым звуковым критериям.

Этап 2. Изучение букв

После изучения многообразия звуков родной речи ребёнку предстоит познакомиться с символами, которые используются для обозначения этих звуков на письме. На этом этапе вы можете изучать буквы по алфавиту или вразброс (начиная с более простых гласных звуков).

Важно отметить, что поколение современных родителей, как и их предшественники, сначала изучали название букв, а потом узнавали, какие звуки можно записать с помощью этих букв.

Например:

  • «Б» — буква «бэ», обозначает твёрдый звук «б» или мягкий звук «б’». Может использоваться для обозначения глухой пары «п» и «п’».

Сейчас специалисты рекомендуют не путать ребёнка, называя вместо букв звуки: «Б» — это «б», а не «бэ» и т.д. Усвоив связь между звуком и символом для его написания, ребёнок сможет позже выучить алфавит по буквам. А вот выработав привычку называть буквы, а не звуки, он может столкнуться со сложностями на следующем этапе, когда знакомые буквы надо будет собирать в слоги.

Учить буквам можно уже в возрасте 2–3 лет. Разумеется, использовать для этого подходящие по возрасту развивающие игры.

Этап 3. Чтение по слогам

Когда ребёнок будет с лёгкостью узнавать буквы не только в его любимой азбуке или на развивающих карточках, но и в любом печатном тексте, будь то афиша спектакля в детском театре, вывеска магазина или объявление в газете, можно переходить на новую ступеньку. Теперь предстоит научиться складывать отдельные буквы в слоги.

Порой эта задача оказывается для малыша очень сложной. В таком случае не торопите кроху. Особенно если вы начали учить ребёнка читать в 4–5 лет или даже раньше.

Если слоги никак не сдаются, оставьте пока учение чтению, уделив больше внимания развитию мышления.

Когда мыслительные процессы малыша достигнут необходимого уровня осознанности, вы удивитесь, с какой лёгкостью непокорённые прежде слоги сложатся в единую картинку, а за ними покорится и полноценное чтение первых детских текстов.

Слоги удобно изучать по букварю (особой популярностью у современных родителей и педагогов пользуется букварь Жуковой) или при помощи специальных тренажёров, адаптированных для ребёнка дошкольного возраста.

Этап 4. Чтение слов, предложений, текстов

Осознав, как из букв получаются слоги, ребёнок постепенно научится читать слова, простые предложения, а чуть позже он будет читать целые тексты. На этом этапе родителям важно не потерять бдительности. Необходимо убедиться, что ребёнок не просто технически читает, но и действительно понимает прочитанное.

Не нагружайте едва освоившего чтение по слогам малыша объёмными рассказами с обилием сложных предложений и непонятных слов.

Лучше всего читать маленькие отрывки из букваря или приобрести сборники книг для первого чтения. После чтения вслух просите ребёнка пересказать прочитанное своими словами.

Задавайте ему вопросы по прочитанному. Обсуждайте, какую мысль автор произведения хотел донести до читателя.

Преимущества:

  1. Именно таким способом учились читать многие мамы и папы, а потому им будет проще реализовать принципы фонетического способа при обучении чтению своих чад в домашних условиях.
  2. Обучение чтению в первом классе осуществляется фонетическим методом, а потому ребёнку будет понятно, как выполнять задания учителя.

    Первоклассник будет демонстрировать хорошие навыки фонематического анализа слов, что поможет ему заслужить репутацию успешного ученика.

  3. Развивая фонематический слух, дошкольники учатся не только слышать, но и произносить звуки правильно, а это, в свою очередь, помогает им эффективно избавляться от дефектов речи.

  4. Чтобы учить ребёнка чтению «по старинке», не надо вкладывать финансы и время в приобретение специализированных дидактических материалов. При желании вы можете купить или изготовить самостоятельно пособия для изучения букв, но базовый набор (азбука и букварь) есть практически в каждом доме.

  5. Звуковой метод многократно проверен на практике, а его результативность не вызывает сомнений. Вероятно, это не самый простой способ научить ребёнка читать, но он точно работает.

Недостатки:

  1. Звуковой метод требует терпения и определённых усилий. Он не рассчитан на то, что ребёнок научится читать за пару занятий.

  2. Необходимо заниматься с ребёнком регулярно и систематически: изучать звуки и буквы, читать слоги, вдумчиво выбирать тексты для самостоятельного чтения.
  3. Первое время техника чтения будет доминировать над пониманием текста.

    Вам придётся отдельно работать над тем, чтобы научить ребёнка читать и понимать прочитанное.

Итак, подведём итоги

  1. Обучение чтению звуковым методом подразумевает 4 обязательных этапа.
  2. На каждом этапе необходимо добиваться стойкого положительного результата.
  3. Заниматься с дошкольником чтением надо регулярно и систематически.
  4. Не ждите результатов немедленно и не торопите события.

    Позвольте малышу овладевать этим важным навыком в комфортном для него темпе.

  5. Учите пересказывать прочитанные тексты. Помните: важна не только техника, но и осмысленность чтения.

Друзья! Мы желаем вам счастливого родительства! Успехов вам в воспитании читателя и книголюба.

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/foneticheskaya-metodika-obucheniya-chteniyu-doshkolnika/

Методики обучения чтению

Звуковой метод обучения чтению - как он действует?

Методик, которые могут быть применены при обучении ребенка чтению множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

  • аналитико-синтаксический;
  • буквосослагательный;
  • чтение целыми словами;
  • складовый.

В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит. Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы:

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

  • Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Буквосослагательные методики

Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение).

При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается.

В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори

Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

  1. Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
  2. Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
  3. Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.

Достоинства методики:

  • Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
  • Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
  • Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
  • Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.

Недостатки методики:

  • Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
  • Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
  • На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

 Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»).

Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов.

Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Это относительно молодой подход к обучению грамоте. Тем не менее, он приобретает все больше приверженцев, в первую очередь потому, что кажется многим специалистам наиболее «естественным» способом.

Оговоримся сразу — это не просто методики обучения малыша чтению. Это иной подход ко всему образовательному процессу, применяемому по отношению к ребенку.

Чем младше чадо, тем лучше у него развито восприятие образов, а мозг самостоятельно по мере развития на основе полученных образов «выстраивает» закономерности. Именно на этом основано большинство методик раннего развития.

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана. Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Прекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

Несколько слов в заключение

Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные из них и разбили в соответствии с предлагаемым подходом. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному малышу может показать не самые лучшие результаты у другого.

Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями малыша. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.

Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления крохи, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.

Другое дело, если избранный подход в целом не оправдал себя. Например, малыш попросту не хочет играть в кубики, и каждое занятие превращается в пытку. В этом случае, прежде чем сменить методологию следует сделать перерыв в занятиях (2-4 недели в зависимости от возраста малыша) и лишь затем предлагать ему новые игры, основанные на ином принципе обучения.

Источник: http://hvatalkin.ru/deti/chtenie-metodiki

Методики обучения чтению. Как научить читать. | Цветы жизни

Звуковой метод обучения чтению - как он действует?

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко.

На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно.

Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика.

Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л.

Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама».

Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить.

И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире.

А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы.

А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно.

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова.

Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.

  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

https://www.youtube.com/watch?v=AfPv85_g9Dg

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/effektivnye-i-prostye-metodiki-obucheniya-chteniyu.html

5 методик обучения чтению

Звуковой метод обучения чтению - как он действует?

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

 Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется “переучиваться”.
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.

Минусы метода

  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти – шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом – довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие

Минусы метода

  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.

Минусы методики

  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы.

Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком.

Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

 
Минусы методики

  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.